Современные мотоциклы эндуро спортивного класса в подавляющем большинстве имеют полный набор регулировок передней и задней подвески. Как правило, это регулировки преднатяга пружины заднего амортизатора, регулировки усилия сжатия раздельно для быстрой и медленной работы, усилия отбоя. Вилка оборудуется регулировками гидравлики сжатия и отбоя. Что это за параметры, на что они влияют и как правильно настроить мотоцикл под себя – рассказывает мастер спорта международного класса, кроссмен и эндурист Дмитрий Паршин.
Зачем регулировать подвеску?
Упругая подвеска колес в первую очередь служит для уверенного контакта колес с покрытием и лишь во вторую – для комфорта перемещения. Задача подвески – максимально увеличить время контакта колес с покрытием. Именно постоянный контакт колес с дорогой обеспечивает стабильную управляемость, контроль над мотоциклом и, как следствие, безопасность, скорость перемещения и, конечно же, комфорт. Но никакая стандартная настройка, особенно на внедорожном мотоцикле, не может обеспечить оптимальные характеристики для достижения этого результата. Так как на работу подвески влияет очень много факторов, как объективных, так и субъективных. Правильная настройка подвески обеспечивает оптимальный результат.
Преднатяг пружины амортизатора
С этого пункта начинается любая настройка. Ключевой момент – жесткость пружины. Необходимо замерить разницу расстояний от маятника до крыла в вывешенном положении (когда мотоцикл стоит на подставке и колесо находится в воздухе) и с райдером в экипировке в седле мотоцикла. Сэг (проседание задней подвески) должно составлять 11 см (плюс-минус 5 мм). Если сэг больше или меньше этой величины, необходимо заменить пружину на более жесткую или мягкую – подобрать пружину под вес. К сожалению, жесткость пружины отрегулировать невозможно – только замена.
Если этот показатель в норме – можно переходить к следующему этапу.
Необходимо измерить сэг мотоцикла без нагрузки. То есть измерить расстояние от маятника до крыла с вывешенным задним колесом, и на мотоцикле, стоящем на земле. Разница должна составлять 4 см плюс-минус 5 мм. Этот параметр регулируется вращением упорной гайки пружины. Необходимо ослабить контргайку и вращением упорной гайки добиться сэга в 4 см, после чего законтрить. Полезный совет – сделайте пометку на гайке. Обычно один оборот гайки увеличивает или уменьшает сэг на 1 см.
Гидравлика
Общее правило для начала регулировки гидравлики – установить положения всех винтов на положение «чуть меньше середины». Для этого необходимо выкрутить винт регулировки до упора против часовой стрелки и закрутить до упора, считая клики или щелчки. Далее установить указанное выше положение. Например, если кликов – 20, то нужно отсчитать 12 кликов от максимально затянутого положения. Это правило работает для всех регулировок гидравлики, как амортизатора, так и вилки.
Выставляем все винты гидравлики на «чуть мягче середины».
На амортизаторе за регулировку усилия сжатия отвечают винт в верхней части амортизатора на корпусе расширительного бачка. Как правило рядом с винтом есть маркировка COMP – compression (сжатие). Важно помнить, что винт регулирует усилие сжатия при быстрой работе подвески – прыжки, бревна, кочки и т.д. усилие сжатия при медленной работе подвески регулируется гайкой, расположенной вокруг винта. Медленная работа подвески – это пологие волны, упорные повороты, въезды на склон и тому подобное. За усилие отбоя отвечает винт – в нижней части амортизатора с маркировкой REB – rebound.
Регулировки на вилках могут различаться в зависимости от конструкции вилки. У вилки с открытым картриджем болты регулировки отбоя находятся на верхней пробке и также часто имеют маркировку REB, а винты регулировки сжатия расположены в нижних торцах перьев под резиновыми заглушками. На вилках с закрытым картриджем – наоборот. Снизу регулируется отбой, сверху – сжатие.
После установки базовых настроек «чуть мягче середины» отправляемся на трассу.
Тонкая настройка
Общее правило – добавлять или убавлять клики по два. Два клика – это уже ощутимо, чтобы почувствовать разницу в работе и, при этом, изменения вносятся плавно.
Задача – подобрать такие настройки подвески, чтобы мотоцикл вел себя максимально стабильно. Слишком распущенный отбой заставляет колесо на обратном ходе сильно бить о землю, что приводит к попыткам мотоцикла уйти с траектории, его крестит и он не держит курс. Слишком затянутый отбой, наоборот, не позволяет колесу быстро возвращаться в исходное положение – колесо находится в воздухе после встречи с препятствием слишком долго, что также приводит к потере контроля и стабильности на курсе. Регулируя усилие отбоя амортизатора и вилки по два клика, добейтесь максимальной стабильности в управлении.
Усилие сжатия также требует регулировки. Излишне распущенное сжатие приводит к увеличению амплитуды работы подвески, что приводит к раскачке, нестабильности на курсе и стремлению мотоцикла терять траекторию. Также возрастает риск пробоя подвески «до железа», когда вилка или амортизатор складываются полностью и следует удар. Это вредно и для опорно-двигательного аппарата райдера и приводит к потере контроля над мотоциклом. Слишком зажатое сжатие не позволит мотоциклу отрабатывать быстрые неровности, вилка, имея излишнее сопротивление гидравлики не будет успевать сработать и раскрыться между препятствиями. То есть каждое следующее препятствие будет все больше и больше складывать вилку, что в конечном итоге также может привести к пробою, да и контролировать мотоцикл станет сложно.
Также затянутое сжатие может привести к эффекту «пробоя», хотя до полного сжатия еще далеко, но амортизаторное масло, не имея достаточно пространства для циркуляции между камерами из-за почти полностью закрытого «крана» (клапана сжатия) будет работать как твердое тело, ведь известно, что жидкости не сжимаются.
Таким образом, регулируя гидравлику сжатия и отбоя передней и задней подвески, необходимо добиться комфортной работы подвески во всех режимах езды. На крупных кочках, на медленных волнах, на гребенке, подъемах и спусках, в поворотах. Если мотоцикл не стабилен, стремится выехать наружу поворота или наоборот, свалиться внутрь траектории, бьет по рукам или ногам, то гидравлика требует донастройки.
Правильная настройка подвески – это полный контроль над мотоциклом и комфорт в движении.
То есть, когда мотоцикл становится послушным, не «козлит», держит траекторию на всех режимах, вам на нем комфортно и не приходится с ним бороться, чтобы заставить ехать туда, куда вам нужно – значит подвеска настроена правильно.