Сто́ит ли писателю гоняться за новизной?

 Принято считать, что все новое – это хорошо забытое старое. Поэтому многие писатели (порой сами того не подозревая) переписывают давно знакомые читателю сюжеты на новый лад.

Принято считать, что все новое – это хорошо забытое старое. Поэтому многие писатели (порой сами того не подозревая) переписывают давно знакомые читателю сюжеты на новый лад. А другие сознательно подражают старой доброй классике, пытаясь приспособить ее к нуждам современного общества. Самый известный пример – роман Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джонс», созданный с оглядкой на знаменитые «Гордость и предубеждение» Дж. Остин. В свете вышесказанного встает вопрос: сто́ит ли сознательно подражать проверенным временем литературным образцам? Или автор должен искать свой уникальный, самобытный путь, избегая подражаний мастерам слова? Большинство тружеников пера выбирают золотую середину: начинают с подражаний, постепенно вырабатывают свой стиль, пока, наконец, не создадут нечто исключительное и оригинальное (но не всегда удачное).

К сожалению, современный книжный рынок пресыщен так называемыми новинками – одна невероятнее другой. Писатели (особенно, – начинающие) изо всех сил стараются удивить читателей сногсшибательными сюжетами, потрясающими героями, головокружительными развязками, словом, – бьют на эффект. Эта гонка не имеет ничего общего с настоящим творчеством. Часто в запальчивости автор забывает чувство меры и так закручивает интригу или смешивает жанры, что на выходе получается невразумительный микс, который отпугивает даже самых лояльных читателей.

Умный писатель умеет вовремя остановиться. И если чувствует, что не может удивить мир ничем новым, ограничивается осторожным подражанием проверенной классике, не претендуя на лавры мэтра литературы. Не нужно стесняться подражанию старым, но по-прежнему актуальным шедеврам. В конце концов авторы прошлых столетий знали, о чем писали. В отличие от современных писателей, которые вот уже много лет отчаянно экспериментируют с жанрами и стилями, но так и не создали ничего по-настоящему выдающегося. Остается только пожалеть, что современная литература почти всегда идет на поводу у читательской аудитории, делая ставку на художественные бестселлеры, которые проглатываются на одном дыхании, однако (за редким исключением) не переживают своего времени и быстро забываются. Так что не нужно гоняться за новизной: при избытке художественной литературы современного читателя уже невозможно ничем удивить.