Найти тему
Сакмарские вести

По Сакмарскому району - в поисках водопадов

Во время отпуска совершил однодневное велосипедное путешествие по Сакмарскому району.

Маршрут не сложный, протяженность 56 км, движение в основном по грейдерным дорогам и трассе. Основные достопримечательности на пути: гора Гребенская, мини-аэродром, Каргалинские водопады, фрагмент старинного тракта и Майорское водохранилище. А теперь поподробнее.

Основная причина отправиться в путешествие – это возможность подтвердить или опровергнуть наличие Каргалинских водопадов. Дело в том, что уже не первый раз в этом году слышал, что речка изменила русло. Казалось, Оренбуржье лишилось уникальной «степной жемчужины», как иногда называют это природное чудо. Предстояла любопытная экспедиция, поэтому смело отправился в путь.

Гребенская гора – мифы и легенды

Итак, старт от железнодорожной станции Сакмарской в 10:00. Погода солнечная, ветер теплый – идеально для велопутешествий. Первая остановка – гора Гребенская. Место это очень примечательное, настоящая точка притяжения для искателей приключений. Зимой тут отличный горнолыжный центр. Летом – рай для туристов различного уровня подготовки, в том числе для мотоциклистов и водителей квадроциклов.

-2

У подножия горы – два села. В скором времени здесь рядом с одним из населенных пунктов планируется открыть памятник Великой Отечественной войне. Инициативу выдвинул местный житель, об этом писали районные и региональные СМИ. Даст бог, все получится, проект действительно замечательный! К слову, после Великой Отечественной войны в окрестностях горы трудились японские военнопленные – такова судьба всех, кто к нам приходит с мечом.

Взобравшись на вершину, сделал остановку и подкрепился яблоками. Отсюда открывается отличный вид на окрестности, идеальная смотровая площадка и место для свиданий. Правда, не хватает беседки и ларька с газировкой или мороженным. Спустившись с другого края горы, в очередной раз поразился высоте. А ведь это древнейший коралловый риф, на склонах до сих пор находят окаменелые ракушки, ровесники динозавров. Когда-нибудь внутри горы или рядом обязательно откроют интерактивный музей с наглядными артефактами – и это будет очень круто!

-3

Еще нравится думать, что внутри горы, возможно, сокрыт какой-нибудь инопланетный корабль. Треугольная форма в виде «бумеранга» лишь подталкивает полет мысли в этом направлении. Согласно теории палеоконтакта, в далеком прошлом планету посещали представители иных цивилизаций. На этот счет много дискуссий, однако рисунки на плато Наска (в Перу) и другие интересные петроглифы по всему миру сподвигают задуматься… Насчет Гребеней также есть теория, что это остатки вулканической деятельности. И даже легенда, что в окрестностях спрятан клад Пугачева.

Мини-аэродром

Оставив фантазии на сей счет, я повернул своего «алюминиевого коня» в другую сторону и впервые столкнулся с серьезным препятствием. Дело в том, что накануне был сильный дождь, поэтому проселочная дорога вдоль железной дороги превратилась в труднопроходимую. По обочинам, наматывая глину на колеса, кое как побирался дальше. Год назад я сократил путь до Тат.Каргалы и отправился напрямую через лесопосадки. Сейчас об этом не могло быть и речи, ведь кругом одни лужи.

Но были и плюсы – пыль отсутствовала от встречных и попутных машин. Горный велосипед выдержал серьезное испытание, хотя мысль сдаться и повернуть преследовала весь путь. Вскоре я оказался в поселке Нижнесакмарский, который миновал на одном дыхании – и вот впереди долгожданный асфальт! Пригородные дачи в который раз удивили далеко не сельскими домиками. Рядом с обыкновенными дачами – большие двухэтажные особняки!

-4

Дорога тем временем привела к трассе, рядом с которой грелись на солнышке самолеты. Частный аэродром с этого угла обзора выглядел как игрушечный. Во время паводка тут все было залито водой, однако к серьезным последствиям это не привело. Самолеты по-прежнему летают! Стоит это удовольствие весьма дорого: 8 тысяч рублей за 10 минут. Но, наверное, оно того стоит. Договариваться о старте необходимо заранее, телефон на визитке выглядит следующим образом: 8 903 367 30 63.

Полностью название организации звучит так: Оренбургская региональная общественная организация «Авиационный центр Оренбужья». Член правления, старший авиационный начальник, пилот-инструктор Александр Кузьминов. Емайл: antikrizis56@mail.ru Среди самолетов, готовых отправиться в полет, заметил пока что небольшие «кукурузники». Возможно, в ангарах есть и другие виды крылатых легкомоторных машин.

Каргалинские водопады все-таки на месте

А меня ждал дальнейший путь – впереди разгадка Каргалинских водопадов. Неужели и правда река изменила русло и нет теперь былой красоты? Ветер из встречного превратился в попутный, поэтому до старинного села Татарская Каргала «долетел» очень быстро. Населенный пункт основан казанскими купцами в середине XVIII века и с тех пор активно обживается. Мне очень нравится бывать здесь, холмы и крутые спуски к речке напоминают Кавказ.

-5

Много старинных зданий гармонично соседствуют с современными. В центре очень оживленно – через село проходит федеральная трасса на Уфу и Казань. Много магазинов и продуктовых лавочек. Приобрел печенье и кефир в «Магните» и отправился в парк «Аппали». В парке очень уютно, детская площадка, елочки, скамейки для отдыха, мини-сцена. Летом тут место проведения Сабантуя, зимой – отличная площадка для катаний с горки.

Как оказалось, Каргалинские водопады никуда не делись. Вернее, выше по течению их, наверное, действительно не стало. Но туда я не добрался. А оказался в небольшом оазисе ближе к поселку. По идее, как бы речка не меняла русло, в конечном итоге вода все равно стремится к слиянию с большой рекой. Именно этим я руководствовался, размышляя, куда же могла исчезнуть речка, а с ней и каскады водопадов. Ведь общее русло все равно тянется в одном направлении...

Что и говорить, каскады мини-водопадов очаровательны, шум журчащей воды очень романтичен! Вот еще одна идеальная локация для свиданий, куда можно приехать с любимой девушкой и быть уверенным, что она останется под впечатлением. Это отличное место для фотосессий, особенно на рассветах и при закатных лучах солнца. Правда, все это ближе к середине лета. А пока тут, в тени деревьев, очень много комаров и мошек.

Потрясающий вид на окрестности

Подтвердив хорошую новость о том, что водопады никуда не делись, я отправился дальше. Впереди – дальняя дорога. К этому времени тучи сместились к краям неба и солнце разыгралось вовсю. Однако плюсы путешествия все же перевешивали. Например, начал замечать то, что много раз упускал из виду из окна маршруток. Например, участок трассы после Тат.Каргалы находится на вершине холма и отсюда, как ни странно, открывается отличная обзорная точка.

-8

В какой-то момент даже спешился, прислонил велосипед к боковому защитному автодорожному заборчику и с интересом разглядывал панораму. Словно гигантской кистью, невидимый художник детально прорисовал кучистые облака, зеленые долины и холмы. Отсюда, словно игрушечные, прекрасно видны Гребенская гора и Сакмарский элеватор. Зимой, в вечернее время, пейзаж дополняется яркой иллюминацией горнолыжного курорта – словно космический трамплин в дальние дали.

Стоя на обочине трассы возле велосипеда, держа в руке термос с давно остывшим чаем, не мог не вспомнить как однажды, лет десять назад, приехал приблизительно на это место на автомобиле. Цель в высшей степени романтическая – показать девушке, которую тогда впервые пригласил на свидание, потрясающий вид на окрестности. Когда-нибудь в этих местах обязательно снимут романтический фильм, и обязательно со счастливым концом. Девушка кстати давно замужем и у нее все хорошо, а я по-прежнему путешествую по любимым местам в поисках вдохновения...

Фрагмент старинного тракта – возможно, летопись истории

Но долго предаваться воспоминаниям тоже было нельзя, торопился на электричку 18:20. Следующая достопримечательность – это фрагмент старинного тракта рядом с оживленной трассой. Информация не подтвержденная, но, как мне кажется, это действительно примечательный участок, достойный исследования. Или же мне просто хотелось в это верить. Во всяком случае, кладка камней в виде арки была похожа на старинную. Тут в полную мощь включается фантазия, поэтому легко представить, как какой-нибудь курьер на лошадях мчится с приказом императрицы в одну из казачьих крепостей вдоль Сакмары и Урала.

Арку возвели для пропуска талых вод и просто из-за рельефа местности. В настоящее время, судя по следам, этой дорогой пользуются сельхозработники, так что она не совсем заброшена. А может, это дело рук советских строителей, искавших путь поудобнее миновать препятствие. Если что-то знаете об этом месте, уважаемые читатели, обязательно напишите... Тем временем путешествие продолжалось, успешно миновал церковь в селе Майорка, а чуть и позже и одноименную знаменитую базу отдыха. Майорское водохранилище активно посещают не только местные жители, но и горожане. Удовольствие, к сожалению, платное.

Впереди – село Сакмара (1725), которое, подумать только, старше США на полвека. Старинное казачье село в следующем году отмечает 300-летний юбилей! Интересно было бы заглянуть в музейный комплекс в центре села с какими-нибудь интерактивными экспонатами, пролистнуть свежий буклет или большой фотоальбом с достижениями. Но, наверное, все впереди. В настоящее время есть замечательная музейная комната в РДК «Юность» и школьный музей, а также сборник писателей и поэтов «Степное перо» в районной библиотеке. И, конечно, многие другие краеведческие материалы.

Мое однодневное путешествие завершилось в поселке Красный Коммунар, откуда и началось. Железнодорожный поселок хоть и испытывает трудности с экологией, но являет собой настоящий феномен культурного пласта. В 2019 году здесь был открыт суперсовременный Дом культуры «Импульс». Сюда переехала местная ДШИ «Гармония», открылись многие другие виды кружковой активности, в том числе журналистика. Дизайн, оформление, а главное внутреннее содержание – все теперь на высшем уровне! Это настоящий оазис, совсем как водопады в степи.

Завершить путевые заметки хочется очередной фантазией, которая, быть может, тоже однажды станет реальностью. Мне кажется, в недалеком будущем громадное здание соседнего элеватора обязательно окрасится в яркие цвета уличного граффити. Будут это горы или библиотечные книги, не важно. Главное, в большом дружном поселке появится новая достопримечательность, очередная точка притяжения для развития внутреннего туризма. А также в качестве доказательства победы духа исследования и любознательности.

Петр ЧЕКМЕЗОВ

"Сакмарские вести"