Это вторая часть цикла, начало см. тут:
В первой части речь шла о методах решения проблемы кадрового голода, возникновение которой ПРОГНОЗИРОВАЛОСЬ сразу после начала Великой Отечественной - меры принимались в упреждение. Нарком (разумеется, с ведома ЦК) рассудил, что инженерные кадры послевоенного времени только будут лучше, если поработают на производстве и хорошо изучат все его нюансы, а посему ВСЕХ студентов авиационных институтов и учащихся техникумов приказано направлять на заводы или задействовать на производственных мощностях самих институтов, подчиняя заводской администрации. Этим сберегались кадры (получали бронь), в которые страна уже вложилась, и этим же снимался частично вопрос недостатка квалифицированной рабочей силы, который неизбежно ожидался за счёт создания новых заводов в структуре наркомата и мобилизационных мероприятий.
Но нехватка рабочей силы была далеко не единственной проблемой. Нехватка материалов - вот проблема из проблем. В довоенное время каждый завод авиапрома имел собственный запас необходимых материалов и комплектующих, изготавливаемых на предприятиях других наркоматов. Такие связи устанавливались годами, по всей стране имелись конторы снабжения НКАП, которые на местах решали возникающие вопросы в реальном времени. В крайнем случае нарком Шахурин, пользуясь особым статусом авиапрома (он всегда докладывал лично Сталину, из-за чего перешел тоже на ночной образ жизни), мог обратиться в ЦК, откуда, минуя структуры наркоматов и управлений, звонили в обком или райком, а то и прямо секретарю парторганизации соответствующего завода. И проблема разрешалась - всегда находились резервы, способы и энтузиасты.
С началом войны многие связи были нарушены из-за частичной эвакуации, загрузки путей сообщения и мобилизационных мероприятий. НЕХВАТКА ВСЕГО, а не только алюминия - вот та реальность, в которой ковалось "оружие Победы".
И американцы со своими поставками, которые в действительно значимых объемах пошли уже после Сталинграда, мало что тут могли изменить. Вот, например, лес. Его из Америки не повезешь через Иран. Дерево (береза, ель) и его полуфабрикаты (шпон) - основной материал советского авиастроения. Кто-нибудь из читателей знает, как оно заготавливалось? Ну, кто-то знает. Но большинство полагают, что это элементарно - в ГУЛАГе пилили политзаключенные. Вынуждены вас огорчить - нет. Лес для авиапрома сначала ОТМЕЧАЛИ специальные бригады, выбирая на проверенных делянках подходящие стволы, а потом его заготавливали только в холодное время года, по одному бревну свозили на базы, специальным образом сушили и готовили. И делалось это главным образом в западных областях СССР, а не в Сибири.
Эвакуированным заводам, вывозившим с собой и имеющиеся запасы материалов, приходилось в сжатые сроки на месте разбираться с заготовкой сырья, налаживать выпуск некоторых необходимых комплектующих - тросов, проволоки для заклепок и т.п. Это просто сказать, но в реальности сделать очень непросто, ведь речь идет о налаживании массового производства, а не о кустарных промыслах в гаражной мастерской.
Очередной критической проблемой стали ГСМ - масло и горючее. Каждый мотор, выпущенный заводом, должен соответствующее количество часов отработать на стенде, каждый самолет в сборе должен быть испытан на земле и облетан заводскими испытателями (интересно отметить, что они же часто обеспечивали ПВО заводов на новых, еще непереданных ВВС, самолетах, многие имели записи в летных книжках о боевых вылетах), а для этого нужны просто гигантские запасы ГСМ. И не просто "они нужны", эти запасы надо где-то хранить. И не просто "где-то", а так, чтобы не взлетел на воздух весь завод. На многих производственных площадках, куда перебазировались эвакуированные заводы, необходимых хранилищ не было в принципе и построить за день-два было нереально. Возникла угроза срыва производственного плана. И тогда снабженцы НКАП обращались напрямую к командованию тыла Красной Армии, там по карте отслеживали движение составов с горючим и разворачивали самый ближний в сторону нужного завода.
Для обеспечения всего этого сложнейшего и часто экстренного управления снабжением в структуре НКАП создавались соответствующие должности (см. документ ниже). Ушлые снабженцы на разного рода базах и в тыловых учреждениях находились и тогда. Но вот на высшем уровне миллионеров-снабженцев не было. Были работающие на износ люди, сгорающие на работе - не за страх, а за совесть. Кстати, многие из них - евреи по национальности. Евреи тогда тоже были СОВЕТСКИЕ. Это другое, как теперь говорят.
Теперь документы:
Постановление ГКО СССР № 1153 с об упорядочении в Наркомате авиационной промышленности руководства делом снабжения заводов авиапромышленности от 16 января 1942 г., с приложением записок Маленкова Г. М., Берии Л. П., Шахурина А. И., Хруничева М. В. Сталину И. В., Гафарова А. С. Чадаеву Я. Е.
Децентрализованные заготовки (пункт г) - это как раз "голь на выдумки хитра" на местах - созданные силами заводских коллективов новые производственные линии, компенсирующие нарушенные логистические связи, а также налаживание взаимопомощи через посредничество партийных организаций соседних предприятий, не входящих в структур авиапрома. В позднем, уже подгнившем СССР это называлось бартерными договорами. Но в те времена все было проще и честнее, т.к. цель у всех была одна - Победа, а не личное обогащение.
Хотим сразу уточнить, что конкретно в НКАП большая часть поставляемого союзниками металлопроката и полуфабрикатов (особенно тросов) непосредственно на постройку самолетов не направлялась, а использовалась "для внутризаводских нужд", т.к. качество порой оставляло желать лучшего, а транспортировка морем это качество ухудшало в разы.
Вот так ковалось оружие Победы и вот такие люди этим процессом руководили.
Но надо сказать еще об одном важном факторе. Снабженцы НКАП и лично сам нарком Шахурин огромное внимание уделяли быту рабочих и служащих. Условия жизни эвакуированных первое время были просто ужасными - в столовых не хватало ложек, пили из консервных банок кипяток и настой хвои, ели похлебку из муки, а спали у станков и на теплотрассах.
Но буквально за пару месяцев ситуация стала кардинально меняться - при НКАПе было создано несколько десятков строительных организаций, которые развернули жилищное строительство, открывали детсады с ночными группами, это невероятно, но в военные годы детей рабочих вывозили на поправку в летние лагеря и профилактории, рабочим выделялось так называемое "второе горячее питание" - не второе блюдо, а дополнительное питание, кроме ранее установленного. Это было непросто, мягко говоря. Законы того времени были суровы и просто подобрать, что плохо лежит и пристроить по хозяйству "стоило" 10 лет ИТЛ. Так вот как раз партийные организации занимались тем, чтобы такого не случилось, ибо карьеристов и проходимцев, старающихся всеми силами усидеть на теплом местечке в глубоком тылу и в то время хватало.
Выделялись делянки под огороды, создавались подсобные хозяйства, централизовано ремонтировалась на заводах в сверхурочное время списанная техника (трактора и грузовики) и передавалась официально этим хозяйствам, налаживались связи с местными колхозами. Все делалось, еще раз подчеркнем, официально и под контролем, а не "каждый выживает в одиночку", как в 90-е, когда под огороды самовольно распахивали землю даже под ЛЭП, огораживая спинками старых кроватей и заматывая колючей проволокой.
Продолжение следует.