Все началось с того, что весной 1967 года Крис Кёртис, бывший барабанщик/вокалист группы The Searchers, обратился к лондонскому бизнесмену Тони Эдвардсу и сказал ему: «Ты можешь стать следующим Брайаном Эпстайном. Ты должен стать моим менеджером!» Это привело к тому, что Эдвардс стал сотрудничать с одной из самых успешных групп в истории тяжёлого рока.
Крис Кёртис был легендарной личностью, но ослабленным излишествами 1960-х до такой степени, что его товарищ по группе Джордж Харрисон прозвал его «Безумным Гарри». Кёртис ушёл из The Searchers и намеревался собрать трио под названием Roundabout. Он представлял себе постоянно меняющийся состав, в который входили он сам и ещё два музыканта — гитарист Ричи Блэкмор и клавишник Джон Лорд. В 22 года Блэкмор уже был опытным студийным музыкантом с репутацией одного из лучших гитаристов. Он играл с The Outlaws (вместе с Джином Винсентом и Джерри Ли Льюисом) и Neil Christian And The Crusaders (которые после его ухода взяли в группу молодого Джимми Пейджа). Двадцатишестилетний Джон Лорд пользовался скромным успехом с группой The Artwoods (в которую входил старший брат Ронни Вуда Арт), а также участвовал в сессионных работах, включая игру на фортепиано на альбоме The Kinks "You Really Got Me".
Но, посеяв семена для новой группы, Кёртис внезапно исчез, по слухам, попав в клинику.
Джон Лорд рассказывал:
«Не думаю, что это было связано с наркотиками или алкоголем. Думаю, он был психически неуравновешенным».
Лорд и Блэкмор были настолько увлечены этим амбициозным планом, что решили продолжать.
Они наняли бывшего басиста Johnny Kidd & The Pirates Ника Симпера, барабанщика Иэна Пейса и вокалиста Рода Эванса из группы The Maze, которую Блэкмор видел во время своего выступления в Гамбурге. В марте 1968 года состав был полностью укомплектован. Месяц спустя Roundabout отыграли пару разогревочных концертов в Скандинавии, вскоре после чего сменили название на Deep Purple, вдохновившись любимой песней бабушки Ричи. Прагматичный Ник Симпер считал, что это неудачное название, пока они не увидели его в чартах. Но это было определённо лучше, чем другие варианты, среди которых — Concrete God и Sugarlump.
Изначально музыкальным вдохновением для группы послужили нью-йоркские рокеры Vanilla Fudge, чьи каверы на поп-песни, такие как "You Keep Me Hangin' On" группы The Supremes, попадали в американские чарты.
Блэкмор как-то сказал о Vanilla Fudge:
«Забавно, но они считали нас новаторами, а мы просто копировали их. Удивительно, как можно обрести успех и на этом заработать».
Хотя Deep Purple игнорировали в Британии, они почти сразу же добились успеха в Америке. Их первый сингл "Hush", написанный американским композитором Джо "Games People Play" Саутом, был последним треком, записанным для дебютного альбома "Shades Of Deep Purple". И "Hush", и "Shades Of Deep Purple" вошли в американские чарты летом 1968 года.
В это время Deep Purple представляли собой лицо «свингующих 1960-х», о чём свидетельствует сохранившийся клип группы на шоу Хью Хефнера Playboy After Dark. Здесь они наслаждаются дружеским общением с Лотарио и исполняют свой хитовый сингл в окружении кроликов Хефа и «крутых молодых ребят», одетых в одежду последней коллекции Mr Fish и обувь Anello & Davide.
Лорд рассказывал об этом:
«Идея заключалась в том, что мы должны хорошо выглядеть, мы не собирались быть калифорнийской хиппи-группой. Мы не были группой наркоманов, мы были скорее группой виски с колой».
Осознавая, что группа не получила признания в Великобритании, и ощущая недовольство из-за негативной реакции андеграундной музыкальной прессы, которая охарактеризовала коллектив как «промышленный подростковый рок», расстроенный Ричи Блэкмор был озарён, когда услышал Джими Хендрикса.
В интервью 1975 года Ричи сказал:
«Хендрикс подарил мне веру в музыкальную сцену».
Это музыкальное озарение убедило Блэкмора направить группу в более жёсткое русло, и последующие альбомы "The Book Of Taliesyn" и "Deep Purple" отличались меньшим количеством симфонических поп-интерпретаций и большим количеством оригинального материала и более тяжёлых риффов. Deep Purple постепенно превращались из причёсанных денди в то, что Блэкмор назвал «грубым и грязным заявлением».
Также быстро стало очевидно, что Роду Эвансу придётся уйти.
Лорд на этот счёт сказал:
«Род был скорее исполнителем баллад, которого мы привели в форму. Мы хотели стать жёстче, сочинять свой собственный материал. Это было очень взвешенное решение».
Иэн Пейс в интервью Classic Rock в 2009 году заявил:
«Мы видели ограничения состава Mark I. Если вы послушаете первые три альбома, это группа, стремящаяся к самобытности. Она пыталась быть Vanilla Fudge. Она пыталась стать Cream... Она сама не знала, чего хочет».
Бывший коллега Блэкмора по группе Outlaws, барабанщик Мик Андервуд, игравший тогда в группе Episode Six, предложил ему на замену Эвансу их вокалиста Иэна Гиллана. Блэкмор наблюдал за выступлением Episode Six в молодёжном клубе в Вудфорде, Эcceкс, и даже подружился с ними. Гиллан был приглашён на прослушивание и привёл с собой басиста группы Роджера Гловера в качестве поддержки.
Впечатлённый тем, что Гловер и Гиллан недавно начали сочинять песни вместе, хотя Гловер позже оценил их как «ужасные», — Блэкмор взял их обоих. Восторженный Иэн Гиллан позже сказал интервьюеру:
«Когда я впервые услышал Deep Purple, я был тронут их музыкой, как никогда раньше».
С другой стороны, Гловер никогда не слышал о Deep Purple и поначалу был настроен скептически. Он вспоминал:
«Они были сомнительного вида персонажами в дорогой одежде и с большим количеством чёрной краски для волос. В то время они ничего не значили в Англии».
Но у Гловера было нечто общее с группой: большой опыт и очень малое финансовое вознаграждение за него.
Приход Гловера означал, что Ник Симпер остался без работы вместе с Родом Эвансом. Но какое-то время ни один из музыкантов не знал, что их дни сочтены. В результате возник причудливый и довольно жестокий сценарий, когда Блэкмор, Лорд и Пейс днём репетировали с Гилланом и Гловером, а ночью объединялись с Эвансом и Симпером, чтобы выполнить свои обязательства по концертам. Дебютный концерт Deep Purple Mark II состоялся 10 июля 1969 года в Speakeasy, ночном музыкальном заведении на Маргарет-стрит в Лондоне.
Тем временем менеджер Тони Эдвардс и его деловой партнер Джон Колетта ещё не окупили свои вложения. Они оба возлагали большие надежды на новый сингл Deep Purple "Hallelujah", написанный мэтрами поп-музыки Fortunes/Blue Mink Роджером Гринуэем и Роджером Куком. Позже Блэкмор назвал "Hallelujah" «промежуточной композицией», но в 1969 году он не попал в чарты. Для Симпера и Эванса она также стала «лебединой песней».
Изменив состав группы в лучшую сторону, Блэкмор, тем не менее, не был впечатлён следующим предложением менеджмента. Эдвардс и Колетта предложили Джону Лорду сочинить классическую музыку, которую Deep Purple исполнят с оркестром в Королевском Альберт-холле и запишут для своего следующего альбома. Идея "Concerto For Group And Orchestra" возникла у Джона ещё во времена его работы в Artwoods, после того как он услышал альбом 1961 года "Bernstein Plays Brubeck Plays Bernstein" — альбом джазового пианиста Дэйва Брубека и его квартета, вдохновленный композитором "West Side Story" Леонардом Бернстайном.
Лорд поделился:
«Я всегда добавлял немного Чайковского во время своих соло с The Artwoods. Это приводило их в недоумение».
Записанный Deep Purple с Королевским филармоническим оркестром, "Concerto..." имел успех у критиков и принёс Deep Purple первое место в британском альбомном чарте под номером 26, а направление группы стало называться «симфоническим роком». В результате промоутеры были разочарованы, когда на гастролях они появлялись без оркестра. Впрочем, Блэкмора такая путаница устраивала:
«Я люблю классическую музыку». Но мне не нравится, когда рок-музыканты играют с классическими оркестрами».
Лорд утверждал:
«В свою защиту скажу, что "Concerto" никогда не был частью направления группы. Это был просто эксперимент».
Но это был эксперимент, который, к раздражению Блэкмора, исказил представление многих людей о группе.
Роджер Гловер поведал:
«Когда Джон Лорд сочинил "Concerto" и вся пресса заговорила: "Джон Лорд - главный композитор и лидер Deep Purple...", Ричи это не слишком понравилось. Ричи хотел надавить на Джона».
Блэкмор настаивал на том, чтобы следующий альбом Deep Purple был гитарным, сообщив одному интервьюеру, что это будет «рок-н-ролльная пластинка для людей на вечеринках», а затем добавил:
«Если она не выстрелит, мы будем играть с оркестрами до конца жизни».
К счастью, Ричи не пришлось становиться рабом дирижёрской палочки. Следующий альбом "Deep Purple In Rock", вышедший в июне 1970 года, с его культовой обложкой, вдохновлённой горой Рашмор, прочно закрепил место Deep Purple, наряду с Led Zeppelin и Black Sabbath, в первом дивизионе тяжёлого рока. Открывающая альбом композиция "Speed King" (рабочее название "Kneel And Pray") начинается тремоло-партией гитары Блэкмора с обратной связью. Выпущенная позже в качестве сингла, начало песни было удалено в американских версиях, чтобы её можно было слушать на радио.
"Speed King" была заявлением Блэкмора. Он говорил:
«Если песня не захватывающая и не драматичная, ей не место на альбоме».
Основанная на риффах из двух песен Хендрикса "Fire" и "Stone Free", она отличается взаимодействием между Блэкмором и Лордом, ставшим фирменной фишкой звучания Deep Purple, а Гиллан создал коллаж из текстов, взятых из его любимой классики рок-н-ролла, включая "Good Golly Miss Molly" и "Tutti Frutti". "Speed King" задала стандарт для остальной части альбома, который, как рассказал Гловер, в основном получился из серии импровизаций:
«Мы просто играли рок-н-ролл и превращали его в песню. Ричи любил простые риффы, он был достаточно мудр, чтобы понять, что нельзя быть слишком музыкальным, потому что люди этого не поймут».
Ещё одна изюминка — "Child In Time". В ней звучит рифф, заимствованный из песни "Bombay Calling" психоделической группы It's A Beautiful Day из Сан-Франциско, и демонстрируется вокальное мастерство Иэна Гиллана и его непревзойдённый крик.
Эта песня также привлекла внимание потенциального музыкального импресарио Тима Райса, который пригласил Гиллана поучаствовать в записи новой рок-оперы Райса и его музыкального партнера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». Гиллан настолько впечатлил их обоих, что ему предложили роль Иисуса в киноверсии. К счастью для поклонников Deep Purple, он отказался.
Гиллан объяснил:
«Для меня кульминацией всего, что я сделал, стал момент в "Speakeasy" в первый вечер, когда я пел с Deep Purple. Когда я посмотрел на Роджа, я понял: "Вот оно!" Выступления с этой группой были именно тем, ради чего я работал».
Тем летом группа выпустила новый сингл "Black Night" (с риффом, заимствованным, по признанию Блэкмора, из песни Рики Нельсона "Summertime"). С ним группа впервые появилась на BBC Top Of The Pops и в итоге достигла второго места. Блэкмор не стеснялся делать всё возможное, чтобы Deep Purple заметили.
В интервью Record Mirror он сказал:
«Некоторое время я занимался своими делами и голодал. Я согласен с Питом Таунсендом, когда он сказал, что нет смысла прогрессировать, если за тобой не пойдут люди».
"Deep Purple In Rock" продержался в британских чартах более 50 недель, а Джон Лорд заявил, что это «альбом, который ждал, чтобы его написали».
Гастролируя в поддержку альбома, Deep Purple показали себя непревзойденными концертными исполнителями. Блэкмор с его огненным, непредсказуемым характером всегда выступал на острие ножа, играя серию завораживающих соло или разбивая свою гитару и оборудование в демонстративном порыве или, иногда, в искреннем гневе. Возмущённые фанаты массово писали в поп-еженедельники, чтобы выразить своё отвращение к этому проявлению экстравагантности.
В интервью журналу Melody Maker в 1970 году Блэкмор сказал:
«Мне нравится быть ярким. Нам потребовалось два года упорной работы, чтобы получить хоть какое-то признание. Мы долго боролись. Теперь люди пишут и говорят: "Посмотрите, как он разбил свою гитару". Я играю уже 13 лет, и если мне захочется иногда её разбить, я это сделаю».
В перерывах между выступлениями Deep Purple начали работу над своим следующим альбомом — "Fireball". Блэкмор, однако, чувствовал, что Deep Purple всё ещё остаются в тени Led Zeppelin. Он также знал, что альбом "Led Zeppelin II" был спродюсирован при тех же обстоятельствах, что и "Fireball", и записан в свободное время между концертами. Для многих поклонников Deep Purple "Deep Purple In Rock" был нулевым, а "Fireball" — их вторым альбомом.
Иэн Пейс в интервью Rolling Stone заявил:
«"Deep Purple In Rock" дался нам довольно легко. Самым сложным было продолжать в том же духе. Мы так много работали, что когда попытались записать следующий альбом, то поняли, что у нас нет никаких идей. "Fireball" оказался чем-то вроде "Будем надеяться, что у нас получился стоящий альбом"».
Выпущенный в Америке в июле 1971 года, а в Великобритании двумя месяцами позже, "Fireball", возможно, и не смог сравниться со своим предшественником, но это была очень достойная работа. Как и "Deep Purple In Rock", он открывается убийственным треком: "Fireball" — это, пожалуй, единственная песня в истории рока, которая открывается звуком включённого кондиционера. Необычным, даже смелым было и то, что Deep Purple заменили ожидаемое гитарное соло на басовое.
За заглавной композицией следует эпическая "No No No", в которой Блэкмор и Лорд играют фирменную блюзово-джазовую партию. Среди других ярких моментов — "The Mule", показательное выступление Иэна Пейса, и спорная "Anyone's Daughter", кантри-рок-номер, который критики охарактеризовали как «задиристая отсылка к Дилану» и которому, по мнению некоторых фанатов, не не место на альбоме.
Тем не менее, это было искреннее желание Блэкмора отдать дань уважения британскому кантри-гитаристу Альберту Ли, его любимому гитаристу наряду с сессионным асом Биг Джимом Салливаном. Однако другой целью альбома, возможно, было бросить вызов эклектичному звучанию их противников — Led Zeppelin.
На сессиях "Fireball" был выпущен ещё один хитовый сингл — "Strange Kind Of Woman", который приблизился к успеху "Black Night" и занял 8-е место в Великобритании. Несмотря на то, что "Fireball" достиг позиции номер 1, — и остаётся личным фаворитом Иэна Гиллана в Deep Purple, группа считала его слишком радикальным.
Временами музыкальная натура Deep Purple сдерживала их. Led Zeppelin выпустили семь по-настоящему великих альбомов, прежде чем потеряли свой драйв, но всегда сохраняли один и тот же состав на протяжении всей своей карьеры. В отличие от них, состав Deep Purple менялся довольно часто к неудовольствию некоторой части фанатов. Но с золотым составом Mark II они создали выдающуюся музыку для той эпохи. К сожалению, не все замечали тонкости в музыке.
В интервью Rolling Stone Ричи жаловался:
«Нет ничего хуже, чем услышать, как кто-то говорит: "Deep Purple? Ничего себе, чувак. Они прямо как Blaaaaaaack Saaaaaabath, нокаутируют риффами. Если люди не могут понять некоторые тонкости, которые мы вкладываем в музыку, боюсь, у меня не хватит терпения им это объяснить».
Deep Purple выпустили четыре студийных альбома всего за два года. Но сочетание такого темпа работы и растущей славы привело к столкновению характеров внутри группы. Даже самая большая сцена с трудом вмещала эго Ричи Блэкмора и Яна Гиллана. Конфликт разгорелся, когда Гиллан заболел гепатитом во время первого американского турне Deep Purple. Измотанная, измученная болезнями — только Пейс избежал недуга — группа, и Блэкмор в частности, вряд ли горела желанием вернуться в студию и записать ещё один альбом.
Гловер сказал:
«Когда мы записывали "Deep Purple In Rock", все пятеро из нас были в студии и были заинтересованы. Но всего через год после записи "Fireball" отношение к этому стало таким: "С меня хватит, я иду домой...»