Придя в свою хуторскую школу, в один из сентябрьских дней второго класса, я был проинформирован своими товарищами, которые пришли в школу немного раньше, что через дорогу от школы похороны.
Решили с друзьями на перемене сходить и отдать должное, хороший был дядька, не один раз катал нас на тракторе, припоминается случай у магазина.
Я тогда не то что в школу не ходил, а даже ещё и не думал приобретать букварь.
Была грязь и довольно липкая, стояла наша разновозрастная компания с другого края улицы на углу забора магазина, для чего нам было попасть на «Дружный» вспомнить уже не могу, но едущий трактор «Беларусь» по улице, срезал угол и поехал между трансформатором, который запитывал электричеством улицу и самим магазином, остановился возле нас.
Трактор настолько сильно тарахтел двигателем, что ничего толком слышно не было, трактористу подбежавший Гриня сказал, что нам нужно на «Дружный», тот выглянул из кабины, не припомню, была ли дверца у кабины, осмотрел сверху нас и громко выпалил:
- Чего стоите? Полезайте в тележку!
Тогда пацаны стали штурмовать тележку, ну а я при помощи своих товарищей был поднят в тележку, и досталось мне место у переднего борта тележки, позади большого правого колеса трактора.
Запомнилась вылетающая грязь из под колеса, да метание из стороны в сторону и скольжение колёс по колее.
На первой перемене с друзьями побежали через дорогу в двор Кудряшовых, зашли в калитку, которая была открыта, завернули за угол хаты, вошли в сенцы и осторожно вошли в первую комнату, сняли фуражки.
Покойник в гробу лежал во второй комнате посередине, между двух окошек выходящих на восток во двор.
У северной и южной стены стояли люди, мы заглянули в проём двери, покойник лежал ногами к дверям, в скрещенных руках на груди горела свеча.
У головы по правую руку покойника на высокой тумбочке лежала толстая большая книга, эту книгу читала вслух и на распев старушка, стоящая лицом к двери.
Что - то магическое и притягательное я почувствовал, глядя на эту книгу, чем - то она меня проняла, зацепила внутри непонятным интересом, я толком не мог понять слов, которые произносила старушка, но время перемены заканчивалось и мы побежали обратно в школу.
На уроке только и вспоминалась книга, появилось чувство снова сходить на похороны и послушать, о чём там читает старушка.
Прозвенел звонок на большую перемену, основное количество учеников разбежались по домам, перекусить бутербродом с вареньем, да запить чаем или молоком.
Я же направился послушать таинственную книгу, уж очень большой интерес проявил я к ней.
Я и ещё несколько учеников зашли в хату, я стал у косяка и заглядывал в другую комнату, книга раскрыта на половине страниц, рядышком горела керосиновая лампа, в комнате царил полумрак, придавая в данной обстановке необычную трагичность.
Книгу читала уже другая старушка, я пытался понять смысл слов, но не мог сосредоточиться, не все слова доносились до меня, но и остальных слов я толком не понимал.
Меня за рукава пиджака потянул мой товарищ, я повернул в его сторону голову, он головой показал мне, что пошли на улицу, посмотрели и хватит.
Я мотнул головой, что ещё останусь здесь, приходили ученики из других классов, заглядывали в комнату, где лежал покойник, немного посмотрев, уходили обратно.
Я же стоял, и никуда не хотел уходить, уж очень меня заинтриговала книга и то, что в ней было написано.
Старушка читала негромко нараспев, а я не как не мог понять смысл произносимых слов, который задевал что - то важное внутри меня.
Я словно оказался под гипнозом, совсем по - иному смотрел на всю эту процессию, было настолько тихо в комнате и казалось люди стоящие у стен, вообще не дышат.
Время перемены заканчивалось, я вышел во двор, чувствовал себя, словно был в полуспящем состоянии, надел фурагу и побрёл в школу.
Третий урок проходил в приятной дрёме, моё тело находилось в классе, а я сам был там, где читали таинственную для меня книгу, что - то убаюкивающее слышалось в этом чтении – распевании и приятное умиротворенние посетило меня.
И словно магнитом тянуло снова меня в необычную обстановку.
Прозвенел звонок на перемену, и непонятная сила потянула меня через дорогу в хату, где над покойником на распев читали книгу.
Я тихонько вошёл в сенцы, вошёл в первую дверь хату, подошел к проёму двери во вторую комнату, настроившись послушать чтение уже первой старушки, прислонился плечом к косяку и блаженно растаял, вслушиваясь в слова.
Словно громом от головы до пяток прошибло меня от северной стороны стены мужским голосом:
- Фуражку сними!!
Я сорвал с головы фуражку и словно проснулся ото сна, первая мысль, пришедшая в голову:
- А что я тут делаю?
Посмотрел на грозные лица людей стоящих у стенки.
Грозность лицам придавал полумрак, кроме нескольких свечей, слабый свет проникал через проём двери, два восточных окна были занавешены, а южного окна мне вообще не было видно.
Я попятился назад, у двери, выходящей в сенцы, развернулся и выскочил во двор, вышел на улицу, натянул на голову фуражку.
Посмотрел в сторону школы, оттуда доносился весёлый смех, многие ребята бегали вокруг школы, наматывая круг за кругом.
Мне сразу захотелось туда, где были мои товарищи, смотря на их весёлость, мне стало вдруг светло внутри, я сорвался с места и побежал через дорогу во двор школы.
В голове была приятная ясность и осознание того, что жизнь продолжается.
Спасибо за прочтение, присоединяйтесь на мой канал, подписывайтесь и оставляйте комментарии.