Люблю детективы, в частности, французские. Некоторое время назад подписалась на канал в Ютубе Русский Репортаж с французскими телефильмами, с той поры нет-нет да и посмотрю один-другой, а вчера целых три осилила. Делюсь впечатлениями.
Сюжет раскрывать не буду, поэтому расскажу о фильмах в самых общих чертах. Эти черты характерны в целом для всех 16 детективов из цикла «Убийство в …», выложенных на сайте. Это полуторачасовые не связанные друг с другом истории, которые происходят в живописных городах и весях Франции, включая заморские владения. Действующие лица и пейзажи разные, но расследование всегда ведут мужчина и женщина, обязательно присутствует проблема взаимоотношений главного героя с родителями, чаще с отцом, но бывают и исключения, красной линией проводится тема толерантности. Последний фильм превзошёл по этой части все ранее просмотренные, но обо всё по порядку.
1. «Убийство на Мари-Галант», 2021
Действие фильма происходит на острове Мари-Галант, с населением 12 тысяч человек, расположенном в архипелаге Гваделупа в Карибском море, являющимся департаментом Франции. Полицию острова возглавляет сосланная за провинность парижанка. К ней по ходу расследования присоединяется приехавший на родину в отпуск коллега.
Детективный сюжет на фоне красивых пейзажей с морем, пальмами, яхтами, колоритными аборигенами дополнен остро социальными проблемами: борьбой на выборах между местными предпринимателями, мужчиной и женщиной, она за сохранение самобытности, он – за современный благоустроенный туризм; нелегальными мигрантами с Доминиканы; торговлей секс-рабынями; расовым неравенством. Эти проблемы не являются центральными в сюжете, они – часть жизни, к которой местные жители, включая полицию, привыкли как к данности. Поэтому зритель может их и не заметить, увлёкшись детективной линией.
Хотя, честно сказать, увлечься сложно. Скучноватый фильм. Моя оценка 5 из 10.
2. «Убийство на лайнере» («Тайны пакетбота»), 2023
Фильм начинается с информации о том, что в основу сюжета положены реальные события, произошедшие у берегов небольшого французского города Ле-Сабль-д’Олон 12 января 1920 года: затонул пакетбот (старинное судно) "Африка", перевозивший сенегальских стрельцов, участвовавших в Первой мировой войне в составе французской армии, из 602 пассажиров спаслись только 34. К тому же, пропали сокровища епископа, которые везли на этом корабле.
По традиции цикла «Убийство в …» расследование ведут мужчина и женщина, он – майор, недавно потерявший жену и воспитывающий дочь, она – капитан, с проблемами в отношениях с отцом, а через них с мужчинами вообще. Красной линией сквозь сюжет проходит тема расовой дискриминации. Думаю, что телевидение Франции таким способом выразило своё неравнодушие к общественному движению Black Lives Matter.
После разговора с правнуком сенегальского стрелка, обиженного на белых, майор спрашивает у капитана: «Ты страдала от расизма?», та ответила: «Никогда, разве что, когда я танцую, какой-нибудь придурок обязательно скажет, что ритм у меня в крови, а раз в неделю спросят из какой я страны». В одном из диалогов я услышала, как один темнокожий называет другого «баунти». Оказывается, это ругательное слово. Оно означает «чёрный снаружи, но белый внутри», т.е. темнокожий, поддерживающий белых, всё равно что предатель.
Проблема гендерной самоидентификации в фильмах данного цикла тоже встречается. Вернее, для нас россиян это проблема, а для французов обыденная реальность. Как не может быть французского фильма, в котором отсутствуют темнокожие персонажи, так и невозможно отсутствие квир-людей. Так, не в первый раз встречаю в роли комиссара актрису, явно считающую себя мужчиной: мужской костюм с брутальным (грубым) ремнём, короткая стрижка, никакого макияжа, походка, жесты, манера говорить мужские. Каждый имеет право быть самим собой.
Сюжет интересный, но, как всегда, без особой динамики. Моя оценка 6 из 10.
3. «Цена лояльности», 2019
Как я написала выше, этот фильм поразил меня высшей степенью французской толерантности. Про тёмнокожих и квир-людей уже было сказано, теперь дело дошло до маленьких людей. Роль главной героини фильма – капитана уголовного розыска Леона, исполняет Мими Мати ростом 132 см и соответствующими росту особенностями внешности. Причём герои фильма, которые видят её впервые, ничуть не удивляются, общаются на равных. Она счастливая жена, мать, бабушка. Просто поразительно. Если вы, уважаемые читатели, бывали во Франции, напишите в комментариях, пожалуйста, действительно ли европейское общество настолько толерантно.
Особый шарм фильмам цикла «Убийство в …» придают изумительные ландшафты и средневековая архитектура. Лес, горы, озёра, море, ухоженные парки, рыцарские замки, родовые особняки, городки и деревушки, снятые с высоты птичьего полёта, присутствуют в каждом фильме цикла в изобилии.
Пейзажам вполне соответствуют длинные диалоги и неторопливое повествование, посвященное в фильме "Цена лояльности" проблемам частной медицины в стенах клиники эстетической хирургии. Затронута в нём и тема «отцов и детей»: дочь ненавидит отца, бросившего её в раннем детстве, тем более, что мать приложила усилия, чтобы убедить дочь в его подлости; сын холоден с отцом, так как считает его виноватым в отъезде матери.
Сюжет интересный, убийца найден, «отцы и дети» достигли взаимопонимания. Хочу во Францию.
Моя оценка 5 из 10.
А вы как относитесь к телевизионным детективам, в которых события происходят в тихих городках и деревушках Франции, Англии или Шотландии? Делитесь своим мнением в комментариях. Подписывайтесь. До встречи.