(по просьбе подписчицы)
Избранный и принятый
Первая истина - осознать, что я уже «принят» и «избран». Это не значит, что я лучше и выше других, но кто-то увидел во мне что-то особенное и признал меня в моей уникальности; каждый человек уже избран как любимый сын или дочь; испокон веков Бог видит во мне драгоценность и признает меня бесконечно ценным. Мы получаем свою драгоценность и уникальность от Того, Кто избрал нас в вечной любви, Кто поднимает над нами Свое лицо и смотрит на нас с любовью. Я уникален, драгоценен и любим. Это настоящая правда жизни, и эта правда хочет стать сильнее в ходе путешествия, чем все те высказывания негативного характера обо мне, которые могут быть обидными, оскорбительными и унизительными
Благословенный
Вторая истина, которую мы должны усвоить в этом путешествии, заключается в том, что мы «благословенны» и « счастливы». Будучи неуверенными и боязливыми человеческими существами, мы нуждаемся в поддержке и благословении. Латинское слово «benedicere» буквально означает «благословлять», то есть говорить о ком-то что-то хорошее. Мы все нуждаемся в том, чтобы кто-то отзывался о нас хорошо. Но благословение выходит за рамки признания и похвалы. Благословение - это напоминание об изначальной доброте другого человека. Благословить другого человека - значит выразить Божью любовь к нему и напомнить ему, что вы - особенный человек, которого Бог очень любит. Все индивидуальные благословения (слова благодарности, ободрения и привязанности) - это отголосок благословения, которое лежит на нас, людях, испокон веков.
Особенно богатые благословения могут дарить люди с тяжелыми формами инвалидности. «Один из членов моей общины, Адам, не может говорить, не может ходить самостоятельно, не может есть без посторонней помощи, не может сам раздеться или одеться, но людям, которые находят время, чтобы просто обнять его или посидеть с ним, он дарит множество благословений.... Этот вид дара проистекает из простого существования....». (H. Nouwen, You are the Beloved, p.69)
Благословение напоминает нам на протяжении всего нашего пути, что мы любимы и находимся в руках любящего Бога. Эти слова благословения несут истину, даже если она оспаривается громкими проклятиями, оскорблениями и безжалостными унижениями, которые обрушиваются на нас и стремятся породить тьму, разрушение и смерть.
«»Сломлены«»
Третья истина, которую мы не должны подавлять: мы «сломлены». Каждый из нас переживает сокрушение очень индивидуально: Одиночество, изоляция, страхи, неуверенность, разлука, неудачи, уныние, боль и смерть как самое радикальное доказательство того, что наша жизнь разрушена.
То, как я сломлен и переживаю свое разрушение, раскрывает нечто очень существенное и характерное для меня; мое личное разрушение затрагивает сердцевину моей личности, говорит о моей уникальности и о моих несравненных страданиях от него. Нувен считает, что мы так же уникальны в своей сокрушенности, как и в своей избранности (Nouwen, op. cit., p. 75), и что наши раны составляют суть нашей жизни.
"В моем окружении, где мы живем вместе со многими мужчинами и женщинами с тяжелыми формами инвалидности, наибольшие страдания приносит не сама инвалидность, а ощущение своей бесполезности, никчемности, неуважения и нелюбви. Гораздо легче перенести невозможность говорить, ходить или есть самостоятельно, чем то, что ты не представляешь для кого-то особой ценности". (Nouwen, op. cit., p. 76)
Нувен предлагает два способа справиться с собственной сокрушенностью.
Первый способ - примириться с ней и подружиться с ней.Я не должен избегать страданий и боли, связанных с разрушением. Чтобы встретиться с ней лицом к лицу, мне нужен кто-то, кто поможет мне пережить ее и выстоять.
Страдание, которое было перенесено и пережито, может стать путем к внутреннему миру и радости.
В качестве второго способа справиться с собственным разрушением Нувен предлагает передать его в благословения.
«Важнейшая духовная задача детей Божьих, горячо любимых, - вывести свою сокрушенность из тени проклятия и поместить ее в свет благословения» (Nouwen)
Когда человек переживает физическую, душевную или эмоциональную боль в благословении, он переживает ее принципиально иначе, чем когда он несет эту боль с проклятием. Даже небольшое бремя, которое человек воспринимает как подтверждение своей никчемности, может ввергнуть его в глубокую депрессию и даже довести до самоубийства.
И наоборот, даже большие и серьезные тяготы становятся легче и переносимее, когда их несут в свете благословения. То, что казалось невыносимым, становится испытанием.
То, что казалось поводом для депрессии, становится источником очищения.... Поэтому важнейшая задача - позволить благословению коснуться нас в нашем сокрушении". (Nouwen, p. 84 f.) Именно в этом заключается главная задача.
Четвертая истина гласит: «Отдавайте себя».
Мы избраны, благословлены и разрушены не ради самих себя, но все это обретает смысл в том, что мы живем для других людей.
Величайшее исполнение жизни заключается именно в том, чтобы отдавать себя другим, отдавать что-то, даже больше, чем себе, потому что сама наша жизнь - это величайший дар, который мы можем отдать. В дарении важнее наши собственные таланты (дружба, терпение, радость...), как способы, с помощью которых мы выражаем свою человечность.«Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что самый большой дар, который я могу предложить, - это моя собственная радость в жизни, мой собственный внутренний мир, моя собственная тишина и одиночество, мое собственное чувство благополучия».(Nouwen, op. cit., p. 98)
Последняя жертвенность в смерти
Умирание может и должно стать для нас способом окончательной готовности к посвящению себя. "Лично я считаю жизнь подготовкой к смерти как окончательному акту отдачи себя..... Смерть людей, которых мы любим и которые любят нас, открывает возможность нового, более радикального общения, новой близости, нового единения.Только когда мы умерли, наш дух может полностью раскрыться. (Nouwen op.cit., p.101)
Однако (поскольку есть и больные, умирающие мучительно и с чувством обиды, чей дух почти погашен тьмой) мы должны готовиться к тому, что мы умрем, и к смерти; мы ответственны за то, как мы умрем, и в заботе о преданности наша смерть может стать даром для других и «источником новой духовной энергии».
Литература:
H. Nouwen,