Недавно стало известно, что популярные среди россиян маркетплейсы «Яндекс Маркет», «Ozon», «Wildberries» и «AliExpress Россия» усиленно блокируют карточки товаров и убирают их из продажи. Что хорошего в этом для обычных граждан? Давайте разбираться вместе.
ФАС заявляет, что блокировке подвергаются только контрафактные некачественные товары. Ведомство сообщает, что за первый квартал этого года заблокировало свыше 2 миллионов (!) товаров-подделок, причём это данные только крупнейших маркетплейсов. В статистику не вошли небольшие площадки для онлайн-торговли. Как мы видим, контрафакт в интернет-магазинах – это далеко не единичные случаи. По статистике, чаще всего подделывают электронику, косметику, осветительные приборы, инвентарь для строительства и спортивную одежду.
Первый фактор – цена. Мы все любим пользоваться выгодами и скидками, но товар, который на маркетплейсе стоит в 2-3 раза дешевле, чем в магазине – повод скорее задуматься, чем обрадоваться находке и похвалить себя за бережливость. Цель торговли – получение прибыли, поэтому продавец не отдаст покупателю товар за цену ниже себестоимости у производителя. Убытки ему не нужны.
Второй «звоночек» – название. Проверяйте каждую букву перед покупкой. Журналисты сообщают, что весной этого года находили карточки с наименованиями товаров, созвучными оригиналу. Однако на деле они оказывались контрафактом – например, «realmei» вместо оригинального «Realme», «Redme» вместо знаменитого китайского бренда «Redmi» и т.п. К сожалению, нужно всегда быть начеку, чтобы не попасться на удочку мошенников.
Третий фактор – соотношение технических характеристик товара и его цены. В частности, стоимость внешних жёстких дисков объёмом в 2 терабайта не может разниться в несколько тысяч на разных онлайн-площадках.
Полагаться слишком сильно на отзывы тоже не стоит: не все из них правдивые. Ни для кого не секрет, что среди офлайн-заведений и продавцов в интернете давно востребована услуга написания положительных отзывов за деньги.
Звучит не очень обнадёживающе, но не стоит совсем отчаиваться: администрация маркетплейсов тоже заинтересована в «изживании» контрафакта. Совершенствуются технологии, распознающие подделки; кроме ручной чистки списков товаров также применяется ИИ. Помимо этого, перед добавлением нового продавца в общий каталог сотрудники убеждаются, что он обладает необходимыми сертификатами качества продукции. Представители «Ozon» сообщают, что потребитель может ознакомиться с документацией продавца, направив соответствующий запрос в техподдержку маркетплейса.
Вы натыкались на подделки? Расскажите в комментариях!