Найти в Дзене
Вести Тула

Первый в России мотоцикл собрал родственник тульского Токарева

В третий понедельник июня во многих странах мира отмечается Всемирный день мотоциклиста.

Мало кто знает, но самая большая коллекция мототехники в России находится именно в Туле – в музее МотоАвтоАрт. Собрал её наш земляк Леонид Зякин. Здесь каждая модель прошла через специализированную мастерскую, а большинство экспонатов и сейчас на ходу.

Восстановительные работы ретро-техники в музее ведутся исключительно по канонам «ортодоксальной реставрации». Мастера пользуются собранием профессиональной литературы и консультациями специалистов, работавших ещё на советских мотостроительных заводах. В год на колёса здесь ставят около 10 экспонатов.

– В 1989 году владелец одной американской компании Энди Голдфайн начал проводить неформальный День езды на работу на мотоцикле. В 1992 году об этой идее вспомнили вновь, так и появился праздник, известный у нас как Всемирный день мотоциклиста, – рассказал коллекционер.

Предтечей мотоцикла был велосипед, а у самых первых не было даже педалей, хотя установить двигатель на велосипед пытались несколько инженеров ещё в конце XIX века.

– Интереснейший факт – первый мотоцикл в России пытался собрать родственник тульского оружейника Фёдора Токарева. Первый же в мире фабричный мотоцикл для продажи сделала компания Hildebrand & Wolfmüller, он же и стал первым мотоциклом, который привезли в Россию. В СССР первый мотоцикл собственного производства выпустили только в 1924 году и назвали «Союз». В качестве теста его отправили в пробег Москва – Харьков – Москва, – говорит Леонид Зякин.

Когда-то Тулу называли городом мотороллеров, ведь именно у нас производили это транспортное средство, известное даже за пределами страны.

– Каждому туляку с детства известны наши «Муравьи». Полвека назад «хрущёвская оттепель» повлияла и на расширение ассортимента военной продукции Тульского машиностроительного завода. С 1957 года в его стенах стали выпускать мотороллеры. Шли годы – производство было закрыто. Многие тульские модели сегодня вообще сохранились только в единственном экземпляре и находятся у меня в музее, – уверяет туляк.

Изначально Леонид Зякин хотел заниматься реставрацией исключительно тульского мотороллера. Сейчас в Тульском музее уже более 240 единиц техники, хотя начиналось всё всего с 15 экспонатов. Самый большой раритет в коллекции туляка сегодня – это английский мотоцикл BSA SS 500 Svoper, которому почти 100 лет.