В статье рассказываем о том, могут ли госслужащие покупать криптовалюту и какими законами регулируется ее использование.
По данным исследования юридической компании ЭБР совместно с образовательной платформой в области цифрового и бизнес-права Moscow Digital School, количество судебных дел, связанных с криптовалютой, в России выросло в пять раз за последние два года, с 510 в 2021 году до 2653 в 2023 году. В большинстве случаев это были дела о незаконном сбыте наркотиков, банкротстве и мошенничестве, но также среди них встречаются приговоры и по коррупционным составам преступлений, хоть пока и нечасто. При этом, по словам Генерального прокурора РФ Игоря Викторовича Краснова, уже были случаи направления запросов о правовой помощи в целях ареста криптовалюты в правоохранительные органы других государств и риск их использования для перемещения незаконно полученных доходов (в том числе коррупционных) остается высоким.
Несмотря на отсутствие регулирования криптовалют в России, с вопросом их владения госслужащими относительная определенность имеется, хотя на практике, судя по всем признакам, контроль за соблюдением этих ограничений все же очень условный.
Где написано, что госслужащим нельзя владеть криптовалютой?
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливаются Федеральным законом №79-ФЗ от 27.07.2004 г., который и определяет основные ограничения и запреты для госслужащих. Эти же запреты и ограничения, в целом, распространяются и на сотрудников Центрального банка и правоохранительных органов. Аналогичные положения также имеются и в специальном Федеральном законе №273-ФЗ от 28.12.2008 «О противодействии коррупции».
Одним из ограничений, налагаемых на госслужащих и членов их семей, является запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, а также владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Он действует, не всегда, а только в тех случаях, которые определены другим федеральным законом №79-ФЗ от 07.05.2013 г., специально запрещающим чиновникам взаимодействовать с иностранными финансовыми системами. Именно ст. 1 этого закона определяет криптовалюту (цифровую валюту) как иностранный финансовый инструмент со всеми вытекающими последствиями.
Кому нельзя владеть криптовалютой?
Статья 2 Федерального закона №79-ФЗ от 07.05.2013 г. дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. Криптовалютой нельзя владеть следующим лицам:
- Президенту, Министрам, уполномоченным по правам человека, аудиторам Счетной палаты и т.д.;
- руководству субъектов РФ;
- заместителям Генерального прокурора и членам Совета директоров ЦБ РФ;
- госслужбам, правоохранительным органам и госкомпаниям, назначения на которые и увольнения с которых осуществляются Президентом, Правительством или Генпрокурором, а также их заместителям;
- руководителям (и их заместителям) федеральных служб, ведомств и фондов в субъектах РФ и федеральных округах согласно перечням (по факту – всем руководителям и заместителям всех ведомств и госкомпаний);
- главам округов, районов, муниципалитетов, а также депутатам этих уровней.
Также, в соответствии с ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», сенаторам и депутатам тоже нельзя владеть криптовалютой, что скорее всего и является причиной отсутствия интереса к ней.
Кому можно владеть криптовалютой и какие есть особенности?
Всем остальным можно. Но есть свои особенности, в первую очередь, связанные с отчетностью.
Напомним, что все госслужащие и приравненные к ним лица, в целях противодействия коррупции ежегодно подают декларации о своих доходах и расходах, а также доходах и расходах членов своей семьи. Однако в 2018 году Минтруд РФ в методических рекомендациях, посвященных подаче этих деклараций, прямо написал, что указывать криптовалюту в них не надо, так как она законодательно не урегулирована и имуществом или обязательством имущественного характера не является. Данные методические рекомендации Минтруд ежегодно готовит совместно с Генпрокуратурой и Администрацией президента РФ.
Позиция поменялась в 2020 году, когда соответствующее регулирование появилось в виде принятия закона №259-ФЗ от 31.07.2020 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», а также внесения изменений в Федеральный закон №79-ФЗ от 07.05.2013 г., где цифровую валюту приравняли к иностранным финансовым инструментам. Тогда же Минтруд выпустил информационное письмо №18-2/10/В-12085, где рекомендовал лицам, которым криптовалютой владеть стало запрещено, продать её до 1 января 2021 года.
Всем остальным рекомендовалось о криптовалюте сообщить по форме, установленной Указом Президента РФ №778 от 10.12.2020 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Оцифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая в дальнейшем перекочевала в справку о доходах и расходах, ежегодно подаваемую госслужащими.
Первый раз госслужащие отчитались о наличии в своей собственности криптовалюты в 2022 году.
Какая основная проблема использования криптовалюты госслужащими?
Статистика владения криптовалюты госслужащими не публикуется и причина этому понятна. С другой стороны, вряд ли кто-то активно декларирует криптовалюту в собственности по причине отсутствия каких-либо средств контроля, как у самих государственных структур, так и у российского антикоррупционного регулятора – Генеральной прокуратуры.
Необходимо отметить, что даже сама форма декларации сведений о владении цифровой валютой, которая содержится в справке о доходах и расходах, судя по всему, не предполагает какой-либо проверки предоставляемой информации.
Декларанта просят сообщить следующие данные (раздел 3.5): наименование цифровой валюты, дату ее приобретения и количество в собственности. В примере для заполнения, который можно скачать с сайта «справки-бк.рф», в соответствующем разделе также поставили пункт «Не имею».
Контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции возложен на органы прокуратуры, в задачи которых входит, в том числе, и проверка данных, указанных в декларации. Проверить эти сведения без информации об адресе криптокошелька возможным не представляется.
Что в итоге?
Чиновники, на практике, владеют криптовалютой, и многие из них могут это делать законно при условии ее декларирования. А вот контроль за соблюдением этих требований происходит формально, что, в первую очередь, объясняется отсутствием стимула у госслужащих декларировать цифровую валюту при невозможности ее выявить контролирующему органу, а также – и это самое главное – наличии возможности спокойно ее реализовать без идентификации личности и сообщения источников ее происхождения, на одном из
Произошедший коррупционный скандал с бывшим начальником отдела СКР по Тверскому району Москвы Маратом Тамбиевым, у которого при обыске нашли на компьютере папку «Пенсия», где были ключи от кошелька с 1032 BTC, находящихся на адресах bc1qha6tazesy5yp7quqzahy8pe7cn7cjj0hmtm2dt и bc1qqlqhu85am9ldqsavlw79kd2faq0xw2kr7h5g2g, подтверждает, что Биткоин воспринимается как «тихая гавань» для коррупционных доходов. И пока не будет регулирования и запрета на деятельность «серых» криптообменников, ситуация не поменяется.
* * *
Команда ШАРД предоставляет множество способов проверки и защиты криптоактивов для компаний и физических лиц. Также мы можем помочь провести собственное крипторасследование, оказать аналитическую поддержку и правовую помощь. Заходите к нам на сайт, чтобы узнать подробности.