Найти тему
Молодость в сапогах

Подвиг авиастроителей. Как решали проблемы при тоталитаризме

Это вторая часть цикла, начало см. тут:

В первой части речь шла о методах решения проблемы кадрового голода, возникновение которой ПРОГНОЗИРОВАЛОСЬ сразу после начала Великой Отечественной - меры принимались в упреждение. Нарком (разумеется, с ведома ЦК) рассудил, что инженерные кадры послевоенного времени только будут лучше, если поработают на производстве и хорошо изучат все его нюансы, а посему ВСЕХ студентов авиационных институтов и учащихся техникумов приказано направлять на заводы или задействовать на производственных мощностях самих институтов, подчиняя заводской администрации. Этим сберегались кадры (получали бронь), в которые страна уже вложилась, и этим же снимался частично вопрос недостатка квалифицированной рабочей силы, который неизбежно ожидался за счёт создания новых заводов в структуре наркомата и мобилизационных мероприятий.

Но нехватка рабочей силы была далеко не единственной проблемой. Нехватка материалов - вот проблема из проблем. В довоенное время каждый завод авиапрома имел собственный запас необходимых материалов и комплектующих, изготавливаемых на предприятиях других наркоматов. Такие связи устанавливались годами, по всей стране имелись конторы снабжения НКАП, которые на местах решали возникающие вопросы в реальном времени. В крайнем случае нарком Шахурин, пользуясь особым статусом авиапрома (он всегда докладывал лично Сталину, из-за чего перешел тоже на ночной образ жизни), мог обратиться в ЦК, откуда, минуя структуры наркоматов и управлений, звонили в обком или райком, а то и прямо секретарю парторганизации соответствующего завода. И проблема разрешалась - всегда находились резервы, способы и энтузиасты.

С началом войны многие связи были нарушены из-за частичной эвакуации, загрузки путей сообщения и мобилизационных мероприятий. НЕХВАТКА ВСЕГО, а не только алюминия - вот та реальность, в которой ковалось "оружие Победы".

И американцы со своими поставками, которые в действительно значимых объемах пошли уже после Сталинграда, мало что тут могли изменить. Вот, например, лес. Его из Америки не повезешь через Иран. Дерево (береза, ель) и его полуфабрикаты (шпон) - основной материал советского авиастроения. Кто-нибудь из читателей знает, как оно заготавливалось? Ну, кто-то знает. Но большинство полагают, что это элементарно - в ГУЛАГе пилили политзаключенные. Вынуждены вас огорчить - нет. Лес для авиапрома сначала ОТМЕЧАЛИ специальные бригады, выбирая на проверенных делянках подходящие стволы, а потом его заготавливали только в холодное время года, по одному бревну свозили на базы, специальным образом сушили и готовили. И делалось это главным образом в западных областях СССР, а не в Сибири.

Эвакуированным заводам, вывозившим с собой и имеющиеся запасы материалов, приходилось в сжатые сроки на месте разбираться с заготовкой сырья, налаживать выпуск некоторых необходимых комплектующих - тросов, проволоки для заклепок и т.п. Это просто сказать, но в реальности сделать очень непросто, ведь речь идет о налаживании массового производства, а не о кустарных промыслах в гаражной мастерской.

Очередной критической проблемой стали ГСМ - масло и горючее. Каждый мотор, выпущенный заводом, должен соответствующее количество часов отработать на стенде, каждый самолет в сборе должен быть испытан на земле и облетан заводскими испытателями (интересно отметить, что они же часто обеспечивали ПВО заводов на новых, еще непереданных ВВС, самолетах, многие имели записи в летных книжках о боевых вылетах), а для этого нужны просто гигантские запасы ГСМ. И не просто "они нужны", эти запасы надо где-то хранить. И не просто "где-то", а так, чтобы не взлетел на воздух весь завод. На многих производственных площадках, куда перебазировались эвакуированные заводы, необходимых хранилищ не было в принципе и построить за день-два было нереально. Возникла угроза срыва производственного плана. И тогда снабженцы НКАП обращались напрямую к командованию тыла Красной Армии, там по карте отслеживали движение составов с горючим и разворачивали самый ближний в сторону нужного завода.

Для обеспечения всего этого сложнейшего и часто экстренного управления снабжением в структуре НКАП создавались соответствующие должности (см. документ ниже). Ушлые снабженцы на разного рода базах и в тыловых учреждениях находились и тогда. Но вот на высшем уровне миллионеров-снабженцев не было. Были работающие на износ люди, сгорающие на работе - не за страх, а за совесть. Кстати, многие из них - евреи по национальности. Евреи тогда тоже были СОВЕТСКИЕ. Это другое, как теперь говорят.

Генерал-майор Соломон Моисеевич Сандлер. заместитель Народного комиссара авиационной промышленности СССР (1940—1946), начальник Центральной базы Министерства авиационной промышленности СССР (1947—1953). Занимался в том числе организацией авиаремонтных предприятий, звание было присвоено в 1944 году. Прожил длинную жизнь, едва не дотянув до 100-летнего юбилея. В 2001 году его сбила машина.
Генерал-майор Соломон Моисеевич Сандлер. заместитель Народного комиссара авиационной промышленности СССР (1940—1946), начальник Центральной базы Министерства авиационной промышленности СССР (1947—1953). Занимался в том числе организацией авиаремонтных предприятий, звание было присвоено в 1944 году. Прожил длинную жизнь, едва не дотянув до 100-летнего юбилея. В 2001 году его сбила машина.

Теперь документы:

Постановление ГКО СССР № 1153 с об упорядочении в Наркомате авиационной промышленности руководства делом снабжения заводов авиапромышленности от 16 января 1942 г., с приложением записок Маленкова Г. М., Берии Л. П., Шахурина А. И., Хруничева М. В. Сталину И. В., Гафарова А. С. Чадаеву Я. Е.

РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 19. Л. 134-135. Оп. 2. Д. 33. Л. 125-128
РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 19. Л. 134-135. Оп. 2. Д. 33. Л. 125-128
-4

Децентрализованные заготовки (пункт г) - это как раз "голь на выдумки хитра" на местах - созданные силами заводских коллективов новые производственные линии, компенсирующие нарушенные логистические связи, а также налаживание взаимопомощи через посредничество партийных организаций соседних предприятий, не входящих в структур авиапрома. В позднем, уже подгнившем СССР это называлось бартерными договорами. Но в те времена все было проще и честнее, т.к. цель у всех была одна - Победа, а не личное обогащение.

Хотим сразу уточнить, что конкретно в НКАП большая часть поставляемого союзниками металлопроката и полуфабрикатов (особенно тросов) непосредственно на постройку самолетов не направлялась, а использовалась "для внутризаводских нужд", т.к. качество порой оставляло желать лучшего, а транспортировка морем это качество ухудшало в разы.

-5
Герой социалистического труда М.В Хруничев (в 1944 году получил звание генерал-лейтенант технической службы). После работы в НКАП был назначен на не менее важный пост в наркомат боеприпасов. В 1946-1953 годах - министр авиационной промышленности СССР.
Герой социалистического труда М.В Хруничев (в 1944 году получил звание генерал-лейтенант технической службы). После работы в НКАП был назначен на не менее важный пост в наркомат боеприпасов. В 1946-1953 годах - министр авиационной промышленности СССР.

Вот так ковалось оружие Победы и вот такие люди этим процессом руководили.

Но надо сказать еще об одном важном факторе. Снабженцы НКАП и лично сам нарком Шахурин огромное внимание уделяли быту рабочих и служащих. Условия жизни эвакуированных первое время были просто ужасными - в столовых не хватало ложек, пили из консервных банок кипяток и настой хвои, ели похлебку из муки, а спали у станков и на теплотрассах.

Но буквально за пару месяцев ситуация стала кардинально меняться - при НКАПе было создано несколько десятков строительных организаций, которые развернули жилищное строительство, открывали детсады с ночными группами, это невероятно, но в военные годы детей рабочих вывозили на поправку в летние лагеря и профилактории, рабочим выделялось так называемое "второе горячее питание" - не второе блюдо, а дополнительное питание, кроме ранее установленного. Это было непросто, мягко говоря. Законы того времени были суровы и просто подобрать, что плохо лежит и пристроить по хозяйству "стоило" 10 лет ИТЛ. Так вот как раз партийные организации занимались тем, чтобы такого не случилось, ибо карьеристов и проходимцев, старающихся всеми силами усидеть на теплом местечке в глубоком тылу и в то время хватало.

Выделялись делянки под огороды, создавались подсобные хозяйства, централизовано ремонтировалась на заводах в сверхурочное время списанная техника (трактора и грузовики) и передавалась официально этим хозяйствам, налаживались связи с местными колхозами. Все делалось, еще раз подчеркнем, официально и под контролем, а не "каждый выживает в одиночку", как в 90-е, когда под огороды самовольно распахивали землю даже под ЛЭП, огораживая спинками старых кроватей и заматывая колючей проволокой.

Продолжение следует.