Найти тему
Алексей Горин

Ребят, да в чём проблема открыть свой бизнес?

Так, или примерно так, начинается обучение предпринимательству. И ребята, крепко сжав флаг с лозунгом «Хватит работать на дядю!» стройными рядами вливаются в бизнес, оставив за спиной своего плачущего работодателя. А как иначе – ведь перед ними живой пример учителя. Пардонте, «коуча», которые всего за восемь лет смог заработать на поездку в Индонезию. И костюм спортивный. И даже на лимузине прокатном ездит! Квартиру, правда не купил, но это не вопрос – заработает ещё. Ведь ученики косяками идут, чтобы получить знания за какие-то смешные 50 тысяч, которые они потом заработают за полтора дня. И, кстати, исследование рынка, экономические расчёты, бизнес-план – это вчерашний день. Сегодня ничего не нужно, только «коуча» послушать и всё. В дамках.

Оглянуться не успели, как всё закрутилось, вот-вот начнут деньги потоком литься. И вдруг это «вот-вот» оказывается не таким уж безоблачным, как описал учитель. Потому что кофе, которым собрался торговать начинающий предприниматель, оказывается, продаётся на каждом углу. И пирожки тоже. И мороженое. Да и вообще, рынок настолько насыщен, что впихнуться туда со своим продуктом практически нереально. Поэтому и бизнес не идёт. Несмотря на то, что кофе самый горячий, пирожки самые жареные, а мороженое самое холодное. И тут на сцену выходит Чернышевский. «Что делать?» К учителю, опять же. За те же деньги он научит как рекламировать свой горячий кофе, чтобы обогнать ненавистных конкурентов, которые и на рынке-то всего лет тридцать, а уже выделываются. Нет ничего проще – запускаем рекламу в соцсетях, обзвоны, письма на электронку, раздаём флаеры… Потратим совсем ничего – полугодовую зарплату работника «на дядю», зато уж как попрут любители жареных пирожков. Запустили. Выслушали по телефону всё, что о них думают потенциальные клиенты. Запихнули им в карманы и в урны флаеры. И опять ничего. Снова пригорюнились, вспомнили Чернышевского, обругали государство, которое зажимает частный бизнес, ну и ладно, что не заплатили ни копейки налогов, разве в этом дело? В чём же проблема?

А проблема в том, что никто не будет учить тому, что ему приносит доход. Эту идею учитель выкинет только тогда, когда она своё отработает. Будет неинтересна клиентам. Я не спорю – предпринимателей хороших, и очень хороших, довольно много. Но. Для того, чтобы в рыночных конкурентных условиях занять нишу, которая даст неплохой доход, необходима, в первую очередь, идея, которая, во-первых, будет уникальной, а во-вторых – востребованной. А талантливых предпринимателей, способных сгенерировать такую идею, не так уж и много. Вот и приходится остальным заниматься навязчивой рекламой, которая всем нам опостылела до рвоты.

Есть и другая категория предпринимателей, не способных сгенерировать по-настоящему нужную идею. Они просто продают воздух. Кто-то даже его покупает, не замечая, что это просто воздух, кто-то бежит, как чёрт от ладана, а кто-то, даже узрев, что ему впаривают воздух, махнёт рукой и купит. Например - фирменные названия. Не секрет, что товар раскрученного бренда, стоит гораздо больше, чем его конкурента, даже если качество или свойства продукта гораздо хуже. И мы его берем. И нахваливаем.

Другой пример: те товары и услуги, которые вам не нужны. Без которых человек может прекрасно обойтись, совершенно не страдая. Более того, если бы этого товара не существовало в природе, человек бы и не заметил. Встречались с такой ситуацией: приезжаешь масло поменять на СТО, а там вдруг оказывается, что машина на ладан дышит, и если не протереть снизу грязной тряпкой какую-то штуковину, то она с места не сдвинется. А если сдвинется – взлетит на воздух со всем содержимым. И вы соглашаетесь, что, да, надо протереть, конечно. Тем более, что 20 тысяч не деньги.

Или вот ещё: вам по телефону предлагают огромную скидку в стоматологии. И вы идёте, даже если у вас все зубы здоровые. А там оказывается, что это вы только так думали – вон вам их почистить нужно, пломбочку заменить, правда, к сожалению, недорогой материал закончился, но зато остался качественный, фирменный. И вы снова соглашаетесь, ведь тридцать тысяч не деньги. Причём ваш язык не в состоянии отличить дорогую пломбу от дешёвой.

Из последних модных тенденций – омолаживающие капельницы стоимостью 5-10 тысяч за процедуру. При себестоимости в полторы. Это такой коктейль из витаминов, микроэлементов и ещё Бог знает чего туда намешали. При этом ещё и эффект от них под большим вопросом, потому что неизвестно как подействует он на ваш организм. Хорошо ещё, если безвредного физраствора накапают, за курс «лечения» которым в 10 процедур пациент выложит минимум 50 кровных тысяч, или организм без ущерба для себя выведет эти элементы на следующий день. А если нет? Но кого это волнует, главное – доход, а не нормы морали. Вот и стараются дельцы от медицины, вовсю рекламируя омолаживающий эффект витаминного коктейля, а по сути - торгуют воздухом.

Следующая категория бизнесменов. По большей части бизнесвуменш. Это те, кто задолбал своим лучшим в мире продуктом всё своё окружение. У кого все друзья, знакомые и родственники пользуются исключительно этим лучшим в мире продуктом. У кого коробками с этим лучшим в мире продуктом забит коридор, антресоль, и багажник машины мужа. Да, точно, вы угадали. Сетевой маркетинг. Не спорю, возможно этот продукт и является лучшим в мире. Самым качественным, экологичным, эстетичным и вообще самым-самым. Но, заходя в «Магнит» и видя аналог в несколько десятков раз дешевле, закрадываются смутные сомнения – а стоит ли его покупать? Задача сетевиков очень простая – втюхать этот самый-самый продукт как можно большему количеству людей, которым он и бесплатно не нужен. И подписать под себя как можно большее количество людей, которые будут втюхивать этот продукт, а он, точнее – она, будет сидеть на диване и получать выгоду. Не спорю, есть большое количество успешных сетевиков, которые имеют довольно неплохой доход, если обладают даром убеждения. И живут, ни в чём себе не отказывая – ездят на бизнес-семинары по всей стране и даже за рубеж, проводят встречи с партнёрами на дорогих курортах, покупают модную одежду для своих выступлений, выплачивают кредиты за машины, на которых возят свой продукт. И при этом наивно полагают, что их компания настолько заботится о простых гражданах, что даёт им прекрасную возможность хорошо зарабатывать и пользоваться своим, как уже говорилось, самым-самым продуктом. А компании-то этой на самом деле нужно совсем другое – всего лишь расширить свои рынки сбыта. И внушить своим подопечным, что её продукт, опять же, самый-самый. А в жизни самое главное – деньги. У кого деньги – у того всё. А деньги лежат в продажах. Не в производстве, не в оказании услуг, а именно в продажах. Потому как изготовить продукт всякий сможет, а ты попробуй его продать. И деньги, заработанные в компании, нужно тратить только в компании. Покупать её продукт, проходить обучение, ездить на семинары, приобретать обучающую литературу и рекламные материалы, ну, пакеты там, кружки, ручки, блокноты. Чтобы каждый, кто встретится на пути, знал – идёт настоящая бизнесвумен, которая сотрудничает с такой крутой фирмой. А моральные принципы – это вещь устаревшая и потому не главная, значит можно делать всё, что в голову придёт, если в результате получишь доход.

Так к чему это я. Открыть свой бизнес действительно не проблема. А вот стать настоящим бизнесменом – проблема, и ещё какая. И учиться нужно. И не слушать экспертов диванных и «коучей» доморощенных. И головой работать, желательно своей. И тогда, если есть предпринимательский талант, целеустремлённость, уверенность, соблюдение норм морали и другие качества, присущие настоящим руководителям, будет вам счастье.

Знаете, в чём разница между предпринимателем и бизнесменом? Если по какой-то причине бизнес не идёт, прогорел, например, что делает российский предприниматель? День лежит в трансе, два дня бухает, три дня болеет, а потом делает всё то же самое, надеясь на другой результат. Бизнесмен к этому отнесётся как к части своей работы. Проанализирует причины провала и начнёт развивать другой проект, проведя маркетинговые исследования и экономические расчёты. Чётко следуя бизнес-плану.