Найти в Дзене
Журнал «History Project»

Эдит Пиаф:«Я ни о чем не жалею» часть 1

Эта французская певица еще при жизни стала легендой шансона. В советском многосерийном телефильме «Семнадцать мгновений весны» небезызвестный штандартенфюрер Штирлиц, слушая песню в ее исполнении, сказал, что она переживет себя. Так оно и получилось. Несмотря на то, что из жизни эта певица ушла довольно рано, в наследство она оставила множество своих песен и группу ставших знаменитыми французских песенных исполнителей, которым дала путевку в эстрадную жизнь. Эта выдающаяся женщина – «воробушек» французской эстрады Эдит Пиаф.

Эдит Пиаф
Эдит Пиаф

Сказать, что жизнь будущей певицы с раннего детства складывалась трудно, значит, не сказать практически ничего. Эдит Джованна Гассьон, а именно таким было настоящее имя Пиаф, вообще родилась на улице в районе Парижа, где проживали бедняки. Мать девочки, исполнявшая песни в кабаках, воспитывала ее недолго – всего два месяца. После этого Эдит взяла на попечение уже бабушка – содержательница притона. Отец же малышки в это время служил в армии.

После возвращения со службы забрал дочь к себе. Однако, учитывая род его занятий, а он был уличным акробатом, воспитание девочки оказалось довольно специфичным – в основном дочка находилась просто рядом с ним во время его работы. К 15-ти годам Эдит вполне уже освоилась с уличной обстановкой и спокойно воспринимала представителей криминального мира, считая их «крутыми парнями». В это время она избавилась от отцовской опеки и, забрав с собой сводную сестру Симону, ушла на собственные хлеба.

Жили сестры в недорогой комнатушке, а зарабатывали на жизнь исполнением песен, которые пели вдвоем в ходе уличных концертов. И хотя сутенеры не интересовались девушками, считая их малопригодными для своей деятельности, мужчины к ним все же захаживали. Один из них по имени Луи даже на какое-то время стал постоянным партнером Эдит. Он перебрался в комнатушку к девушкам, а учитывая стесненность обстановки, спал вместе с ними в одной кровати.

Кадр из фильма «жизнь в розовом цвете»
Кадр из фильма «жизнь в розовом цвете»

Неудивительно, что вскоре Эдит забеременела. У нее родилась дочь, названная Марсель. Малышка почти полностью повторила детский путь своей матери: Эдит, выходя на концерты, брала Марсель с собой. Отцу ребенка это не нравилось, и, пытаясь образумить мать, Луи забрал дочку и ушел из дому. Однако на поведение Эдит уход Луи никак не повлиял. Она продолжала петь на улицах и в дешевых кабачках, надеясь на счастливую встречу с импресарио, который заметит ее талант и предложит денежный контракт. Малышка Марсель прожила в таких условиях недолго: ей было два с половиной годика, когда она умерла от менингита. Больше Эдит не суждено было стать матерью.

Впрочем, наивные надежды молодой певицы до некоторой степени сбылись. На нее обратил внимание Луи Лепле, директор кабаре «Жернис», пользовавшегося в те годы в Париже немалой популярностью. Благодаря ему, начиная с 1935 года, Эдит прекратила выступления в дешевых кабачках и начала выступать на более солидных сценах – в многочисленных престижных кафе на Елисейских полях. Уже здесь ее голос и исполнительское мастерство оценили по достоинству. И в это же время, благодаря все тому же Луи Лепле, исполнительница получила новое сценическое имя. Эдит напоминала ему воробушка, поэтому и стала благодаря Луи носить псевдоним Пиаф, так по-французски называется эта птичка.

-3

Когда в апреле 1936 года Лепле погиб, и тучи начали сгущаться над головой Пиаф, на помощь ей пришел новый мужчина – Раймон Ассо. В отличие от Лепле Ассо не просто использовал талант молодой певицы. Он создал ей новый сценический образ. А будучи поэтом, писал для исполнительницы хорошие тексты, из которых у Эдит получались прекрасные песни. Вскоре чисто рабочая связь переросла в любовь двух человек, и это при том, что Ассо был уже женат.

Уйдя от официальной супруги, Раймон Ассо поселился в гостинице, и все свое время посвятил Пиаф. Он обучил ее основам вокального мастерства, и вскоре это принесло свои плоды. Для концерта Пиаф была предоставлена сцена престижного театра «АВС», никогда не «опускавшегося» до дешевых исполнителей. Театр не прогадал. Концерт Пиаф оказался просто ошеломляющим.

Увы, из-за очень специфического отношения к своим возлюбленным, жизнь Пиаф и Ассо вскоре разладилась. Тем не менее, что один, что другой до конца дней не забывали друг о друге. Она помнила, чем обязана Раймону, а тот жалел, что не удержал возле себя Эдит.

Но свято место пусто не бывает, и вскоре возле Пиаф появился некто Поль Мерисс. Человеком он был порядочным, но холодным и всегда невозмутимым. Привыкшей к совсем другому образу жизни Эдит было непросто с этим аристократом. Пиаф несколько отошла от своей певческой карьеры, сыграв с Мериссом в пьесе Жана Кокто «Равнодушный красавец». После этого их пути разошлись: Пиаф продолжила певческую деятельность, а Мерисс окончательно ушел в круги парижской аристократии.

За эти годы Пиаф уже получила известность. Ей начали предлагать турне не только по Европе, но и по Америке, что стало приносить певице приличный доход. Однако деньги надолго не задерживались в ее кошельке. Имея значительное число друзей и любовников, она тратила почти все средства на них. Тем, кто отчаянно нуждался в деньгах, давала их, а для остальных покупала целые гардеробы одежды. При этом наряжала она своих поклонников и друзей по собственному вкусу, как видела только она сама. И что интересно, никто из этому не сопротивлялся.

-4

Мало того, когда Пиаф решила устроить вечер со своими бывшими мужьями, все они, сговорившись, пришли к ней в костюмах ее любимого голубого цвета. В общем-то, данное уважительное отношение мужчин к певице неудивительно. Несмотря на отсутствие у Пиаф броской красоты и выдающихся форм тела, она привлекала к себе мужчин другими качествами. Кстати, представителей сильной половины человечества Пиаф делила на ряд категорий. Перечень их был довольно длинный, но при этом имевший четкое разделение.

Одни имели право лечь с ней в постель, другие такого права не имели, зато получали от Пиаф уроки профессионального мастерства. Ставшие легендарными артистами Шарль Азнавур, Ив Монтан, Робер Ламуре – все это птенцы гнезда Пиаф. Она их нашла среди неизвестных исполнителей и дала путевку на большую сцену.

К сожалению, концертная деятельность имела и свои недостатки. Долгие годы Пиаф злоупотребляла алкоголем, что было естественно для ее бурной и эмоциональной жизни. Она несколько раз побывала в серьезных автомобильных авариях, что тоже не лучшим образом сказалось на здоровье певицы.

-5

В итоге, в 48-летнем возрасте она умерла. Когда Пиаф везли на кладбище Пер-Лашез, в последний путь певицу провожали тысячи парижан. И несмотря на то, что с момента ухода Пиаф прошло уже довольно много времени, на ее могиле постоянно лежат живые цветы – свидетельство непреходящей памяти.