Увеличение прав сотрудников системы исполнения наказаний
Как стало известно, Министерство юстиции России подготовило проект поправок к законодательству, регулирующему деятельность уголовно-исполнительной системы. В случае принятия этих изменений полномочия сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) будут существенно расширены. А именно, речь идет о наделении их правом применять физическую силу, специальные средства принуждения вроде наручников, электрошокеров, дубинок и даже огнестрельное оружие.
Причем использовать такие жесткие меры сотрудники ФСИН смогут не только на территории исправительных колоний, но и за их пределами - при задержании осужденных, которые уклоняются от отбывания наказания. Применять силу разрешается, если преступник оказывает сопротивление сотрудникам ФСИН или же пытается причинить вред окружающим либо себе самому.
Сможем ли мы доверять расширенным полномочиям?
Признаться, такая перспектива вызывает у меня некоторую оторопь. Ведь с одной стороны, да, осужденные - люди опасные, зачастую отнюдь не производящие впечатление законопослушных граждан. Но, с другой стороны, не стоит забывать, что сотрудники ФСИН - не полицейские и не прошли соответствующей подготовки по применению спецсредств и оружия.
А вдруг в пылу погони или при задержании кто-то из них переусердствует? Получится, что мы добьемся одного - еще большего ожесточения арестантов. Так стоит ли овчинка выделки? Тем более что сейчас право применять силу к заключенным имеют лишь судебные приставы, которые проходят специальный инструктаж и аттестацию.
Цензура входящей и исходящей корреспонденции
Помимо расширения возможностей в применении силы, в Минюсте предлагают изменить и порядок цензурирования писем, телеграмм и открыток заключенных. Согласно законопроекту, сроки рассмотрения такой корреспонденции будут строго регламентированы - не более 3 рабочих дней на русском языке и 7 дней, если письмо написано на иностранном.
Казалось бы, чего здесь такого? Логичное нововведение, которое не только внесет упорядоченность, но и защитит права осужденных на переписку, предотвратив возможные волокиту и затягивание сроков цензурирования.
Однако вот что настораживает. Как указано в пояснительной записке к проекту, определять порядок цензуры отныне будет сама ФСИН, а администрация колоний будет следить лишь за исполнением этого порядка. Причем критериев, по которым будет осуществляться цензурирование писем, в документе не оговаривается.
Опасения и надежды
Право слово, это может обернуться возможностью для злоупотреблений, ведь в таком случае определение допустимого содержания переписки заключенных целиком ляжет на сотрудников ФСИН. А там, как известно, есть свои порядки и неписаные правила, доставшиеся еще с советских времен системы ГУЛАГ.
С другой стороны, давайте будем надеяться, что расширение полномочий и внесение этих нововведений будет сопровождаться надлежащим контролем, причем не только внутренним, но и общественным. Это позволило бы снизить вероятность перегибов и превышения прав со стороны сотрудников ФСИН.
В конце концов, реформирование системы исполнения наказаний и приведение ее в соответствие с современными реалиями и международными нормами - процесс неизбежный. Будем надеяться, что благодаря новым полномочиям ФСИН повысится эффективность розыска и задержания уклоняющихся от наказания преступников. Но при этом права самих заключенных будут соблюдаться, а применение силы станет лишь крайней мерой.
Разговор о гуманности
Впрочем, отношение к тюремной системе и подход к наказанию преступников - вопрос сложный и неоднозначный. С одной стороны, конечно, серьезные преступления и рецидивы должны влечь за собой соответствующее возмездие. Но, с другой стороны, наказание не должно полностью лишать человека достоинства и перспектив на возвращение к нормальной жизни после отбытия срока.
Вот, кстати, примерно в это же время ФСИН представила новые образцы одежды для заключенных. Теперь вместо мрачных роб арестантов будут одевать в более современную и удобную форму разных цветов. Может, это и мелочь, но подобные шаги способствуют если не гуманизации системы, то хотя бы ее частичной модернизации и отходу от старых устрашающих традиций.
Надежда на лучшее
В общем, дорогие читатели, остается лишь ждать и наблюдать. Примут проект в Минюсте или внесут корректировки, будут ли злоупотребления со стороны сотрудников ФСИН или все пройдет без перегибов - покажет время. Давайте все же больше верить в лучшее и надеяться, что благодаря подобным нововведениям наша система исполнения наказаний станет более упорядоченной, эффективной и, возможно, даже более гуманной. Перемены к лучшему должны происходить, пусть и небольшими шажками. Будем надеяться на это!
Головина Кристина Николаевна
https://www.9111.ru/questions/77777777723960437/