Когда автомобиль не заводится, это может быть вызвано различными факторами. В этой статье мы рассмотрим 10 наиболее распространённых причин и способы их устранения.
Каждый автовладелец может столкнуться с подобной ситуацией, но не стоит сразу отчаиваться и ехать в сервис — попробуйте самостоятельно понять, почему автомобиль не заводится и как это исправить.
Вы сели за руль, вставили ключ в замок зажигания, но автомобиль не заводится. Причин может быть множество. Однако, если вы хоть немного разбираетесь в устройстве автомобиля, то сможете сами определить причину поломки и устранить её. В этом материале мы рассмотрим основные причины неисправностей и дадим рекомендации по их устранению.
Почему не заводится машина
Часто встречающиеся причины, по которым автомобиль глохнет или не заводится:
- Генератор или аккумулятор
- Стартер
- Бензин и дизель
- Свечи зажигания
- Сигнализация и иммобилайзер
- Электрика
- Датчик коленвала
- Бензонасос
- Выхлопная труба
- Замок зажигания
Мы подробно опишем каждую из них и предложим возможные способы решения проблемы.
Генератор или аккумулятор
Проблемы с запуском двигателя автомобиля.
Автомобиль может не завестись из-за неисправностей различных узлов.
Генератор преобразует энергию коленвала в электричество и подаёт её в сеть автомобиля. Если генератор неисправен (например, порвался ремень), аккумулятор перестаёт заряжаться. В новых автомобилях о поломке генератора сообщит приборная панель.
Починить генератор на месте обычно невозможно. Автомобили с механической коробкой передач можно завести с толкача. В остальных случаях потребуется помощь квалифицированного автоэлектрика.
Также проблема может быть в самом аккумуляторе. Его рекомендуется менять каждые 3–5 лет в зависимости от модели. Возможно, аккумулятор сел из-за того, что накануне вы долго стояли в пробках. Когда двигатель работает на холостых оборотах, аккумулятор не заряжается. Чтобы зарядить его, нужно около часа непрерывной езды. Старый аккумулятор мог сесть за ночь.
Однако причина может быть не в аккумуляторе. Нужно проверить клеммы. Они не должны быть грязными. Если они окислились, почистите их тряпкой, шкуркой или щёткой с раствором соды.
Если клеммы чистые, но разболтались, подтяните их. Рекомендуется проверять и подтягивать клеммы раз в пару месяцев.
Также полезно знать, обслуживаемый у вас аккумулятор или нет. Если обслуживаемый, выверните пробки и проверьте уровень электролита. Возможно, понадобится долить дистиллированную воду.
Если при запуске стартера всё электрооборудование автомобиля гаснет, значит, аккумулятор разряжен. В этом случае его необходимо заменить. Чтобы завести автомобиль, попросите помощи у другого автомобилиста. Водителю исправного автомобиля следует увеличить обороты до 3000, чтобы обеспечить достаточный ток для запуска.
Стартер
Стартер — ключевой элемент системы запуска. Без него автомобиль не тронется с места. Когда вы поворачиваете ключ зажигания, ток от аккумулятора поступает на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель.
Что делать?
Стартер крутится, издавая характерный звук, но двигатель не запускается. Не стоит пытаться завести автомобиль снова и снова — это может привести к разрядке аккумулятора.
В первую очередь необходимо проверить наличие бензина в баке. Если топливо есть, но двигатель всё равно не заводится, несмотря на работу стартера, следует проверить, есть ли искра. Эта проблема характерна для бензиновых двигателей и требует профессионального ремонта. Также автомобиль может не заводиться из-за поломок в системе зажигания или проблем с компрессией. В таких случаях необходимо обратиться в сервисный центр.
Стартер не крутится вовсе. Могут быть слышны только щелчки тягового реле. Возможно, стартер заржавел или сломался. Ржавчину можно удалить в автосервисе. В других случаях требуется замена стартера.
Ещё одной возможной причиной является неисправность бендикса. Он расположен на валу стартера. В этом случае можно попробовать аккуратно постучать по нему, чтобы попытаться снова запустить двигатель. От внешнего воздействия бендикс может войти в зацепление, и двигатель заведётся.
Бензин и дизель
Проблемы с топливом и маслом в холодную погоду.
Возможно, у вас просто закончилось топливо. Например, накануне у вас был тяжёлый день, и вы не заметили, что на приборной панели горит лампочка, сигнализирующая о низком уровне топлива. Или датчик сломался, и вы не получили уведомление.
Характеристики бензина или дизеля также могут влиять на запуск двигателя в мороз. Бензин с более низким октановым числом (например, 92-й вместо 95-го) может работать хуже. Для дизеля важно учитывать температурный диапазон, при котором его следует использовать.
Ещё одна проблема — утечка топлива. Проверьте, нет ли под машиной или рядом с ней следов протечки.
Масло также может загустеть при низких температурах, особенно если оно не предназначено для использования в холодное время года или если его давно не меняли. В таком случае масло становится вязким и не выполняет свои функции должным образом.
Что делать?
Если проблема в холодах, единственный вариант — отогреть автомобиль в тёплом помещении. Если закончилось топливо, вызовите такси и поезжайте на заправку. Помните, что бензин и дизель нельзя заливать в обычные канистры и бутылки. Используйте специальные безопасные ёмкости, например, металлические канистры.
Также можно попросить бензин у проезжающих мимо водителей. Если вам встретится старый отечественный автомобиль, например, «Жигули», можно воспользоваться известным способом: присоединить шланг, откачать воздух и перелить топливо через воронку в свой бак. Однако с современными автомобилями такой трюк не сработает, поскольку у них другое устройство бензобака.
Свечи зажигания
Свечи зажигания создают искру, которая воспламеняет топливовоздушную смесь в цилиндрах двигателя. Это приводит в движение поршни, и двигатель заводится. Свечи зажигания — небольшие детали, которые могут легко выйти из строя, что приведёт к невозможности завести автомобиль.
Что делать?
Чтобы проверить состояние свечей зажигания, аккуратно выкрутите их с помощью динамометрического ключа или другого инструмента, указанного в инструкции. Осмотрите свечи. Если они сухие, это означает, что в цилиндры не поступает топливо. Причин может быть несколько: от неисправных форсунок до недостаточного давления бензина в топливной рампе из-за засорения топливопроводов, отказа топливного насоса и т. д. В этом случае необходимо обратиться в сервисный центр для диагностики. Также свечи могут оказаться сухими из-за закончившегося топлива.
Если свечи зажигания, наоборот, залиты, это может быть связано с образованием нагара, который препятствует образованию искры. Попробуйте очистить и высушить свечи, а затем установить их обратно. В ближайшее время рекомендуется заменить свечи.
Для проверки свечей можно выкрутить одну из них и вставить её в высоковольтный провод. Положите свечу на двигатель и попробуйте завести автомобиль. Ваша задача — увидеть искру. Если искра есть, значит, система зажигания работает нормально. Если искры нет, необходимо искать проблему в системе зажигания.
Сигнализация и иммобилайзер
Современные противоугонные системы не только подают звуковой сигнал в случае попытки угона, но и блокируют работу двигателя. Например, они могут заблокировать бензонасос. Если сигнализация неисправна, она может не снять блокировку. Иногда проблему вызывает неправильная установка сигнализации в сервисе. Производители автомобилей обычно указывают в инструкции, где можно устанавливать реле блокировки.
Двигатель также может быть заблокирован с помощью иммобилайзера. В новых автомобилях иммобилайзер часто устанавливают по умолчанию. Эта противоугонная система препятствует запуску двигателя, и автомобиль не заводится.
Что делать?
Попробуйте снова поставить автомобиль на сигнализацию и затем снять блокировку. Если проблема в неправильной установке, обратитесь в сервис. Осмотрите брелок от сигнализации. Не горит ли там индикатор? Возможно, вы случайно активировали иммобилайзер. Посмотрите в инструкции, как его отключить. Также проблема может быть в том, что иммобилайзер не распознаёт ключ. В этом случае его нужно перепрограммировать в сервисе.
Электрика
Проводка может повредиться после серьёзной дорожной встряски. Кроме того, с ней могут расправиться крысы. При поиске причины неисправности можно обнаружить явно погрызенные провода. Из-за повреждённых контактов двигатель внутреннего сгорания может не завестись. Водитель поворачивает ключ, но ничего не происходит. Даже стартер не срабатывает.
В автомобиле сложная и разветвлённая электрическая система. Машина может не заводиться из-за обрыва обмотки генератора, выхода из строя реле напряжения или обрыва цепи свечи зажигания. Более того, в современных автомобилях электрика тесно связана с бортовым компьютером. Он может ошибочно заблокировать форсунки или вызвать другую проблему.
Что делать?
Если у вас есть мультиметр, вы, вероятно, знаете, как он работает и для чего используется. С его помощью можно найти короткое замыкание, проверить напряжение и качество заземления, а также целостность цепи. Если вы не разбираетесь в электронике, лучше обратиться к автоэлектрику или отправить автомобиль в сервис.
Датчик коленвала
Его называют ДПКВ — датчик положения коленчатого вала. Он редко ломается, но если это произойдёт, автомобиль не заведётся. Этот датчик обеспечивает синхронную работу электроники и газораспределения в двигателе, управляя впрыском топлива и системой зажигания.
Чаще всего датчик коленвала выходит из строя из-за износа проводки. Кстати, если автомобиль глохнет во время движения, это может быть связано именно с ДПКВ.
Что делать?
Если датчик сломался, его нельзя починить, остаётся только заменить. Иногда датчик не сломан, а просто сильно загрязнён, в этом случае его нужно тщательно протереть и продуть. Если проблема в проводке, её можно перепаять и заново экранировать, если у вас есть соответствующие навыки.
Бензонасос
В современных автомобилях бензонасос находится под задними сиденьями. Он перекачивает бензин по системе и включается одновременно с запуском автомобиля. Если бензонасос выходит из строя, автомобиль может глохнуть во время движения или сразу после запуска. Есть ещё несколько признаков неисправного агрегата: обороты плавают, двигатель вибрирует, требуется долго крутить стартер, чтобы завести машину.
Если автомобиль припаркован в тихом месте, то во время запуска вы должны услышать характерное жужжание насоса. Отсутствие этого звука говорит о проблеме.
Что делать?
Причина может быть в забитой сетке бензонасоса или фильтра. Также мог выйти из строя предохранитель или реле. Как мы уже упоминали, сбой в работе сигнализации тоже может блокировать запуск агрегата. На старых карбюраторных автомобилях ВАЗ водители придумывали временные решения и даже собирали заново неисправный бензонасос на основе насоса для шин. В современных автомобилях единственное, что можно сделать самостоятельно, — это почистить сетку бензонасоса. Делайте это аккуратно, чтобы ничего не повредить.
Выхлопная труба
Если глушитель сильно забит, автомобиль не заведётся. В глушителе может замёрзнуть конденсат. Также зимой автомобилисты могут случайно припарковаться в сугроб. Кроме того, нельзя исключать вероятность того, что злоумышленники специально забили глушитель тряпками.
Что делать?
Снег и конденсат растают сами в тёплом гараже. Тряпки можно попробовать вытащить с помощью подручных инструментов.
Замок зажигания
В современных автомобилях эта проблема менее актуальна, но владельцы старых бюджетных машин могут столкнуться с ней неожиданно. Если замок зажигания сломан, вы сразу это поймёте: ключ будет свободно проворачиваться, но ничего не произойдёт.
Что делать?
Если вы разбираетесь в автомобильной электрике, вы можете снять кожух, закрывающий механизм зажигания, и завести машину напрямую. Так вы сможете определить возможную причину, по которой автомобиль не заводится. Например, это могут быть оплавленные контакты.