20,1K подписчиков

Древнегреческие философы и Сальватор Роза

Итальянский историк искусств 17 века Филиппо Бальдинуччи, хорошо знавший Сальватора Розу, так написал о нем: "Всепоглощающая любовь и жажда славы породили в нем с ранних лет страстное желание во всех его словах и поступках казаться истинным философом".

Философия (Автопортрет), 1640-е. Национальный музей, Лондон
Философия (Автопортрет), 1640-е. Национальный музей, Лондон

На табличке надпись на латыни, которая в переводе гласит: «Молчи, если только твоя речь не лучше молчания». Фраза взята из «Антологии» Стобея , собрания выдержек из греческих авторов пятого века.

Поэтому не удивительно, что сцены из жизни древних философов, редкие сюжеты до 17 века, составляют большую часть произведений Розы.

Философ, ок. 1645. Кедлстон-холл, Дербишир, Великобритания
Философ, ок. 1645. Кедлстон-холл, Дербишир, Великобритания

Предлагаю посмотреть на работы художника и, заодно, вспомнить древнегреческих философов, которых Сальватор Роза посчитал достойными запечатлеть на своих полотнах.

Розу, в основном, интересовали ранние философы, а свое вдохновение он черпал из сочинений Сенеки и анекдотов Диогена Лаэртского Он писал не только портреты философов, но и с комическим наслаждением изображал самые любимые выходки тех древних философов, которые так эффектно сопротивлялись соблазнам мирского успеха и богатства.

Демокрит

Демокрит в старости ослеп. Говорят, что он сам ослепил себя, глядя на отражение солнца в медном щите.

Для того, чтобы ничто не отвлекало его от размышлений.

Демокрит, 17 в. Поместье Стоурхед, Уилтшир, Англия
Демокрит, 17 в. Поместье Стоурхед, Уилтшир, Англия

Демокрит в раздумьях, 17 в. Тинтсфилд, Северный Сомерсет, Англия
Демокрит в раздумьях, 17 в. Тинтсфилд, Северный Сомерсет, Англия
Демокрит в размышлениях, ок. 1650. Государственный музей искусств, Копенгаген, Дания
Демокрит в размышлениях, ок. 1650. Государственный музей искусств, Копенгаген, Дания

Пифагор

Роза написал две картины по мотивам истории о Пифагоре и рыбаках.

Однажды Пифагор прогуливался по берегу моря. Он увидел рыбаков, тянущих сетью улов.

Пифагор безошибочно предсказал, сколько рыб окажется в сети, назвав точную цифру.

Так и оказалось, и пока рыб пересчитывали на сухом песке, ни одна из них не издохла.

Пифагор и рыбак, 	1662. Берлинская картинная галерея, Германия
Пифагор и рыбак, 1662. Берлинская картинная галерея, Германия
Пифагор и рыбаки, 1662. Кунстхаус, Цюрих, Германия
Пифагор и рыбаки, 1662. Кунстхаус, Цюрих, Германия

Архимед

На создание картины о Архимеде, Сальватора Розу вдохновила трагическая история смерти ученого и философа.

На Сиракузы, где жил Архимед, напали римляне.

В разгар боя 75-летний Архимед сидел на пороге своего дома, углублённо размышляя над чертежами, сделанными им прямо на дорожном песке. В это время пробегавший мимо римский воин наступил на чертёж, и возмущённый учёный бросился на римлянина с криком: "Не тронь моих чертежей". Солдат остановился и хладнокровно зарубил старика мечом.

Смерть Архимеда, 17 в.
Смерть Архимеда, 17 в.

Архит Тарентский

Архита Роза изобразил с его самым известным изобретением.

В 5 веке до н. э. математик и механик Архит Тарентский разработал автоматический летательный аппарат, который имитировал полёт птицы. Корпус аппарата был сделан из дерева и имел полую цилиндрическую форму, чем-то напоминающий голубя.

Архит, философ из Таренто, 1668. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Архит, философ из Таренто, 1668. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Диоген

Диоген, 17 в. Музей Феша, Франция
Диоген, 17 в. Музей Феша, Франция

Легенда о том, что Диоген выбросил свою чашу, увидев пьющего из ручья мальчика, хорошо известна.

Роза посвятил ей даже три картины.

Диоген, отбрасывающий свою чашу, 17 в. Музей изобразительных искусств Хьюстона, США
Диоген, отбрасывающий свою чашу, 17 в. Музей изобразительных искусств Хьюстона, США
Диоген, выбрасывающий чашу для питья, 	1651. Государственный музей искусств, Копенгаген, Дания
Диоген, выбрасывающий чашу для питья, 1651. Государственный музей искусств, Копенгаген, Дания
Лес философов, ок. 1650. Национальная галерея, Лондон
Лес философов, ок. 1650. Национальная галерея, Лондон

Ну и, конечно, сюжет о том, как Диоген ходил по городу с фонарем в поисках настоящего человека, тоже нашел отражение в творчестве Сальватора Розы.

Диоген ищет настоящего человека, 17 в. Частная коллекция
Диоген ищет настоящего человека, 17 в. Частная коллекция

Эмпедокл

Существует легенда, что Эмпедокл, предчувствуя смерть, пожелал быть не просто погребенным, а стать равным богам, вознесясь на небо. Он хотел, как Геракл, сгорев, попасть на Олимп.

Он бросился в жерло вулкана, что и изобразил художник на своей картине.

Смерть Эмпедокла, ок. 1670. Частная коллекция
Смерть Эмпедокла, ок. 1670. Частная коллекция

Сократ

Смерти Сократа посвятил Роза еще одну картину.

Сократ был обвинен в богохульстве и развращении юношества и приговорён к смертной казни.

Свой последний день Сократ пожелал провести в окружении своих учеников, в беседе с ними, как он и делал много лет.

Закончив речь, он выпил из кубка яд.

Смерть Сократа, 17 в. Частная коллекция
Смерть Сократа, 17 в. Частная коллекция

Ну и еще несколько картин Сальватора Розы.

Демокрит и Протагор, ок. 1663. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Демокрит и Протагор, ок. 1663. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гераклит и Демокрит, ок. 1645. Музей истории искусств, Вена, Автрия
Гераклит и Демокрит, ок. 1645. Музей истории искусств, Вена, Автрия
Диспут философов в академии Платона, 17 в.
Диспут философов в академии Платона, 17 в.