Продолжаем развеивать мифы, которые в избытке плодятся вокруг ювелирного производства. Один из устойчивых — что в мастерских переправляют старые украшения на новые. Точнее, покупатели сдают лом, а мастера из него штампуют новые украшения. Так ли это? Давайте узнаем, откуда берется драгоценный металл на предприятиях вроде нашего.
Давайте начистоту. Есть только два источника образования драгоценных металлов. Это минеральный источник — когда золото добывают из «земли». И вторичное сырьё — сбор так называемого лома.
Законной (а про другую мы не говорим) добычей драгметаллов занимаются лицензированные недропользователи. Путь такого золота и серебра до магазинных украшений очень долгий. Вторичное сырье, которое люди сдают в магазины и ломбарды, также попадает в мастерские далеко не сразу. Когда в мастерской или магазине накапливается ювелирный лом (брак, результат обмена старых украшений на новые и так далее), его сдают на специальные аффинажные заводы. Это предприятия, которые «очищают» драгоценные металлы.
До 1991 года в нашей стране многие аффинажные заводы имели даже свои профили. Кто только платиной занимался, кто отходами, содержащими серебро, кто отходами кинофотоматериалов и рентгеновских пленок, где тоже содержались драгметаллы. Кстати, первым в России аффинажным заводом был Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов. Его открыли в 1916 году.
На аффинажных заводах сырьё принимают, апробируют, сортируют по пробе. Затем изделия поступают в плавку и начинается удаление примесей. Спустя время металл возвращается в ювелирные мастерские в виде «чистоты» — то есть золота и серебра 999 пробы. На производствах его лигатурят, то есть добавляют различные сплавы, чтобы «вывести» пробы 925 для серебра и 585 для золота.
Так что, как видите, никакой старый лом нигде мы не переплавляем. Делать подобные вещи — значит, нарушать закон. В последние годы законы по обороту драгметаллов очень сильно ужесточились. За каждым граммом оборота драгметаллов внимательно следит система ГИИС.
Что касается ювелирных изделий, то согласно новому законодательству у каждого из них на ярлыке должен быть УИН (уникальный идентификационный номер). По нему покупатель легко может узнать название изделия, его массу, пробу, вид драгоценного металла и посмотреть данные о камнях. Даже уточнить, кто, где и когда украшение это выпустил. Отсутствие УИНа — признак подделки или нелегального производства.
И напоследок: вторичное производство сейчас тренд. Если всё сделано законно, то в этом нет ничего плохого, наоборот. Например, в 2022 году Prada создали коллекцию украшений из переработанного золота.
А медали для Олимпийских игр в Токио отлиты из вторичного серебра и бронзы.