Как идет импортозамещение тяжелого ПО, в каких сегментах отечественные разработчики пока еще отстают, на что направлена экономика данных и чем было полезно участие в ЦИПР – в блиц-интервью журналу IT News своим мнением делится Елена Бочерова, исполнительный директор компании «Киберпротект».
Новый национальный проект «Экономика данных», который идет на смену проекту «Цифровая экономика», – что он означает и что изменит для самих промышленных предприятий и для ИТ-компаний, клиентами которых они являются?
Стоит сказать, что у нас пока нет всех параметров этого нацпроекта, – сама программа еще не опубликована. Но из тех элементов, которые уже были озвучены, в том числе на ЦИПР, становится понятно, что проект «Экономика данных» сохранит курс на развитие рынка отечественных ИТ-решений, будет двигать его в сторону технологического суверенитета, но также и будет оправдывать свое название и приближать экономику к управлению на основе данных — это будет приоритетом высокой степени. А данные, в свою очередь, будут приобретать всё большее значение в нашей жизни и жизни бизнеса. Это будет требовать не только развития механизмов открытия, использования, оборота данных в тех условиях, в которых мы находимся, определения их качества и доступности, но еще и большого внимания к их защите и сохранности.
Как это отразится на рынке отечественного ПО, которое имеет дело с использованием и защитой данных? Мне кажется, что сегодня его ёмкость еще не подошла к какому-то предельному уровню и мы будем наблюдать рост этого рынка еще как минимум год или два, а в некоторых сегментах и гораздо дольше. Понятно, что картина разная: где-то импортозамещение уже произошло, например в системах для защиты от утечки данных (DLP) и некоторых других сегментах информационной безопасности, где российские игроки успешно конкурируют между собой и на международном рынке, где-то ситуация только разворачивается – например, в сегменте виртуализации, где идет структурирование рынка, определение лидеров. А где-то процесс развивается последовательно: например, в сегменте резервного копирования можно наблюдать стабильный рост продаж отечественного ПО из года в год, при этом постепенный отказ заказчиков от использования западных решений, уровень которого всё еще остается высоким. Поэтому, на мой взгляд, еще несколько лет у нас будет стабильный рост в ИТ в целом и в инфраструктурном ПО в частности.
Что касается тяжелых ИТ-продуктов, насколько успешно российские разработчики проводят импортозамещение? Каково ваше экспертное мнение?
Могу поделиться лишь своей точкой зрения. Сложные сегменты есть, например, если вернуться к промышленности, что касается замены в таком классе продуктов, как САПР, конечно, еще многое предстоит сделать. В частности, на пленарном заседании ЦИПР премьер обратился к промышленным предприятиям, которые вкладываются в развитие таких систем или вместе с разработчиками разрабатывают их, состоялся очень интересный прямой диалог. Такие продукты разрабатываются и дорабатываются, но в большом количестве сегментов они уже есть и имеют конкурентоспособный функционал, готовы к внедрению.
Вообще, если раньше разработчики ПО в большинстве своем жили своей, отдельной жизнью, предприятия, обеспечивающие нужды потребителей, работали по своим дорожным картам, то в нынешнем году мы впервые, наверное, увидели их движение навстречу друг другу. Когда промышленные предприятия и разработчики совместили имеющиеся ресурсы и дорожные карты, наложили их на свои потребности, то смогли увидеть, где есть отставание, а где-то то с интересом обнаружили, что решения в этом классе есть, и начали их успешно тестировать.
Судя по пленарной дискуссии, не так всё плохо у нас с цифровизацией промышленности, как многие пытаются представить. И как раз там прозвучало мнение, что это случилось благодаря созданию ИЦК. Так ли это?
ИЦК и ЦКР – тот самый пример встречного движения. Начиная с 2022 года, в первую очередь благодаря нашему премьеру, внимание правительства направлено на снижение технологического отставания, зависимости от западных систем. И за последние два года проделана большая работа, в первую очередь аналитического характера: определялось количество иностранного софта, задействованного в российской промышленности, а также объем спроса и на что именно. В каких-то сегментах отечественные ИТ-продукты уже были разработаны, но о них не было широко известно рынку, а когда вопрос импортозамещения встал в полный рост, многие разработчики...