Найти тему

«Фонд пенсионного и социального страхования России»: верность традициям бывшего «Пенсионного Фонда России»?

Оглавление

(Спаси, сохрани и помилуй)

«В сухом остатке»

Живу долго, видел много, юридической практикой занимаюсь более тридцати лет. Но воровать так, как воровали бывшие руководящие работники ПФР («Пенсионного, не к ночи будь помянут, фонда») в нашей стране не позволяли себе, кажется, никогда. Материалы в интернете по этим уголовным делам – в изобилии, есть над чем поразмышлять и чему удивиться. Например, тому, что фигуранты этих уголовных дел уже на свободе, по разным причинам. Недаром наименование «пенсионный» старательно маскируют: и при объединении двух фондов, и сейчас, когда официальное сокращенное наименование - «Социальный Фонд России». У отечественных пенсионеров это словосочетание – «пенсионный фонд» вызывает стойкое отвращение. Но отказаться от вывески – не значит отказаться от пагубных наклонностей и порочной практики.

-2

Как в «ватную стенку»

Иногда профессиональная деятельность юриста даёт основания для того, чтобы порассуждать о конкретных обстоятельствах, явно требующих дополнительных разъяснений. Как должен поступить юрист в этом случае. Проще всего направить запросы в те государственные структуры, на которые закон возложил функции, которые тебя интересуют. Но утверждать, что это действительно «проще всего» я бы не спешил: «слуги государевы» в совершенстве владеют искусством давать такие ответы, что уразуметь смысловую нагрузку не так просто.

«Я вам пишу…»

В ответ на твои (вполне понятные) вопросы чиновник присылает, как правило, ответ, который представляет собой просто распечатку трафаретного текста, который до тебя получали, видимо, сотни таких заявителей. Ответа на свои вопросы обычно не получаешь, зато в официальном документе присутствует перечень законов и подзаконных актов, с которыми неизвестно, что делать. Еще тебе укажут, в какую именно организацию надлежит обратиться, если ты все-таки упорствуешь в своем желании «все знать». «Отфутболить» запрос, в другое ведомство, причем незадолго до окончания 30-дневного срока, который установлен законом для ответа на заявления граждан – «высший пилотаж» чиновничьей бюрократии, любимое развлечение «слуг государевых». Будь доволен, заявитель, что тебе вообще ответили. Пройдет еще тридцать дней и тебе сообщат, что обращаться следовало, оказывается, в другое ведомство, а там – еще тридцать дней на рассмотрение… Не факт, что заявитель преклонного возраста доживет до результата рассмотрения своей жалобы.

-3

«Классика жанра» - дать такой ответ, в котором никакого ответа нет

Получив такую трафаретную отписку, заявитель интуитивно понимает, что над ним издеваются, по текст отписки безупречен и не несет в себе никаких возможностей для обжалования. Придраться в этом тексте не к чему. Уровень профессионального мастерства чиновника измеряется его навыками давать именно такие «ответы» на запросы. Замечено, что в некоторых случаях такую «заботу» профессиональные «радетели» проявляют даже об инвалидах СВО, что уже – за гранью добра и зла.

-4

Защита прав заявителя – дело рук самого заявителя

Но что тогда делать заявителю? Например, юристу, который устал искать информацию в «поисковиках» и который получил уже пару таких «отписок» от чиновников, в совершенстве владеющих приемами «словоблудия»? Если у такого юриста есть собственный авторский канал, он может попробовать задать свои вопросы публично, в надежде на то, что кто-то из читателей знает ответы. Вот вам конкретная ситуация, размышлять над которой приходится в рамках оказания услуг одному из моих клиентов:

Беда не приходит одна

Мы не общались со школьной скамьи. Случайно нашли друг друга в социальных сетях, стали общаться. Оказалось, жизненная ситуация у моего однокашника - катастрофическая: одинокий инвалид, с огромными долгами (два кредита, коммунальные – около четырехсот тысяч рублей). Судебные приставы списывают пенсии, не обращая внимания на сохранение прожиточного минимума.

-5

Такова жизнь (может поставить это слово в кавычки?)

В отношении моего клиента (правильнее именовать его доверителем, поскольку помогаю ему бесплатно) уже есть два судебных постановления (решение суда и судебный приказ), которые находятся в стадии исполнения уже достаточно долго и каждый из которых, медленно, но уверенно, исполняется. На основании решения арбитражного суда (доверитель был индивидуальным предпринимателем) возбуждено исполнительное производство, которое, разумеется, дает основания задавать вопросы (и даже предъявлять претензии) судебного приставу. Но там все проще: есть федеральные законы, регулирующие процедуру исполнительного производства, есть конкретное должностное лицо – судебный пристав. Есть материалы исполнительного производства, которые лежат в шкафу у судебного пристава и с которыми можно, при желании, ознакомиться.

«Дело ясное, что дело темное»

Со вторым взысканием сложнее. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.04.2024) «Об исполнительном производстве» предусматривает, что

исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. Взыскатель воспользовался такой возможностью и два года деньги из пенсии моего доверителя ежемесячно удерживались, отделением Фонда пенсионного и социального страхования России.

-6

Если анализировать нечего

Первое, что я сделал – собрал воедино все документы, которыми располагает мой доверитель, и попытался проанализировать результаты. В отношении прямых списаний, которые все это время осуществлялись ФПСС РФ («Социальным фондом России»), анализировать было нечего. По крупицам собирая информацию, я смог установить, что за два с половиной года моему доверителю не было направлено ни одного документа о результатах удержаний денег с его пенсии, о том, что деньги ежемесячно списываются в пользу взыскателя, мой доверитель узнавал лишь, если сам обращался в «Центр по выплате пенсий Фонда пенсионного и социального страхования России». И он обратился, однажды. На мой недоуменный вопрос ответил, что доверял федеральной структуре. Я, в отличие от моего клиента, такого доверия не испытываю (помня о результатах грандиозных коррупционных скандалов в Пенсионном Фонде России). И я стал этот вопрос изучать, каждый раз преодолевая сопротивление бюрократического аппарата (одних отписок получил аж пять штук).

-7

«Театр абсурда» или издевательство над законом?

Но кое-что «нарыть» удалось. Во-первых, мой доверитель передал в офис упомянутого выше Центра ФПСС РФ заявление о сохранении денег в размере прожиточного минимума (когда еще действовал заявительный порядок этого сохранения). Следов этого заявления найти не удалось, никому. Хотя на руках у моего доверителя – его экземпляр, с входящим штампом и росписью должностного лица. Зато сразу после даты передачи заявления размеры ежемесячных списаний «подросли» в два с половиной раза и этот феномен вообще никто объяснить не может. Шесть месяцев у моего доверителя на жизнь оставались деньги в сумме 4 600 рублей. Как на эти деньги мой доверитель (одинокий инвалид второй группы) смог прожить – в голове не укладывается. Начиная с 01.01.2024 года взыскания по основании этого исполнительного документа неожиданно прекратились: на портале «Госуслуги» перестала отражаться эта задолженность. Четвертая моя попытка направлять запросы дала скромный результат: чиновник соизволил написать, что взыскание по исполнительному документу прекращено «…ввиду несоблюдения правил о сохранении прожиточного минимума».

-8

Спрашивается, а кто взыскивал деньги с нарушениями этих правил? Кто заставил моего доверителя полгода жить на пожертвования друзей и знакомых? И потом, никто не отвечает прямо на вопрос о том, сохранилась ли задолженность перед этим взыскателем? «Пенсионные» чиновники, видимо, уже поняли, что отвечать придется (эта статья, кстати, тоже – прозрачный намек на проблемы, которые возникнут у тех сотрудников ФПСС РФ, которые курировали взыскания в этом случае. Я намерен сделать все, чтобы прекратить весь этот «театр абсурда». И буду делать это публично, поскольку уверен, что людям, оказавшимся в такой жизненной ситуации, надо помогать. И эта ситуация – именно абсурд, поскольку правовой беспредел учинили чиновники, которым государство поручило проявлять заботу о неимущих и обездоленных гражданах.

Рубрика в наименовании статьи традиционная и уже привычная для моих подписчиков – «В сухом остатке». Но дело, материалы которого я в этот раз использую – только начинается и до «сухого остатка» там, ох как далеко. Так что, буду держать вас в курсе и сообщать о происходящих событиях. По просьбе доверителя фактуру изменил, чтобы избежать узнаваемости.

-9

Продолжение следует. В следующей статье попробую покопаться в документах Социального Фонда России и понять, как вообще регламентируется участие ФПСС РФ в прямых удержаниях денег с пенсии, по исполнительным документам. Есть ощущение, что таким людям доверять наши пенсионные накопления как-то страшновато. А вдруг сохранились в этом, недавно образованном, ведомстве традиции недоброй памяти Пенсионного фонда России? Тогда нужно помогать тем пенсионерам, кто стал жертвой «прямого списания». Еще один парадокс – защита интересов пенсионеров от произвола ведомства, отвечающего за защиту этих пенсионеров.

Если вам это тоже небезразлично – поставьте «лайк», поддержите канал, подумайте о том, чтобы стать подписчиком. Пишу много, часто (как правило – ежедневно), с удовольствием. Пишу, не оглядываясь на официальные точки зрения и авторитеты. Могу себе позволить такую роскошь Так что, подписывайтесь, это будет интересно. Не пожалеете.