Последние данные по областному производству продовольственной продукции выглядят довольно противоречиво. Некоторые направления этой важнейшей отрасли демонстрируют быстрый рост, другие топчутся на месте, третьи и вовсе сокращают показатели.
На лидирующие позиции, в частности, вышли вологодские производители молока и творога, которые с января по апрель нынешнего года «выросли» соответственно на 14 и 19 процентов к соответствующему периоду 2023-го.
Значительно слабее поработали местные производители мясной и рыбной продукции, не дотянувшие и до прошлогодних результатов. Так, производство свинины снизилось почти на 2 процента, производство колбас – почти на 3 процента, производство переработанной и консервированной рыбы – почти на 7 процентов.
Впрочем, налицо не только межотраслевые, но и внутриотраслевые контрасты. В той же молочной индустрии, помимо явных лидеров, есть столь же явные аутсайдеры. Например, вологодские производители сливочного масла «уронили» показатели почти на 8 процентов год к году, а производители сливок буквально рухнули вниз: за год их показатели сократились на 32 процента.
Весьма неровную динамику вологодского, как и всего российского пищепрома, можно объяснить закономерными сложностями переходного периода.
До начала украинского кризиса наши производители продовольственной продукции были тесно связаны с зарубежными (преимущественно европейскими) поставщиками технологического оборудования: доля импорта в общем объеме закупок подобной техники достигала 70 процентов. Понятно, что после ухода поставщиков из недружественных стран российские пищевики попали в сложное положение. Не только развивать производство, но даже сохранять его уровень на достигнутых рубежах оказалось достаточно проблематично, поскольку индекс износа оборудования в некоторых сегментах «пищевки» превышал 50 процентов.
Оперативно заменить весь выпадающий объем «недружественного» импорта поставками из «дружественных» стран не так-то просто. И в этой ситуации наша отечественная промышленность показала чудеса адаптации. Уже на пике кризиса, в 2022-м году, выпуск российской технологической продукции для пищепрома увеличился более чем на 30 процентов, в прошлом году – почти на столько же. При сохранении набранных темпов роста российская «пищевка» на протяжении 2-3 лет будет в значительной степени обеспечена оборудованием внутреннего производства.