Найти тему

Государство и так знает обо мне много лишнего.

«В сухом остатке»

«Счастье вдруг, в тишине, постучалось в двери…»

Чтобы пользоваться льготами, пенсионеру нужно о них знать. Разобраться с содержанием законов, регламентирующих пенсионное обеспечение сложно даже для юриста. Для решения этой проблемы было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1910 "Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления".

У меня к перспективам реализации упомянутого закона отношение скептическое. Причины – в этой статье.

Прежний порядок сохраняется

Рекомендация, которую я хочу дать своим читателям прежде всего, как юрист, заключается в следующем. Рассматривая предложение об участии в единой системе оповещения, создаваемой на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1910, важно учитывать, что по-прежнему действует порядок информирования на основании разовых личных запросов граждан. Не спешите регистрироваться и выполнять все те требования, о которых вам объявлено. Характер получаемых услуг не сопоставим с тем объемом персональных данных, которые вам предлагают разместить. Если вам предлагают почесать правое ухо левой рукой, разберитесь, кому и зачем это понадобилось

Нажимая клавиши, будешь знать о своих правах

Такое впечатление, что гражданин, по логике авторов постановления, даже не догадывался о наступлении пенсионного возраста, а также о возникновении обстоятельств, дающих ему право на получение социальной помощи. Одно могу сказать об авторах постановления, а именно, что «…страшно далеки они от народа», если думают, что для «полноты счастья» отечественным пенсионерам недостаёт всех этих «компьютерных удовольствий». Не доводилось общаться с членами Кабинета министров России, но лично я именую людей, фанатично преданных интернету, как «ушибленных компьютером». Знаю таких людей, для которых любые события в их жизни должны непременно происходить с использованием интернета. По-другому им просто неинтересно.

Показательный пример коллективного помешательства

На днях спросил у незнакомого прохожего, как найти нужный мне адрес. Долго и с наслаждением он старался оказать мне помощь, а в завершении разговора оказалось, что нужный мне адрес – за углом ближайшего дома и мой собеседник с самого начала это знал, просто ему хотелось опробовать «голосового помощника», которого он только что «закачал» в смартфон. Да простит меня мой вчерашний собеседник, но, по-моему, это – заболевание, зависимость, требующая помощи психиатра. После вчерашнего эпизода, работая над этой статьей, все думаю: а вдруг и в Правительстве России есть люди, «ушибленные компьютером»?

В чем суть идеи

Информирование гражданина осуществляется в автоматизированном режиме, то есть для того, чтобы стать участником системы оповещения, необходимо один раз предпринять меры, предусмотренные названным нормативно-правовым актом. Право стать участником оповещения возникает у гражданина, как результат жизненных событий, например, в связи с наградами и почетными званиями, достижением определенного возраста, получением группы инвалидности, утратой трудоспособности и так далее.

Оповещение осуществляется на основе государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая цифровая платформа).

-2

Обязательное условие – наличие обращения гражданина. Если самому ничего не предпринимать, никто вас в автоматизированном режиме информировать не будет. По этой причине, в том числе, я принял решение написать эту статью.

-3

Утвержденные правила содержат перечень тех действий, которые гражданин должен осуществить, чтобы получать информацию. То есть, обращение гражданина включает в себя:

- Согласие гражданина на получение персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;

- Предоставление сведений, необходимых для получения этой информации путем заполнения анкеты в личном кабинете гражданина федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - единый портал, личный кабинет) в случае их отсутствия на единой цифровой платформе;

- Определение предпочтительного способа информирования;

- Выполнение действия, позволяющих его идентифицировать, в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.

-4

Личные кабинеты вместо личной жизни

Видимо, выполнить эти функции можно самостоятельно (при наличии навыков), либо используя помощь специалиста. Но регистрация является разовым мероприятием, после которого участие гражданина в системе оповещения будет заключаться лишь в получении сведений, например, в личном кабинете гражданина на портале Государственных и муниципальных услуг, либо в личных кабинетах Фонда пенсионного и социального страхования.

Система информирования будет самостоятельно накапливать и анализировать все обращения граждан в такие структуры, как Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Федеральная служба по труду и занятости; подведомственные федеральные учреждениями медико-социальной экспертизы, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации; органы государственной власти и органы местного самоуправления.

То есть, предусмотрен постоянный мониторинг информации, поступающей из тех структур, которые уполномочены на назначение и предоставление мер социальной защиты

Все участники системы оповещения, их обязанности и полномочия в правилах, утвержденных Правительством России, указаны, следовательно – функции и ответственность за их выполнение распределены.

-5

Способы информирования гражданина

Информирование гражданина осуществляется:

а) с использованием личного кабинета на едином портале;

б) с использованием единого телефонного номера участниками информирования;

в) при личном посещении гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров.

-6

Основным идентификатором при обработке обращения гражданина является страховой номер индивидуального лицевого счета в совокупности с информацией о фамилии, имени, отчестве (при наличии), полученной от гражданина при поступлении от него обращения.

Если используется единый портал, идентификация гражданина осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Если идентификация осуществляется посредством единого телефонного номера - с помощью секретного кода, состоящего из букв и (или) цифр и (или) двуединой пары секретный вопрос-ответ (далее - секретный код), при одновременном совпадении телефонного номера обратившегося гражданина с телефонным номером, указанным гражданином при установлении секретного кода.

-7

В случае несовпадения телефонного номера обратившегося гражданина с телефонным номером, указанным гражданином ранее, помимо секретного кода гражданину необходимо назвать данные документа, удостоверяющего личность, и страховой номер индивидуального лицевого счета.

При личном посещении гражданами участников информирования, идентификация граждан проводится по документу, удостоверяющему личность, и страховому номеру индивидуального лицевого счета.

Секретный код и телефонные номера, с которых предполагается осуществлять звонки для получения персонифицированной информации о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты, устанавливаются гражданином при личном посещении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальных органов).

-8

Информация, предоставляемая при информировании гражданина

В соответствии с настоящими Правилами гражданину предоставляется следующая персонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события:

- перечень положенных гражданину мер социальной защиты;

- перечень назначенных гражданину мер социальной защиты;

- статус рассмотрения обращения гражданина;

Сопоставьте то, что гражданин получает, как участник системы автоматизированного оповещения (скромные три позиции, выше по тексту), с теми усилиями и рисками, которые неизбежно возникают у гражданина, когда он регистрируется в системе и пользуется личным кабинетом. Я не считаю себя специалистом в вопросах использования интернета, но даже у меня есть ощущение, что ответы на все три вопроса каждый может найти, сидя за домашним компьютером.

Гражданину – участнику оповещения, также предоставляется следующая, предназначенная для свободного использования, информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события:

- порядок, условия и способы получения мер социальной защиты;

- меры социальной защиты, предоставляемые гражданину на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

- перечень документов, необходимых для получения мер социальной защиты;

- сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты;

- иная информация, необходимая для решения задач по информированию граждан в соответствии с настоящими Правилами.

Такая информация вообще – в открытом доступе, найти ее можно с помощью любого «поисковика». Зачем в Постановлении Правительства РФ указывать на предоставлении информации, которая всем доступна? Но ведь заботу об интересах пользователей надо как-то обозначить. Другого ответа не нахожу.

Старые добрые методы защищают от нововведений такого рода

Действовавший ранее порядок предоставления информации сохраняется. Это – единственное, что я одобряю в Постановлении Правительства РФ о создании единой системы информирования. Такая система – это серьезное бюджетное финансирование. Не думаю, что в современных условиях уместны такого рода «новации»: воюющая страна не может позволить себе такие расходы, которые, кроме всего прочего, не являются мерами социальной поддержки и никакой пользы пенсионерам не принесут. Лучше бы денег добавили для закупок «на черный день», восстанавливали защитные сооружения (бомбоубежища»), которые за время перестройки превратили в подземные автостоянки и ночные клубы. Лучше бы опробовали систему оповещения о воздушном нападении и объяснили людям, что им делать, когда услышат и громкоговорителей на улице: «Граждане! Воздушная тревога.». Или такие объявления нам тоже предлагается получать в «личных кабинетах»?

-9

Хотелось бы уточнить

Перечитал проект статьи, особенно предыдущий фрагмент текста и возникло у меня просто непреодолимое желание узнать, сколько бюджетных денег планируется «угробить» на все эти «компьютерные навороты»? Может лучше просто раздать эти деньги пенсионерам? А уж мы сами разберемся со своими «социальными мерами поддержки», точнее, с тем, кто и каким образом нам о них напомнит. Не надо оказывать нам социальную помощь, за наш счет.

Буду рад, если кому-то статья будет полезна. Если она вам понравилась, ставьте «лайки», присылайте комментарии. Интересное может получиться общение.