92,8K подписчиков

Берег города: художники-импрессионисты

403 прочитали
Арман Гийомен, «Вид на Сену, Париж»,1871, холст, масло, 181.3 x 126.4 см, Музей изящных искусств, Хьюстон
Арман Гийомен, «Вид на Сену, Париж»,1871, холст, масло, 181.3 x 126.4 см, Музей изящных искусств, Хьюстон
Камиль Писсарро, «Пон-Мари с набережной Анжу», около 1875, холст, масло, 49,5 х 63,5 см, частная коллекция
Камиль Писсарро, «Пон-Мари с набережной Анжу», около 1875, холст, масло, 49,5 х 63,5 см, частная коллекция

Несчастная стихия, заключённая в гранитные оковы? Или драгоценная красота природы, ставшая ещё прекраснее в архитектурной оправе? Пространство шумных торжищ или тихое пристанище влюблённых парочек? Место действия мрачных мистерий Достоевского или подиум для весёлого венецианского карнавала; самостоятельная героиня картины или банальный пролог к любимой живописцами всех времён и народов теме моста?

У всякого мастера городского пейзажа — своя набережная. Своё понимание её символизма и эстетики, её «удельного веса» в пространстве композиции. Для одних художников набережная — вечная «Золушка», героиня второго плана, повод изобразить пёстрое столпотворение праздношатающихся горожан — и не более. Для других — вместилище сложной драматургии, скрытый конфликт естественного и рукотворного, аллегория вечно текущего времени и бесплодных попыток людей сдержать его ход...

Словом, сегодня мы приглашаем Вас, уважаемый читатель, полюбоваться чудесными городскими пейзажами, в которых немалое место отведено тем самым набережным. И, быть может, узнать о них чуточку больше.

Своим появлением на свет поджанр «quais» (что в переводе означает «пристани», «пирсы» или «набережные») обязан французским мастерам позапрошлого столетия, обожавшим изображать берега живописной Сены.

Ричард Паркес Бонингтон, «Вид на Мост искусств с набережной Лувр», около 1819-1820, акварель поверх графита на средней, кремовой, слегка текстурированной тканой бумаге, 21 x 29 см, Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут
Ричард Паркес Бонингтон, «Вид на Мост искусств с набережной Лувр», около 1819-1820, акварель поверх графита на средней, кремовой, слегка текстурированной тканой бумаге, 21 x 29 см, Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут

Но вот занятный факт: одним из «пионеров» quais стал англичанин! Именно «Вид на Мост искусств с набережной Лувр» кисти Ричарда Паркинса Бонингтона стал первым (и во многом — определяющим стиль) прообразом будущих «сугубо французских» пейзажей.

Йохан Йонгкинд, «Вид с набережной Орсе», 1854, холст, масло, дерево, 43,8 x 66 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк
Йохан Йонгкинд, «Вид с набережной Орсе», 1854, холст, масло, дерево, 43,8 x 66 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк

Увидеть набережную Орсе с того же ракурса, что вдохновил художника Йохана Йонгкинда на написание знаменитого «Вида с набережной Орсе», уже не представляется возможным. Ибо сегодня ровно на этом самом месте высится стена музея Орсе, украшенная работами импрессионистов. А два века назад здесь располагалась оживлённая пристань, обеспечивавшая всевозможными товарами изрядную часть Парижа.

Пьер-Огюст Ренуар, «Парижский мост искусств», 1867-1868, холст, масло, 60,9 x 100,3 см, Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния
Пьер-Огюст Ренуар, «Парижский мост искусств», 1867-1868, холст, масло, 60,9 x 100,3 см, Музей Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния

Первоочередной задачей Пьера Огюста Ренуара было изобразить Парижский мост искусств. Первый полностью металлический мост французской столицы. И всё же чудесный вид на набережную стал значимой частью композиции его шедевра.

Станислас Лепин, «Пон-де-ла-Турнель, Париж», 1862, холст, масло, 40,2 х 55,1 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон
Станислас Лепин, «Пон-де-ла-Турнель, Париж», 1862, холст, масло, 40,2 х 55,1 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон
Станислас Лепин, «Набережная Пон-Мари, Париж»,1868, холст, масло, размеры неизвестны, Музей Орсе, Париж
Станислас Лепин, «Набережная Пон-Мари, Париж»,1868, холст, масло, размеры неизвестны, Музей Орсе, Париж

Набережная Пон-Мари вдохновила художников Станислава Лепина и Жана- Батиста Армана Гийомена на написание очень разных по стилю и настроению полотен с разницей в десяток лет. Занимательная «стереоскопия», не правда ли? Более наглядной иллюстрации наступления эпохи импрессионизма трудно отыскать.

Арман Гийомен, «Пон-Мари, набережная Сюлли»,1878, холст, масло, размеры и местоположение неизвестны
Арман Гийомен, «Пон-Мари, набережная Сюлли»,1878, холст, масло, размеры и местоположение неизвестны
Поль Синьяк, «Набережная Клиши», 1887, холст, масло, 46 x 65,5 см, частная коллекция
Поль Синьяк, «Набережная Клиши», 1887, холст, масло, 46 x 65,5 см, частная коллекция

Пасмурно, прохладно, пуантилистично. Когда-то это полотно считалось безнадёжно утраченным. Сегодня данный вид на набережную Клиши —неоспоримая классика неоимпрессионизма.

Йохан Йонгкинд, «Париж, Собор Парижской Богоматери, вид с набережной Турнель», 1852, холст, масло, размеры неизвестны, Малый дворец, Париж
Йохан Йонгкинд, «Париж, Собор Парижской Богоматери, вид с набережной Турнель», 1852, холст, масло, размеры неизвестны, Малый дворец, Париж

И снова перед нами работа кисти Йонгкинда Бартольда Йонгкинда. Как видите, над Нотр-Дамм всё ещё нет шпиля, а в полотнах голландского предтечи импрессионизма всё ещё многовато влияния Камиля Коро. Первый появится, а второе исчезнет примерно через десять лет. Почти одновременно. Что символично. Жаль, что набережная Сены понадобилась мастеру скорее в качестве «взлётной полосы» для зрительского взгляда, нежели в роли самостоятельной героини полотна...

Жан-Франсуа Раффаэлли, «Собор Парижской Богоматери, видимый с набережной Турнель», около 1897-1902, холст, масло, 65 × 81,2 см, Художественный музей Кливленда, Огайо
Жан-Франсуа Раффаэлли, «Собор Парижской Богоматери, видимый с набережной Турнель», около 1897-1902, холст, масло, 65 × 81,2 см, Художественный музей Кливленда, Огайо

А вот, собственно, и пресловутый шпиль. Высится тёмной махиной в ясном небе. Радуют глаз мелкие детали набережной Турнель, которым Жан-Франсуа Раффаэлли уделил особое внимание.

Максимильен Люс, «Набережная Сен-Мишель и Нотр-Дам», 1901, холст, масло, 73 x 60 см, Музей Орсе, Париж
Максимильен Люс, «Набережная Сен-Мишель и Нотр-Дам», 1901, холст, масло, 73 x 60 см, Музей Орсе, Париж

Фасад прославленного собора доминирует над видом набережной Сен-Мишель. Геометрически. Зато сама оживлённая и многолюдная набережная играет на этом полотне «первую скрипку» с точки зрения сюжетного и эмоционального наполнения.

Камиль Писсарро, «Набережная Малаки и Институт», 1903, холст, масло, 54,4 x 65 см, частная коллекция.
Камиль Писсарро, «Набережная Малаки и Институт», 1903, холст, масло, 54,4 x 65 см, частная коллекция.

«Набережная Малаки» — одна из последних картин великого Писсарро. Свет, цвет, целостность настроения... Пожалуй, комментарии тут излишни.

Автор: Лёля Городная