Тут Financial Times пишет, что Китай требует у «Газпрома» газ по внутрироссийским ценам. Речь идёт о «Силе Сибири-2». Ссылок на источники, разумеется, никаких нет. Названы три человека, якобы осведомленные о ходе переговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина. Это когда они встречаются вдвоём в присутствии переводчиков. Такая вот типичная публикация от западных СМИ.
Переговоры действительно продолжаются. Напомню, что переговоры по первой «Силе Сибири» продолжались более 10 лет, пока не завершились подписанием. Процесс совершенно нормальный. Financial мог также написать, что Китай запросил бесплатно поставлять. В ответ получил бы, что будем поставлять, но по 500 долларов за тысячу кубометров.
Идёт процесс торговли. Есть продавец, есть покупатель. А Китай — не самый простой переговорщик. С учётом того, куда должна прийти эта газовая магистраль на территории Китая, ситуация тем более непростая.
Это северо-запад Китая. Самая малонаселенная его часть с отсутствующей промышленностью. Китаю одновременно с ведением переговоров по «Силе Сибири-2» надо ещё со своими проектами разобраться.
Китай, как и Россия, недоволен демографией. Комфортный для жизни юг перенаселён, а на севере практически никто не живёт. Напомню, что Китай — четвёртая по площади страна в мире. Далеко немаленькая страна. В планах Китая гармонично развивать свою территорию.
Недостаточно заниматься только жилищным строительством на севере страны. Если людей переселять, то нужно обеспечивать им хорошо оплачиваемую работу.
Отсюда появляется следующая задача. Если в этих провинциях Китая будет что-то производиться на внутренний рынок, то нужно решать вопросы с логистикой. То есть нужны новые либо железные дороги, либо высокоскоростные магистрали, которых в Китае достаточно, либо ещё какие-то варианты, чтобы поставлять продукцию самим себе.
Если будет производиться что-то, идущее на экспорт, то нужно решать, каким образом будет осуществляться экспорт. Один из маршрутов Великого шёлкового пути проходит через Казахстан. Но объём транзитных грузов по итогам прошлого года чуть более 12 миллионов тонн. Явно недостаточно.
Все эти вопросы Китаю нужно прорабатывать параллельно переговорам с Россией.
Ну а фантазии Financial Times — это просто информационное давление не только на «Газпром», но и на Россию. В России хватает людей, которые говорят, что мы с Китаем работаем неправильно, продаем дешевле, чем в Европу газ, что так делать нельзя.
Этим людям нужно сказать, что Европа сама решила покупать по таким ценам газ. Ценообразование у них на газ полностью биржевое. Что показывают торги на TTF, вот это и есть цена. Поэтому европейские компании под давлением Европейской комиссии и собственных правительств убегают от долгосрочных контрактов. Разумеется, ни одному поставщику это не нравится, если не считать Норвегии. Но у Норвегии несколько другая ситуация. У неё есть целый ряд преференций в торговле с Евросоюзом.
Все остальные, те, кто не успел расстаться со здравым смыслом, работают по-прежнему на основании долгосрочных контрактов. Потому что всем нужны гарантии. Посмотреть на «Газпром», который занимается разработкой месторождений и прокладкой газовой магистрали. Он должен быть уверен, что газ будут покупать не один год.
Поставщик, который будет принимать газпромовский газ, тоже должен понимать, что будет его принимать долгие годы. Под это он сможет планировать собственное развитие электростанций или химических производств или чего угодно ещё. Стоимость газа в этом случае выходит не заниженная, а просто адекватная.
Так что обстановка спокойная. Financial Times пишет новости, караван идёт.
Всё, что не попадает в Дзен, попадает в Телеграм-канал.