Найти в Дзене

Завод «Алнас»: борьба за выживание, офшоры и возврат в Россию

Оглавление
   rimera.com
rimera.com

KazanFirst вспоминает историю крупного предприятия с его перипетиями и рассказывает, как оно существует в нынешних реалиях.

Завод «Римера-Алнас» интересен тем, что 90% месторождений нефти в России используют выпущенные этим предприятием установки электроцентробежных насосов. Он имеет богатую почти полувековую историю. Альметьевский завод погружных электрических насосов (АЗПЭН) был построен в 1978 году в нефтяной столице Татарстана – Альметьевске. Завод не раз менял собственников и названия, но оставался одним из крупнейших в стране предприятий по выпуску насосов и компрессоров для нефтедобычи.
В 1979 году завод выпустил первые электродвигатели, используемые на оборудовании для добычи нефти. Еще через три года, в 1982 году, АЗПЭН начал серийный выпуск погружных электронасосов. Завод оснащался оборудованием и станками самых передовых мировых производителей. Как результат — с середины 80-х годов АЗПЭН стал крупнейшим в Европе специализированным предприятием по производству и комплектной поставке установок погружных электронасосов для добычи нефти. В 1989 году была зарегистрирована международная торговая марка ALNAS. В 90-е годы завод был приватизирован, с 1994 года работал как АО «Алнас», а с 1997 года стал ОАО «Альметьевский насосный завод». Параллельно он стал глобальным игроком, его продукция работала в 21 стране мира.
Историю завода можно смело делить на две эпохи. Первая — так называемая эпоха одного из создателей завода
Александра Прошечкина, который был директором завода с 1982 по 2001 год. И эпоха пост-Прошечкина — с 2006 года до современности.

Как менялись собственники и показатели завода «Алнас»

Сразу после акционирования в 1993 году 27% уставного капитала завода принадлежало правительству Татарстана, 26,4% — ЗАО «ТатинвестРосс», также крупные доли около 9% были у ОАО «ТАИФ» и СИПФ «Образование», 21% акций был распределен среди сотрудников завода.
В 1996 году Татарстан передал госпакет в 26,4% под управление ЗАО «ТатинвестРосс», дочернюю структуру американской инвестиционной компании. По итогам приватизации напрямую и через юрлиц значительную долю акций завода контролировал Прошечкин и его команда из топ-менеджеров завода. К этому времени за деньги завода в самом Альметьевске была построена главная городская гостиница «Альметьевск», Дом бытовых услуг, санаторий-профилакторий, больничный комплекс и спорткомплекс, завод владел футбольным клубом.
Потрясший страну экономический кризис 90-х годов с его неплатежами, бартером, галопирующей инфляцией, а также последующий дефолт 1998 года серьезно сказался и на «Алнасе». Было потеряно большинство западных контрактов, внутри страны нефтяники, основные потребители их продукции, массово месяцами задерживали платежи. Но, несмотря на это, при улучшении ситуации в экономике уже в 1999-2000 годах «Алнас» показывал феноменальный рост: только за 1999 год в два раза выросли активы завода, а в 2000-м предприятие показало тройной рост прибыли, значительная часть которой вкладывалась в дальнейшее развитие.

  📷
📷

vk.com/rimera_group
На тот момент 96% покупателей завода были российскими и компания стремилась нарастить экспорт, вернуть свои позиции на западных рынках. Завод реализовал систему сервисного обслуживания выпускаемого им оборудования на производственных базах, созданных в нефтедобывающих регионах страны. Доходы от сервисного обслуживания занимали важную часть в выручке, эту статью нужно было сохранить. Власти Татарстана, как один из ключевых акционеров, ставили задачи расширения и поиска под этого крупного инвестора.
В 2001 году «Алнас» первым в Татарстане получил международный сертификат качества ISO 9001. К этому моменту власти республики мягко намекали на необходимость обновления руководства завода, в результате чего Прошечкин оставил должность генерального директора и стал председателем совета директоров. В 2002 году в структурах завода работало более 5 тысяч человек, чистая прибыль предприятия составляла 246,5 млн рублей. «Алнас» снабжал погружными электродвигателями и насосами крупнейшие российские нефтяные компании — «ЮКОС», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», ТНК, «Сибнефть», «Татнефть».
Весной 2003 года правительство Татарстана создало АО «Связьинвестнефтехим», куда в числе государственных пакетов акций ключевых 18 предприятий республики было передано 25% плюс одна акция «Алнаса». Представители завода тогда прокомментировали это республиканским СМИ так: «Нас просто поставили перед фактом».
В мае того года стали известны результаты поиска «Алнасом» инвесторов, который завершился рядом сделок с компаниями, представляющими интересы ЮКОСа — крупнейшей тогда по запасам нефти компании в стране. Более 50% уставного капитала завода «Алнас» было выведено в офшоры, управляемые ЮКОСом. В совет директоров «Алнаса» вошли четыре представителя структур ЮКОСа, два — от властей Татарстана и один от ТАИФа. На тот момент Прошечкин, представляющий независимых акционеров и трудовой коллектив, смог сохранить место председателя совета директоров. Также завод получил от ЮКОСа на сервисное обслуживание более 1,5 тысячи скважин в Нефтеюганске. Покупка завода была логичной для структур ЮКОСа, так как позволяла консолидировать предприятия, связанные с нефтяной промышленностью.
В том же 2003 году силовики начали так называемое дело ЮКОСа — компанию подозревали в выводе государственно важных активов за рубеж и нарушении госбезопасности. В результате этого дела руководство компании обвинили в экономических преступлениях, в частности,
Михаилу Ходорковскому* и Платону Лебедеву вменяли ущерб от легализации денежных средств и хищение нефти. Каждый из них получил 13 лет колонии.
Ходорковский* также обвинялся в причастности к заказным убийствам, одно из самых известных — расстрел мэра Нефтеюганска
Владимира Петухова.
В 2006 году, после того как ЮКОС признали банкротом, началась распродажа активов компании. 50% акций «Алнас», принадлежащих ЮКОСу, купила «НК «Русснефть»
Михаила Гуцериева. Большую часть непроизводственных и сервисных подразделений «Алнаса» в 2007 году выкупило с аукциона ООО «Нефть-Актив», подконтрольное «Роснефти».
К слову, Гуцериев и связанные с ним компании еще не один раз примут участие в загадочных сделках с активами Татарстана. Например, в 2017 году его компании скупят на бирже 2% акций «Татнефти», затем в 2018 году продадут акции и следом опять купят, но уже 2,85% акций татарстанской нефтяной компании. После этого, ближе к концу 2018 года, 1,2% акций «Татнефти» купит тот самый татарстанский холдинг «Связьинвестнефтехим».
Несмотря на это, «Алнас» все эти годы был одним из самых успешных предприятий машиностроения Татарстана. В 2006 году выручка составила 7,2 млрд рублей, чистая прибыль — 257 млн рублей. Но 2005-2006 годы стали для завода завершением эпохи Прошечкина и коллектива, стоявшего у истоков создания крупнейшего советского, а затем и российского производителя нефтегазового оборудования.

  📷
📷

t.me/rimera_group
17 января 2008 года контроль над заводом установила группа ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод). Через ЗАО «Римера», генеральным директором которого на тот момент был
Владимир Христенко, сын министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, ЧТПЗ выкупил 54,95% акций «Алнас» у кипрской Krypston Enterprises Limited. В результате доля компании «Римера» в уставном капитале завода достигла 75%.
Но уже в конце 2009 года на волне кризиса «Римера» планировала отказаться от нефтегазовых сервисных предприятий, в том числе и от завода «Алнас». Последний был самым крупным активом в пакете продаваемых предприятий. На тот момент «Алнас» производил 40% всех электропогружных насосов и электродвигателей для нефтяной промышленности России. Тем не менее компания была убыточна. За первые три квартала 2008 года убыток составил 82 млн рублей, первое полугодие 2009 года закрыли уже с убытком 354 млн рублей, что в 30 раз превышало убыток первого полугодия 2008 года. Весь 2009 год Группа ЧТПЗ искала покупателя завода.
Интерес к покупке проявляли «Татнефть», группа «ТАИФ», китайцы и европейский офшор Schlumberger, но к 2010 году группа ЧТПЗ отменила решение о продаже завода. Все это время «Алнас» штормило — убытки, конфликты профсоюза с московским руководством, череда трудовых споров и забастовок, потеря кадров, постоянная смена руководства.
В 2011 году «Роснефть» выставила повышенные требования к качеству оборудования, заводу срочно нужно было обновить основные фонды. В результате оборудование модернизировали за счет инвестиций ГК «Римера», вложившей 2,5 млрд рублей с целью повысить производительность на 30%. Но 2012 год все еще был убыточным для завода: компания закрыла год с результатом 334 млн рублей убытка. Численность персонала продолжила сокращаться и составила 2 470 человек.
Доля российского рынка погружных электронасосов, которую занимал завод, сократилась в два раза по сравнению с 2011 годом и составила всего 10%. Проблемы были и с производимой им продукцией для автопрома — тормозные диски составляли 15% в общей доле продукции. Но основной покупатель тормозных дисков — «АвтоВАЗ» — также столкнулся в 2011-2012 годах со снижением спроса, объем заказов снизился.
Проблемами «Алнаса» не могли не воспользоваться окрепшие конкуренты, вытесняющие его с рынка. Плюс на российский рынок пришли западные нефтесервисные компании, которые активно входили в капитал более мелких производителей нефтепромыслового оборудования, включая насосы для добычи нефти. Статус крупнейшего российского игрока заслуженно завоевала «Производственная компания «Борец». По итогам 2017 года теперь уже «Борец» стал лидером в Европе по производству и сервису установок электроцентробежных насосов.
Побыть генеральным директором «Алнаса» в это время удалось даже экс-генеральному директору «Северсталь-Метиз» и нынешнему исполнительному директору маркетплейса Wildberries
Ольге Наумовой.
По итогам 2013 года ОАО «Алнас» смогло нарастить свою долю российского рынка нефтеперерабатывающего оборудования до 25%. Постоянный рост прибыли завода начался с 2019 года. Чистая прибыль ОАО «Алнас» по итогам 2020 года, по данным spark-interfax, составила 501 млн рублей.

Кто владеет заводом сейчас

В 2021 году долларовый миллиардер из списка Forbes Андрей Комаров выкупил у челябинского завода (ОАО «Челябинский трубопрокатный завод») управляющую компанию нефтесервисного подразделения «Римера» и альметьевский завод «Алнас» (входит в группу компаний «Римера») за 1,172 млрд рублей. Кроме того, за 6,776 млрд рублей он стал владельцем 99,9% пакета акций АО «Римера», куда входит также завод ПАО «Ижнефтемаш».
После реорганизации завод «Алнас» сменил название на ООО «Римера-Алнас». ГК «Римера» входила в группу ЧТПЗ.
По данным spark-interfax, на 2024 год 69,99% уставного капитала ООО «Римера-Алнас» принадлежит московской компании АО «Старт». Данные о владельцах компании не раскрыты, но, по сведениям сайта spark-interfax, «Старт» не имеет собственного капитала, два последних года завершил без прибыли.

  📷
📷

vk.com/rimera_group
Основными конкурентами компании являются постоянные игроки рынка — ООО «ПК «Борец», АО «Новомет», ООО «Алмаз». Распределение между этими предприятиями долгое время оставалось относительно постоянным — казалось, что рынок поделен. Но после ухода зарубежных нефтесервисных компаний стали появляться и новые игроки.
Занимавший ранее пост гендиректора дочернего предприятия завода «Алнас»
Евгений Игнатов основал собственную компанию «Новые технологии» по производству погружных насосов в Чистополе, которая поставляет насосы «Роснефти» и «Газпромнефти».
ООО «Римера-Алнас» уже получило в 2021 году предупреждение от УФАС о нечестной конкуренции после преждевременного заявления о банкротстве «Новых технологий», несоответствующего действительности. Это говорит об острой конкурентной борьбе на рынке погружного оборудования для нефтедобычи. Для удержания своих позиций на рынке ООО «Римера-Алнас» требуется постоянно обновлять основной фонд, только в течение 2023 года в обновление оборудования вложено 84,8 млн рублей.
На 2024 год ООО «Римера Алнас» выпускает более 120 видов насосов, 300 модификаций двигателей, более 6 тысяч вариантов нефтепогружного оборудования (занимает 20% российского рынка, по данным сайта rimera.ru) и остается одним из лидеров рынка.

*внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов