Найти тему

"ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЁТ" ФИЛЬМ Дебют Аллы Пугачевой - киноактрисы



"Женщина, которая поет" (рабочее название — "Третья любо́вь") — советский кинофильм 1978 года, музыкальная мелодрама, повествует о судьбе эстрадной певицы, о поиске своего стиля, своего жанра, своей песни.

"Мне очень хочется сняться в фильме, в котором я могла бы не только петь в кадре, но и играть.в нем. Говорят, что артисты ищут сценарий, а режиссеры ищут артистов. Может быть, в новом году мы найдем друг друга". - говорила Алла Пугачева о планах в январе 1976 г.

" - Вы знали о желании Аллы Борисовны сняться в кино, когда пригласили ее на роль?
Режиссер фильма Александр Орлов:
- На эту картину меня пригласила Алла Борисовна. Так получилось. Принесла сценарий, говорит: давай снимать картину."

"Это дитя еще пребывает в младенчестве. Что из нашей затеи получится, предсказывать не берусь. Но работа началась. Мне важно каким-то образом рассказать в фильме, что моя героиня - такая, как все и немножко другая, потому что... поет. И это главное ее дело на земле". - Алла Пугачева, июль 1977 г. (И с песни "Так же, как все" начинается фильм).

"С тех пор, как я стала петь в кино, я все время хотела выйти из-за кадра и войти в кадр, самой не только петь, но и играть. Эта метча сбылась - теперь я снимаюсь в фильме "Женщина, которая поет".
Фильм является попыткой показать творческий путь, историю бед и радостей артиста сцены. легких восхождений нет, без печалей и падений".
Алла Пугачева 1978 г.

"Женщина, которая поет" - для меня это святой фильм, потому что он не плохой, не хороший, он музыкальный. Для меня это была первая проба в кино. 1983 г.

"Я знал, что Алла Пугачева много лет ждала момента, когда она сама будет не только петь в картине, но и играть. Но, согласитесь, талант певицы и дарование драматической актрисы имеют разную основу, - режиссер фильма Александр Орлов. - Одно дело проживать жизнь персонажа в песне, другое дело жить этой жизнью в кадре. Но первые же репетиции, первые кинопробы напрочь отбросили сомнения относительно актерских способностей Пугачевой. Мне кажется, что она успешно справилась с поставленными перед ней задачами". - Александр Орлов.

Актриса Алла Будницкая, подруга Аллы, супруга режиссера, сыгравшая в фильме роль: "Алла меняла сценарий, пересочиняла некоторые эпизоды, импровизировала. Помню, когда она принесла песни для этого фильма, то сказала, что сочинил их некий композитор Борис Горбонос. Песни нам понравились"...

Работа в этой картине стала не только актерским дебютом Аллы Пугачевой. Она оказалась для нее этапной во многих отношениях. Пугачеву впервые признали как незаурядного композитора.

"Горбонос потребовался, чтобы узаконить договоры на создание музыки к кинолентам. С ним охотнее, чем со мной, вступали на киностудии в деловые отношения, и иногда даже ставили его произведения мне в пример, убеждали: у него все грамотно, добротно, а у вас совсем не то. И только когда я выдержала состязание с "самим Горбоносом", мои договорные дела были узаконены".

"- Но почему все-таки эстрадная певица пришла в кино?
- ... я знаю и то, что в самом лучшем случае на мои концерты в течение года смогут попасть десятки тысяч зрителей, а с помощью кино я встретилась с десятками миллионов любителей эстрады. После этой картины режиссеры поверили в меня как в драматическую актрису... Я получила несколько предложений о съемках в новых фильмах.

- Думаю, что я создана все-таки для сцены... Никакой экранный образ не заменит живого актера. На сцене я экспериментирую, ищу и каждая новая встреча для меня и праздник, и испытание."

"В основу сценария были положены факты моей биографии. Но в жизни, конечно, все было куда сложнее. Главным в фильме для меня по-прежнему остались песни. Некоторые из них уже зажили вне экрана. Остальное же скорее проба — могу ли я сниматься в кино. Но, повторяю, главное для меня по-прежнему эстрада". 1978

Даль Константинович Орлов, в 1972—1978 годах — главный редактор коллегии Госкино СССР, в 1978—1986 годах — главный редактор журнала "Советский экран":

"...Последним фильмом, который мне довелось принимать, как главному редактору Госкино СССР, оказался "Женщина, которая поет".
Помню, как он начинался. Начинался он с уймы претензий к сценарию.
На этапе коллективного преодоления драматургических трудностей в моем кабинете появилась Алла Пугачева собственной персоной. Села напротив, стали говорить. И я был удивлен, насколько ее предложения для улучшения сценария совпали с моими! Она совершенно профессионально рассуждала о драматургии и всем прочем, необходимом для кино... в заключение, улыбкой увлекая меня в сообщники ее неотразимости. При такой общности воззрений было тут же решено дорабатывать драматургию уже в процессе создания режиссерского сценария, - не было смысла тормозить процесс."

Съемочная группа
Режиссер: Александр Орлов
Сценарист: Анатолий Степанов
Оператор: Игорь Гелейн, Владимир Степанов
Художник-постановщик: Валентин Вырвич
Композиторы: Александр Зацепин, Алла Пугачева при участии Леонида Гарина
Авторы текстов песен — Леонид Дербенев, Алла Пугачева, Кайсын Кулиев (перевод Наума Гребнева), Наум Лабковский, Уильям Шекспир (перевод Самуила Маршака)
Музыкальный редактор: Арсений Лаписов

Автор красного балахона - модельер Вячеслав Зайцев.

Всю музыку к фильму должен был писать Александр Зацепин, но из-за конфликта, (Алла без ведома композитора фильма включила свои песни) музыку написала сама Пугачева. Александр Зацепин отказался, однако согласился оставить в фильме свои песни, которых стало меньше, чем планировалось. В фильм вошли 3 песни композитора Бориса Горбоноса, 7 песен - Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенееа. Во время съемок фильма псевдоним Пугачевой как композитора был ею раскрыт. Все три песни стали кинопремьерой в фильме. Алла, уже представившая песни зрителям на концертах до премьеры фильма, оправданно, видя успех песен "молодого неизвестного композитора" Горбоноса, пошла на конфликт. И практически стала соавтором сценария, развернув смысл и значение и содержание фильма песней "Женщина, которая поет", ставшей заглавной песней фильма, от фильма с названием "Третья любовь", что и привело к ошеломляющему вниманию, как к биографическому фильму о самой популярной певице, признанию, успеху фильма у зрителей.

Фоновой музыкой в картине являются композиции, впоследствии ставшие песней в репертуаре Пугачевой "Я тебя никому не отдам" на слова Ларисы Куликовой,
На последних минутах фильма видеоряд прохода Стрельцовой по смотровой площадке на Ленинских горах в Москве, по Парку Победы и концерт во дворце спорта "Волгарь" в Тольятти сопровождает мелодия, которая впоследствии стала песней "Все силы даже прилагая" (музыка Аллы Пугачевой, слова Евгения Евтушенко, появилась в репертуаре певицы в 1978 году).

Песни
1. "Песенка про меня" Леонид Дербенев Александр Зацепин
2. "Если долго мучиться" (Фрагмент) Леонид Дербенев Александр Зацепин
3. "Этот мир" Леонид Дербенев Александр Зацепин
4. "О любви не говори" Наум Лабковский Моисей Феркельман
5. "Приезжай" Алла Пугачева Алла Пугачева
6. "Про эстраду» Леонид Дербенев Александр Зацепин
7. "Ты не стал судьбой" Леонид Дербенев Александр Зацепин
8. "Женщина, которая поет" Кайсын Кулиев (перевод Наума Гребнева) Леонид Гарин, Алла Пугачева
9. "Сонет № 90" Уильям Шекспир (перевод Самуила Маршака) Алла Пугачева
10. "Да" Леонид Дербенев Александр Зацепин

Текст песни "Женщина, которая поет" изначально написан поэтом Кайсыном Кулиевым на балкарском языке, переведен на русский язык Наумом Гребневым и назывался "Женщине, которую люблю". Пугачева сократила два куплета, изменила обращение с третьего на первое лицо и изменила последнюю строчку в куплетах ( с разрешения автора).

В эпизоде концерта в Клубе железнодорожников перед песней "Приезжай» звучат вступление и несколько первых тактов песни «Что было однажды», которая записывалась А. Пугачевой для кинофильма "31 июня", который А. Зацепин планировал снять с Пугачевой. Песня "Если долго мучиться" записывалась для кинофильма "Повар и певица" (1978), где и прозвучала полностью. Согласно изначальному замыслу, в "Женщине, которая поет" этой песни не было

Оператор фильма Игорь Гелейн:
"- ...именно в нашем фильме я познакомился впервые с Пугачевой-композитором. По ходу фильма она поет и свои песни.
Он рассказывает о судьбе советской певицы. О её горестях и радостях. О ее любви и верности. О преданности делу.
История Аллы Стрельцовой — так зовут героиню — в чем-то сходна с историей самой Пугачевой. Обе певицы. Обе добиваются известности.
Признаться, до последнего времени я не был поклонником ее таланта. Многое казалось «слишком», даже в ее внешности. Для меня, как оператора, внешность актера или принятая им "маска" имеют немаловажное значение.
А встретились мы на пробах. Я вошел в гримерную в тот момент, когда Алла, собираясь гримироваться, подняла кверху волосы, и я впервые увидел, какое у неё прелестное лицо. Тут же предложил ей изменить прическу, а вместе с нею и сценический облик. В общем-то она моих предложений не приняла, но в нескольких кадрах зритель увидит ее такой, какой мне хотелось бы видеть ее всегда. Я намеренно ни на чем не настаивал, так как понимал, что совсем неплохо, когда актриса в каждом эпизоде разная.

- Что вас больше всего пленяет в исполнении Аллы Пугачевой?

- Прежде всего необыкновенная естественность при огромном темпераменте и полная эмоциональная отдача. Она вся во власти текста, мелодии. Мы, как всегда, снимали несколько дублей — и в каждом Алла не расслаблялась ни на минуту. Невозможно не уважать ее за эту неутомимую работоспособность, точность и дисциплинированность.
И, конечно, она актриса. В самом высоком значении этого слова. Каждая ее песня — это крохотный спектакль. Иногда задорно-жизнерадостный, иногда ироничный, иногда грустный. Но неизменно искренний и непосредственный.

Заключительные сцены фильма мы снимали в клубе автозавода города Тольятти. Алла давала там концерты, а мы в это время снимали. Не пришлось ничего инсценировать, все было предельно естественно. И она, и зрители, и общность, неизменно возникавшая между ними. Держать 5000 человек в состоянии неослабевающего интереса, заставлять их смеяться, замирать, удивляться, восхищаться совсем не просто. А зрители были убеждены, что то, что она делает, не стоит ей никакого труда. Им и в голову не приходило, что любой свои концерт певица тщательно готовит, отбирает песни, ищет точный сценический, музыкальный и эмоциональный рисунок для каждой из них, что она строга и требовательна к себе и находится в постоянном поиске. Пугачева совсем не считает, что окончательно нашла себя. Иначе зачем бы ей продолжать учиться в ГИТИСе на режиссерском факультете?

...я получил огромное удовольствие, снимая Аллу. Я заражался ее радостью, когда она буквально взлетала на эстраду, когда ее лицо озарялось веселой улыбкой — не деланной, актерской, а искренней, идущей от души: когда она пела, чутко прислушиваясь не только к собственной песне, но и к замершему залу, способная уловить малейшую перемену в его настроении. Как просто вступала она о общение с партнерами! Как легко двигалась! Как старалась не только подарить свою песню слушателям, но и заставить их понять и принять ее. За все это я благодарен актрисе!"

Даль Орлов:
"Сдача картины проходила на "Мосфильме". Исполнительница центральной роли присутствовала тоже. Все понравилось, приняли без замечаний. Дружно поздравили режиссера - интеллигентнейшего из интеллигентных Александра Орлова.
Пугачева оказалась без транспорта. "Вам куда, Алла Борисовна?" - "Домой, на Горького". - " Так поехали вместе...
Она сидела впереди, рядом с шофером, и люди на тротуарах не подозревали, кого я везу.
"Мой народ! - восклицала Алла своим неповторимым голосом, видимо, слегка меня эпатируя. - Мой народ меня не подведет!"
И ведь как в воду глядела...
Когда фильм "Женщина, которая поет" вышел на экраны, миллионные читатели журнала "Советский экран" назвали Аллу Пугачеву лучшей киноактрисой года. А потом в Доме кино был вечер, там я при полном зрительном зале вручил Алле Борисовне почетный зрительский приз."

Фильм вышел в советский прокат в марте 1979 года и занял первое место, собрав 70 миллионов зрителей, а исполнительница главной роли Алла Пугачева по результатам опроса журнала "Советский экран" была названа "Лучшей актрисой года". При этом сам фильм занял только 53 место в голосовании за лучший фильм года. "Женщина, которая поет" занимает 27-е место по посещаемости за всю историю советского кинопроката.