Название акварельных красок происходит от латинского слова
«аqvа» — вода. Их иногда так и называют — водяные краски. Практиче-
ски же вода служит только разбавителем. Сами краски приготовляют-
ся из светопрочных пигментов (красителей) и связующих.
При изготовлении связующих применяют растительные клеи, чаще
всего гуммиарабик, и для некоторых красок в силу их физико-химиче-
ских свойств — картофельный декстрин. Сахар и глицерин добавляют-
ся для придания краске эластичности.
Употребляющиеся в акварельной живописи краски те же, что и в
других видах живописи. Для акварели характерно лишь применение
таких красок, которые имеют большую прозрачность, поэтому сильно
кроющие краски, такие, как неаполитанские желтые, капут-мортум,
окись хрома и им подобные, в наборах акварельных красок вполне законно отсутствуют.
Для всех интересующихся технологией живописных материалов
можно указать на целый ряд трудов, посвященных данному вопросу.
Труды эти многочисленны, так как вопрос прочности красок, а
следовательно, и сохранности художественных произведений всегда
волновал художников и продолжает волновать их в настоящий момент.
Начинающим заниматься живописью нет надобности знакомить
со всем этим обширным материалом, где, кстати сказать, имеется много противоречий, в особенности в отношении стойких и нестойких смесей красок; достаточным будет на первых порах знакомство с таким известным трудом, как пять выпусков «Техники живописи» профессора Академии художеств Д. И. Киплика, где во втором выпуске имеется материал по технологии и технике акварели.
Многое потом, в процессе работы, приобретается личным опытом, тем более что имеющиеся в продаже акварельные краски нашего, отечественного приготовления в достаточной степени отвечают технологическим требованиям, предъявляемым к акварели.
В настоящее время художественная промышленность це-
ликом обеспечивает художественными красками и любителей и худож-
ников-профессионалов. В Санкт-Петербурге завод художественных красок выпускает акварель двух видов: краски «Ленинград» в кюветах из пластмассы и краски «Нева» в тюбиках.
Краски «Ленинград» в свою очередь имеют два набора: «Ленинград № 1», состоящий из 24 цветов, и «Ленинград № 2» — из 16 цветов. Выпускаемые московской фабрикой акварельные краски высокого качества известны под название «Москва».
Краски, изготовляемые нашей промышленностью, как масляные,
так и акварельные, получили признание не только в нашей стране, но
и за рубежом: в Чехословакии, Румынии, Болгарии и в странах Востока.
Вот перечень названий палитры красок «Ленинград № 1, выпу-
скаемых питерским заводом художественных красок.
1. Кадмий лимонный. 2. Кадмий желтый. 3. Охра светлая. 4. Си.
ена натуральная, 5. Золотисто-желтая ЖХ, 6. Кадмий оранжевый.
7. Охра красная. & Сиена жженая. 9. Железная красная. 10. Алая
1. Краплак красный. 12. Кармин. 13. Краплак фиолетовый. 14. Ультра.
марин. 15. Кобальт синий. 16. Голубая ФЦ. 17. Изумрудная зеленая.
18. Перманент зеленый. 19. Травяная зеленая. 20. Умбра натуральная,
21. Марс коричневый. 22. Умбра жженая. 23. Сепия. 24. Нейтральная
черная.
Отметим попутно наиболее существенные различия красок названной палитры.
Выше мы говорили, что употребляемые в акварели красочные пигменты те же, что и в других живописных техниках, с той лишь разницей, что в акварели применяются краски, обладающие большей прозрачностью. Одни из них, как кармин, алая, голубая, изумрудная зеленая, более прозрачны, они полнее растворяются, а следовательно, ровнее и глубже впитываются бумагой (этим, собственно, и объясняется свойство прозрачности — способностью пропускать через красочный слой отраженный от бумаги луч света).
Другие, как кадмий желтый или перманент зеленый, обладают
зернистостью, плотностью, укрывистостью. Они менее впитываются бу-
магой, образуя поверхностные покрытия.
Эти свойства и различия в структурности применяемых в акваре-
ли красок нужно знать, чтобы наиболее целесообразно использовать их
в своей работе.
Вполне естественно, что, смешивая прозрачные краски, мы и полу-
чим прозрачную красочную смесь. Прозрачная краска с непрозрачной
образуют цвет, который после высыхания поблекнет.
Смешанные между собой непрозрачные краски дают однородные
смеси, уступающие своей насыщенностью смесям из прозрачных
красок.
В дальнейшем мы еще вернемся к этому вопросу, так как каждая
из акварельных техник определяет свои условия и требования к про-
зрачным и непрозрачным краскам.
Будет не лишним дать начинающим несколько простых советов по
поводу обращения с акварельными красками.
При пользовании красками в тюбиках нужно учитывать, что после
того, как необходимое количество красок выложено на палитру, тюби-
ки нельзя оставлять открытыми, так как иначе краски затвердеют и
пользоваться ими будет неудобно: их придется перед работой натирать
на палитру.
Краски в кюветах и плитках после работы необходимо осторожно
обтереть чистой мягкой тряпкой, чтобы удалить сверху примеси дру-
гих красок, которые неизбежно образуются при составлении смесей.
Акварельные краски нужно хранить в прохладном месте.
Продолжение следует.
Многие иллюстрации и кадры с видеоуроков взяты из интернета.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ #акварель