С момента выхода «Ста лет тому вперёд» прошло уже больше месяца, что нехарактерно для стиля ведения моего канала. Такая задержка отчасти даже пошла на пользу — мнение настоялось и первые эмоции уже стали чуть более остывшими, так что смогу нарисовать полностью сложившуюся картину впечатлений.
Как вы уже, наверное, заметили, я не просто затянул со статьёй, но и в целом куда-то пропал, долго не появлялся на радарах. О происходящем за кулисами вы можете узнать в моём телеграм-канале, который я не так давно сделал открытым для более обширного круга читателей и где я делюсь важными для себя вещами, связанными с творчеством, а также касающимися дальнейшей работы моего импровизированного издания.
Но сейчас о фильме. Подступал я к нему со смешанными ожиданиями, хотя рискнул и пошёл на него даже в свой день рождения, а значит, кредит доверия к нему у меня был достаточный — по сути же кино вошло в разряд «будет хорошо, если получится, а если не получится, я не расстроюсь». В итоге впечатления оказались в значительной степени более однородными. Вы же знаете, я хвалю фильмы, иначе зачем вы меня читаете. В то же время сейчас у меня в статьях будет больше субъективности и неоднозначности — всё, как есть, без торчащих ушей. Посмотрим, что получится. Сразу после небольшого дисклеймера.
Мои обзоры представляют собой историю впечатлений, которые лежат в основе вынесенных позднее суждений и мнений. В материалах такого формата я рассказываю, из чего состоит то или иное произведение лично для меня. Просмотренное и прочитанное имеет право быть увиденным с разных сторон. Любой комментарий, оскорбляющий и/или подвергающий критике этот взгляд или взгляд другого комментатора, будет нещадно резаться, даже в ущерб статистике канала. В особо редких и вопиющих случаях реакцией может считаться перманентный бан. Альтернативные точки зрения приветствуются, как и слова поддержки. Приятного чтения!
С чем я пришёл
Из чего формировались мои неоднозначные ожидания — во-первых, трейлеры. Они вызывали крайне противоположную реакцию. Тизер мне понравился, и я замер в ожидании свежего величия. Крайне порадовала выдержанная атмосфера, создающаяся во многом благодаря уникальному саундтреку; он потрясающе и органично наполняет пока что незнакомое зрителю пространство.
Это действительно была достойная оригинальная музыка, которая по праву могла бы стать легендарной, таких саундтреков уже давно не делали. Но не могли же создатели пройти мимо ностальгии — что наглядно продемонстрировали в трейлере. Получилась мешанина из непонятного экшена, угарающего Петрова и мэшапов на классику с претензией на ракету. Короче, стало потихоньку зреть ожидание сомнительной современной по(д)делки.
Финальный же трейлер всё относительно сбалансировал, черта оригинального звучания и визуального благополучия была сведена с неплохой постановкой кадров и некоей сюжетной обоснованностью происходящего.
Несколько скорректированы ожидания в худшую сторону были предостережениями моих читателей, но любопытство всё же пересилило.
И как оно по факту?
С чем я ушёл
А по факту получилось всё неплохо, хотя и ожидаемо неплохо. Поясню.
Саундтречно фильм состоит из трёх примерно равных частей — оригинальной музыки (низкий поклон за это), музыки из «Гостьи из будущего» (о чём нам сообщил трейлер; кавер на знаменитийшее «Прекрасное далёко», кстати, совсем не впечатлил) и музыки из «Тайны третьей планеты» (неожиданное, но приятное ностальгическое дополнение). В то же время процент оригинальности в соответствии с этим значительно упал.
Судя по всему, авторы решили компенсировать это сюжетом. Ожидаемая мной свежесть нашла своё выражение не только и не столько в музыкальном плане, сколько в хорошо собранном сценарии и интегрированности в современный поп-культурный контекст. Сюжет перенёс нас в абстрактный 2024 год, состоящий, тем не менее, из достаточно убедительных и узнаваемых черт. Мне, будучи представителем поколения молодого, не хотелось пробить рукой лицо от неуместного слэнга и мемасиков здесь и там. Тут это органично вплетено в повествование, вполне верится, что перед тобой нынешние школьники (разве что немного с запозданием — есть некоторые тенденции, которые сейчас не кажутся столь актуальными). Но главное, что удалось узнать из фильма — через сто лет рэпа уже не будет. Всё, расходимся.
Шутка. На самом деле, это достаточно большой минус фильма — есть некоторая миражность мира будущего. Как «наш» мир состоит из узнаваемых черт, так «тот» мир ощущается футуристичной картинкой с открытки. У нас рэп — а у них что? Непонятно. В то же время одной из важнейших тем «Ста лет тому вперёд» является связь времён. Только связь эта какая-то... односторонняя. Тут, конечно, можно развезти про философский подтекст, но как его никто не отменял, так и он не может отменить того, что сердце фильма в «нашем» времени, тогда как остальное — его отблески.
Тут в комментариях мне могут предъявить за хорошо собранный оригинальный сценарий, особенно фанаты классики, но! Позвольте объясниться. Я уверен, что при более детальном пересмотре вскроются сюжетные несостыковки и прочие прелести большого объёма данных (это минус, какие тут оправдания), но я сознательно его не устраиваю. Есть такое понятие как фильм на один раз (так мне и сказал рандомный мужик в зале, когда уходил под титры). Вот это ровно такой фильм в лучшем его проявлении. Ты прекрасно понимаешь, что у него есть недостатки, но совершенно не хочешь их намеренно выискивать. Особенно из уважения к проделанному труду и получившемуся результату — а это правда очень хорошо. Получилась прямо добротная фантастика.
Более того, я бы намеренно распространил и поддержал его очарование, насколько это возможно, но здесь у нас не такой контент. Кроме шуток, это очарование не нарушает даже Александр Петров.
Петров из трейлера и Петров в фильме — это ровно один и тот же персонаж, он ничуть не изменился, но в пространстве фильма ощущается органично, даже иногда выдаёт как актёрские, так и юмористические перформансы, чего совсем зачастую не ожидаешь от его персонажей.
Как и остальной актёрский состав приятно радует.
Даша Верещагина — умничка и красавица, создатели явно знали, какой типаж выбрать для того, чтобы её Алиса полюбилась подрастающему поколению, актёрская игра также не подкачала.
Марк Эйдельштейн — звёздочка, недавно засветившаяся на Венецианском кинофестивале, вскоре явно увидим его ещё с новыми ролями, да и Коля Герасимов совсем уж не так плох, хотя в трейлерах вызывал сомнения.
Юра Борисов — красавчик-парень, талантливый актёрище, хорошо вжился в роль Глота, его химия с Весельчаком У (Петров), хотя и весьма поверхностная (пусть и сомнительная), но чище и естественнее, чем между Весельчаком и мамой Алисы (Виктория Исакова), которую создатели натужно пропихивали через весь фильм (не сказать, что она не нужна, но это тотальнейший дизреспект, особенно учитывая, как шарашит искра в главном дуэте); а так у Борисова тут больше индивидуальная, шаманская харизма.
Ну, а Хабенский — это Хабенский; мэтр, что тут сказать — не плохой и не хороший, зависит от роли.
А роль у Хабенского в этот раз была скорее… никакая. Профессор Селезнёв в этом произведении — скорее функция. Чем часто, к слову, грешат экранизации историй про Алису — да и сами книги; но они в меньшей степени. У героя есть переживания, есть некий характер, но носят они схематические черты. Как, на самом деле, и многое, что касается персонажей в этом фильме — в качестве хорошего примера можно вспомнить центральную второплановую компашку школьников (за исключением Фимы — всё-таки он не просто чувак, который первым принял сигнал пришельцев, да и не настолько второплановый). Гораздо лучше получилась основная четвёрка — Коля, Алиса, Весельчак У и Глот. Они действительно насыщенны жизнью, каждый персонаж воспринимается как некое поле решений и противоречий, связанных личными чувствами. Про пиратов мы здесь многое уже сказали, осталось лишь упомянуть, что Весельчак реально был прочитан как пират с особым чувством юмора и, как следствие, поведением, что, на самом деле, является достаточно свежим прочтением первоисточников. Возможно, дело в поколении, но мной не так хорошо проводится параллель между книжными злодеями и их итерациями в экранизациях, как вышло с этим фильмом. Понятное дело, что Глот был практически написан с нуля, позаимствовав лишь имя и некоторые черты из «Тайны третьей планеты» (а вот и обоснование для саундтречной связи) и заменяет всем знакомого Крыса в повествовании. Этот персонаж может считаться достаточно удачным переосмыслением — мне хочется его бояться, он показан действительно могущественным существом, а актёрское воплощение достойно похвал. В отличие от всех прошлых ипостасей, он обладает способностями, которые не только нужны сюжету, если не составляют его костяк, но и сами как бы порождают своего героя, а это даёт дополнительную цельность. Алиса получилась бойкой девочкой — средствами кино, тем более с заделом на блокбастер, лучше показать не получилось бы. Как по мне, это хороший, действительно сильный женский детский персонаж, которого не каждый сумеет так написать и воплотить. К тому же, я словил некоторые книжные ассоциации, что не может не радовать. Что касается Коли Герасимова… персонаж здесь сделан центральным. Именно он принимает основные важные для сюжета решения, он проходит свою героическую арку, хочется ему сопереживать. Возможно, это действительно Коля Герасимов, каким он был бы в 2024 году, — есть у меня такое предположение, не знаю наверняка. На него также возложена функция повествователя, выполненная хотя и в привычном для нынешнего зрителя сломе четвёртой стены, но не лишённая напрочь вкуса. Не могу сказать, что это сильно блещет свежестью, но негатива особого также не вызывало. К тому же, это эффективный способ повествования в ключе возложенных на него задач.
Заключение
В заключение хотелось бы суммировать впечатления. Это хороший фильм, который я бы рекомендовал к просмотру с детьми, но пожалуй, действительно на один раз. Произведение поднимает важные проблемы и дает их достойные разрешения, но существует максимально безопасным образом. Оно может развлечь молодежь, а также поговорить с нею так, чтобы его поняли и услышали. Это достаточно простая, но собранная уникальная история, не пытающаяся быть книгой или сериалом, вбирая необъятное, а просто дающая интересное приключение внутри себя самой.
Что радует, фильм можно назвать добротной научной фантастикой, он приятен глазу, а вселенная и сюжет созданы качественно и с любовью к делу. Не стоит вменять этому кино того, на что оно не претендует — это экранизация «по мотивам» произведений Кира Булычёва. Тут сплетены мотивы разных историй, на их пересечении создан новый сюжет, действительно хороший и заслуживающий внимания, особенно ввиду дефицита таковых на большом экране в рамках жанра. Фильм оказался достаточно светлым, не лишённым драмы, изюминки и перчинки (хотя вкус последней может быть не так выражен, как хотелось бы). В рецензиях встречается определение про вкус пластмассы — здесь это может быть достаточно справедливым, однако применимо лишь к миру-2124 и отдельным схематичным персонажным решениям, которые хотелось бы изменить.