В 1862 на Каланчёвской площади появилось скромное деревянное здание Рязанского вокзала. Поезда тогда ходили только до Коломны.
В 1893 железнодорожная ветка дотянулась до Казани. Вокзал стал называться Казанским. И он стал тесен, перестал справляться с возросшим потоком пассажиров.
В 1911 правлением общества Московско-Казанской железной дороги был объявлен конкурс на архитектурный проект нового здания вокзала. Список участников конкурса оказался невелик, всего три имени:
- Алексей Щусев,
- Фёдор Шехтель,
- Евгений Фелейзен.
Победил проект Щусева, который и был утверждён в 1913. Щусев задумал Казанский вокзал не только как функциональное здание, но и как украшение площади (тогда ещё Каланчёвской) и в целом города, соединив в архитектуре и декоре здания западные и восточные традиции:
Смета была огромной и в планах архитектора было строительство настоящего дворца, в облике которого органично сочетались бы черты русской и восточной архитектуры - ведь с Казанского вокзала шли поезда на восток. В своём проекте Щусев соединил разные по высоте и ширине корпуса с острыми кровлями, арочными пролётами и высокой многоярусной башней. Разные по облику архитектурные элементы создавали ощущение, что они построены в разные эпохи.
Никто и предположить не мог, что строительство затянется, его планировали закончить уже через два года, к 1916. Но началась Первая мировая война, затем революция, затем Гражданская война. В марте 1918 железные дороги РСФСР, в том числе и Московско-Казанская, были национализированы. Стройматериалов не хватало. Стройка растянулась на долгие годы. Но тем не менее, строительство здания Казанского вокзала продолжалось.
В процессе строительства первоначальный проект Щусева менялся и совершенствовался, на фасадах и в интерьерах появилась советская символика. Из-за финансового кризиса архитектор вынужден был лишить вокзал части его роскоши, отказаться от некоторых элементов декора. И к 1926 здание вокзала в целом было завершено. Свой нынешний облик оно обрело в 1940-х, а окончательно закончилось строительство лишь в 1980-х.
Здание и правда получилось, как прекрасный дворец.
Главное украшение его фасада - это 73-метровая башня, которой оформлен главный вход. Её шпиль венчает крылатый змей Зилант, символ Казани:
Башня стилизована под дозорную башню Сююмбике в Казанском кремле:
Ведь Щусев трактовал здание Казанского вокзала как ворота на восток, как связующее звено между Европой и Азией.
Ещё одной доминантой стал шпиль Царской башни:
Она была задумана ещё Щусевым, но построена лишь в 1997, когда была проведена реконструкция здания к 850-летию Москвы, - по его чертежам. Сейчас это выставочное пространство:
Левая башня вокзала отдалённо напоминает Кутафью башню Московского Кремля:
Есть здесь и башня часовая, которая украшена часами с колокольным перезвоном, механизм которых разрабатывал часовой мастер В. Пушкарёв:
Знаки Зодиака выполнены по рисункам А.В. Щусева:
Интерьеры Казанского вокзала, по замыслу Щусева, также должны были поражать воображение гостей столицы. Поэтому для оформления интерьеров были приглашены лучшие художники того времени: Николай Рерих, Евгений Лансере, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский.
Они занимались декоративной отделкой залов и оформлением живописных панно. Кисти художника Е.Е. Лансере принадлежат два огромных панно на стенах вестибюля вокзала - "Победа" и "Мир":
Залу ресторана - огромному, с богато декорированным сводом - был придан вид трапезной палаты. Здесь и росписи Евгения Лансере, и лепнина, и встроенные в простенках между окнами зеркала - давайте полюбуемся:
Этот зал - настоящее произведение искусства. Сохранилась роспись на потолке "Россия соединяет Европу и Азию", выполненная Е.Е. Лансере в 1916.
Привлекли внимание капсулы для сна, нечто подобное видели в Шереметьево. Выглядят не очень уютно:
Именно из этого зала осуществляется подъём на смотровую площадку, расположенную на втором ярусе центральной башни, как раз над надписью "Казанский вокзал". 186 ступеней вверх по лестнице:
И перед нами Москва как на ладони - Комсомольская площадь, гостиница Ленинградская, Ярославский и Ленинградский вокзалы:
В общем, не смотря на все преграды, которые пришлось преодолеть Алексею Щусеву и всем художникам, трудившимся над этим зданием, им с честью удалось реализовать этот длительный, дорогостоящий и амбициозный проект. Сегодняшний Казанский вокзал - это удобное и красивое современное здание, которое связывает Москву с югом, востоком и юго-востоком страны.
И выглядит он исторически сложившимся ансамблем, гармонично сочетаясь с Ленинградским и Ярославским вокзалами на Комсомольской площади.
Адрес: Комсомольская площадь, д. 2.