Найти тему
Палитра жизни

Мелкий воришка и большая дружба (продолжение)

Кузьма
Кузьма

Пойти ночью в поле собирать зерно – дело непростое даже для опытных бурундуков. А Тимофей и Кузьма еще были совсем молоденькими. Да и Кузя, откровенно говоря, воспринимал предстоящий поход совсем не как большое и трудное дело, а больше как развлечение. Тимочка относился к их походу гораздо серьезнее.

Вечером, когда солнышко скатилось с неба вниз и скрылось за верхушками сосен, Кузьма прибежал к дуплу, где жил его новый друг, и стал нетерпеливо его звать:

- Ну, где ты там? Давай быстрее, уже солнышко село!

- Что ты кричишь? – высунулся из дупла Тимофей. – Куда ты торопишься? Надо же подготовиться.

- Да чего там готовиться? – От нетерпения Кузьма даже подпрыгнул на месте. – Пошли.

- Как это чего? – Тима не спеша вышел из своего дома и присел на задние лапки. – Мне надо прибраться после твоего вторжения.

- Я же тебе помог! – возмутился Кузьма.

- Помог, - не стал спорить Тимочка, - но работы там всё равно хватало.

Тимофей и правда провел несколько часов, приводя свою кладовую в должный вид: рассортировал запасы орех, зёрен, сушеных грибов, раскладывая их в аккуратные и ровные горки. Кроме того, он освободил немного места в углу своей кладовой для новых запасов – зима впереди долгая, всё пригодится. Поначалу Кузьма ему помогал, по крайней мере, старался помогать, но потом ему наскучило это занятие, и он сказал, что вообще не видит смыла всё раскладывать по кучкам, все равно в желудке всё перемешается, да и так есть вкуснее.

После этого Тимофей отправил Кузю домой, чтобы тот не путался под ногами и не мешал наводить порядок. Новый друг с радостью ускакал и вернулся к Тимочке только вечером на заходе солнца.

Два бурундука тронулись в путь. Поле, на котором росло много зерна, находилось не близко: надо пройти несколько опушек, пересечь лесной ручей, дойти до края леса и пройти несколько холмов.

Тима и Кузя сосредоточенно бежали вперед. Тима – решительно и целеустремленно, а Кузя всё время отвлекался. На одной из опушек рос огромный раскидистый дуб, они как раз пробегали мимо него. Под ним уже нападало много созревших желудей, которые ровным ковром устилали все пространство под лесным великаном - аккуратные, коричнево-желтые, крупные и очень-очень аппетитные даже на вид. Кузя сразу остановился.

- Смотри, какие желуди! И как их много!

- Я знаю этот дуб. – Тима остановился рядом с другом. – Здесь всегда много желудей. Но у нас другая цель – зёрна в поле. Давай не будем отвлекаться.

Тимофей считался очень обстоятельным и целеустремленным бурундуком. Поставив перед собой цель, он не обращал внимания на отвлекающие моменты, а шёл прямо к ней. Кузька был совсем другим. Поэтому он поднял с земли несколько желудей и заспорил:

- Да ну его, это поле, в другой раз сходим. Туда бежать далеко и неизвестно ещё, есть ли там зерна. А тут еда прямо под ногами, подбирай и ешь. Я вообще-то знаешь, что думаю?

- Да знаю я, что ты думаешь, - махнул лапкой Тимофей.

- Нет, ты не можешь этого знать, - заспорил Кузя.

- Ты думаешь, что надо сейчас набрать этих упавших желудей, отнести их в норку и не ходить ни за какими зёрнами в поле, - спокойно сказал Тима.

Кузя был ошарашен. Он сел на задние лапки и озадаченно почесал передней лапой затылок.

- Как это ты так все угадал? Это точь-в-точь мои мысли.

- Да у тебя всё на лбу написано.

Кузя в испуге схватился за свой лоб.

- Да не бойся ты, - засмеялся Тима, - это же просто так говорится. А ты сам мне только что сказал, что ты думаешь.

- Точно! – облегченно выдохнул Кузьма. – Ну, так что, может, ну его, это поле?

- Нет уж, если наметили, пойдем за зерном. Дуб отсюда никуда не уйдет. Он, кстати, недалеко от наших норок растет, мы всегда можем к нему вернуться и запастись желудями.

Кузя тяжело вздохнул, но согласился со своим другом. Два бурундучка побежали дальше.

Когда друзья выбежали на поле, солнышко как раз скрылось за горизонтом, только на западе осталась ярко-алая полоска, но вскоре и она пропала. Всё вокруг погрузилось в темноту. Но не думайте, что жизнь с закатом солнышка замирает, наоборот, дневные жители уходят отдыхать и набираться сил, а ночные жители как раз и выходят из своих норок, чтобы поохотиться и прогуляться. Для них с заходом солнца начинается настоящая жизнь. Поэтому когда два друга попали ночью в поле, там развивалась кипучая деятельность: спешили по свои делам паучки, прыгали лягушки, где-то недалеко шуршал ёжик.

Бурундуки остановились на самом краю поля и посмотрели на расстилающееся перед ними огромное поле колосьев. Правда, видели они его снизу, ведь бурундучки – зверьки маленькие, поэтому пшеничные колосья казались им уходящими ввысь деревьями, на верхушке каждого из которых соблазнительно выглядывали вкусные пшеничные зерна. Правда, некоторые колосья уже лежали на земле – они успели созреть и упасть.

- Давай их соберем, - предложил осторожный Тима. – Тогда нам не надо будет вглубь поля идти, нам этого хватит.

- Вот ещё, - фыркнул жаждущий приключений Кузьма. – Тащились в такую даль, чтобы уйти на самом интересном месте… Нет уж, ты как хочешь, а я дальше пойду, посмотрю, что там.

С этими словами Кузьма бесстрашно отправился вглубь поля, не обращая внимания на лежащие вокруг спелые колосья, набухшие от зерна. Тимофей, тихонько вздохнув про себя, побежал за ним. Не мог же он оставить друга одного. Конечно, по характеру Тимофея лучше было бы набрать несколько спелых колосьев и повернуть домой. Но дружба – есть дружба, куда друг – туда и ты.

Некоторое время два друга бежали вглубь поля, настороженно прислушиваясь и принюхиваясь. Вокруг кипела ночная жизнь: бегали уховертки, прыгали лягушки, ползали улитки и пауки. В нескольких метрах от друзей куда-то по своим делам протопал ежик. Куза даже хотел подойти к нему и что-то спросить, но ежик немного сердито фыркнул: «Мол, не до вас мне. Не мешайте». Кузя решил не тревожить его.

Вдруг Кузя неожиданно встал, как вкопанный и удивленно сказал:

- Смотри, что это такое?

Тима подошел ближе. Перед ними среди высоких колосьев пшеницы поднималось несколько чёрных земляных холмиков, вокруг которых лежала земля. Холмиков они увидели три, рядом с ними лежали упавшие колосья, которые раньше росли на их месте. Пока Тимофей осторожно приглядывался и даже принюхивался к этим земляным горочкам, Кузьма успел забраться на одну из них и крикнул сверху:

- Тут нора какая-то! Иди сюда!

- Не пойду я никуда, - рассердился Тимофей. – Если это нора, значит, в ней кто-то живет. И он, наверно, не очень обрадуется, если ты ему свалишься ему на голову.

Кузьма с любопытством заглянул внутрь норы и принюхался. Внутри все было черно и пахло землей. Опасности ничего не предвещало. Но вдруг Кузе показалось, что кто-то слегка прикоснулся к его носу. Он вскрикнул и кубарем скатился вниз прямо под лапы своему другу.

- Ой! Там кто-то есть! – Кузя лапами ощупывал свой нос, нос оказался на месте. – Быстро посмотри на меня – все ли в порядке! – потребовал он.

Тима внимательно посмотрел на своего друга и сказал:

- А я тебя предупреждал – не суй свой нос в чужие норы!

- А кто это? Мне же не показалось – меня кто-то дернул за нос.

- Во-первых, у страха глаза велики, - рассудительно заметил Тима. – Конечно, там обязательно кто-то есть, и ему не нравится твое любопытство. Тебе бы понравилось, если бы в твою норку кто-то залез?

- Я бы ему показал, как лазить по чужим норам!

- Кто бы говорил! А сам чем занимался совсем недавно? – не удержался от насмешки Тима.

- Это совсем другое, - заспорил Кузьма. – Мы же бурундуки, ты – мой друг, твой дом – мой дом, а мой – твой.

Тима немного запутался, где чей дом и решил закончить этот разговор. Он хотел что-то добавить, но тут на вершине одного из холмиков появилась черная мордочка какого-то зверя и недовольно пробурчала:

- Это кто тут мне мешает? Кто так громко разговаривает? Кто пугает мою добычу?

- Простите, пожалуйста, - вежливо проговорил Тима, а Кузя в испуге замолчал, - мы не хотели вас потревожить. А вы кто?

- Я – крот, - с достоинством проговорил зверь.

Тут как раз из-за облаков выглянула Луна, и вокруг стало светло. Бурундучки увидели на холмике небольшого черного зверька, он тоже имел четыре лапки, маленький хвостик, черную гладкую шерстку и носик трубочкой.

- Это мои охотничьи места, - немного сердито произнес крот. – Что вы здесь так громко разговариваете? Всех моих червяков распугаете! Я вышел на охоту, а вы мне мешаете, еще в дом норовите залезть.

- Я случайно, - пискнул Кузя, - я не хотел, просто я еще ни разу не видел таких норок.

- А что вы тут делаете? Бурундуки живут в лесу, насколько я знаю, на деревьях, а здесь – поле.

- Мы делаем запасы на зиму и решили набрать немного зёрен, а в поле их очень много, на всех хватит, - ответил Тима.

- Ага, - поддакнул Кузя.

- Зёрен, говорите? Да, их тут много, только не надо бегать рядом с моим домом. Кстати, здесь для бурундуков плохое место, опасное.

Друзья насторожились:

- Что значит опасное? – пискнул Кузя. – По-моему, здесь совсем неплохо, много еды, и ничего опасного мы пока не видели, а с вами встреча даже приятная, - решил подольститься Кузя.

- Здесь водятся хищники, - веско сказал крот. – Лисы, например.

- Лисы и в лесу водятся, мы их не боимся, - расхрабрился Кузя.

- Тихо ты, - цыкнул на него Тима. – Это невежливо.

- Здесь не только лисы ходят, - продолжал пугать приятелей крот, - тут ещё бегают собаки и, самое главное, люди.

- А кто такие собаки? – шепотом спросил Кузя.

- Это лучшие друзья людей, они живут с ними в домах, те их кормят и им не нужно, как нам с вами, охотиться и добывать себе еду.

- Что же они тогда в поле делают?

- Охраняют поле, помогают хозяину – человеку. Это их работа. Так что уходите с поля и возвращайтесь скорее домой, - закончил свой рассказ крот и исчез внутри своей норки.

- Про собак я что-то слышал, - задумчиво сказал Тима. – Наверно, будет благоразумно последовать совету мудрого крота и вернуться домой. Мы и так достаточно далеко зашли.

- Как вернуться? А зёрна? – опешил Кузьма.

- Сейчас наберем, вон везде колосья лежат.

- Нет, зёрен набрать мы всегда успеем, а вот посмотреть, что там дальше в поле – интересно. А если ты боишься, можешь идти домой, - храбрясь, сказал Кузя.

- Ну, уж нет, вместе, значит, вместе.

Два бурундука двинулись дальше.

Тем временем совсем стемнело, но для бурундуков, в отличие от людей, темнота не казалась чем-то пугающим. Во-первых, они хорошо видят в темноте. Во-вторых, у них очень развито обоняние, и они могут по нему ориентироваться в любой обстановке. Поэтому два друга, чутко принюхиваясь и прислушиваясь, снова припустили по полю между колосьями.

Пробежав некоторое время, они заметили, что колосьев вокруг стало значительно больше, они уже почти напоминали лесную чащу, и между ними стало труднее протискиваться. Кузя поднял головку вверх, над ними нависали крупные метелки, наполненные почти созревшими зёрнами.

- Вот этот нам подходит! – сказал он, указывая лапкой на особенно крупный и полный зёрен колос, который под тяжестью урожая наклонился почти до земли. Он сам просился, чтобы его собрали. – А как мы его соберем? У меня не большой опыт собрания заготовок, как ты знаешь.

- Я сейчас подпрыгну, пригну его к земле и потрясу, - ответил Тима, - а ты собирай зёрна за щёки.

- Ага, хорошо, - приготовился Кузя.

Только его друг собрался подпрыгнуть и уже весь подобрался, как вдруг совсем недалеко раздался очень громкий звук, который, казалось, приближался.

- Гав-гав-гав!

- Что это? Кто это? – испугался Кузя.

- Это собаки, - ответил Тимофей. – Я знаю, как они лают, когда охотятся.

- Охотятся? Они на нас охотятся?

- Нет, не на нас. Слышишь, лай далеко?

- Но он приближается! Что мы будем делать? Бежим!

- Нет, не бежим. Лучше здесь затаимся, они мимо пробегут, - предложил Тима. – Надеюсь, им не до нас. А если мы побежим, они совершенно точно нас заметят.

- За кем же они тогда охотятся? – едва слышно пробормотал Кузьма.

- Т-ш-ш-ш! Молчи!

Друзья съежились рядом с небольшой кочкой земли, прижались друг к другу и замерли. Кузя даже крепко зажмурился. Он явно верил в то, что если плотно закрыть глаза, то тебя никто не увидит.

«Жалко, что колос не свисает до земли, он бы нас закрыл. Или может взобраться по нему наверх?» - отчаянно думал он.

Собаки заливисто лаяли не очень далеко, но лай пока не приближался. Так прошло несколько минут. Кузе надоело лежать, скрючившись, да и страх его немного прошёл, поэтому он решил открыть глаза и передвинуться немного в сторону.

- Наверно, они убежали, мы можем…

Договорить Кузя не успел – раздался шорох, и прямо перед бурундуками из-за колосьев выпрыгнул большой рыжий зверь. Лиса! Со страху она показалась друзьям, даже больше, чем была на самом деле. Лиса тяжело дышала, била в возбуждении хвостом и оглядывалась, глаза ее горели, отражая лунный свет. Так вот на кого охотились собаки!

Друзья настолько испугались, что бросились в разные стороны. Они уже знали, что такое лиса и знали, как от нее прятаться – залезть высоко на дерево. Но вот беда – в поле не растут деревья. Поэтому они просто побежали от опасности как можно быстрее. К счастью, лисе было не до них, она убегала от собак и спасала свою жизнь. Поэтому она совершенно не обратила внимания на двух бурундуков, кинувшихся при ее появлении наутек.

Тима бежал во весь дух, он даже не оглядывался по сторонам – просто чесал по полю к видневшимся впереди деревьям леса. Только там он мог почувствовать себя в безопасности, схоронившись в их густых кронах. Через несколько минут Тима достиг первых деревьев и тут же взлетел вверх по стволу первой попавшейся сосны.

Там он отдышался и огляделся. И только тут понял – на сосне он оказался один, Кузи рядом не было.