Золотой век династии Гонзага

Андреа Мантенья. Двор Гонзага. Росписи Брачного чертога
Андреа Мантенья. Двор Гонзага. Росписи Брачного чертога

В легендарной серии издательства СЛОВО/SLOVO, посвященной эпохе Ренессанса, вслед за книгами о знаменитых династиях Медичи и д’Эсте вышла дилогия о Гонзага – одной из самых блистательных династий средневековой и ренессансной Европы. При Гонзага одной из культурных столиц того времени стала Мантуя – с ней связаны такие имена, как Данте, Петрарка, Пизанелло, Мантенья, Филарете и многие другие. Жизнь семейства Гонзага – это созидание и разрушение, войны и заговоры, борьба за власть. Она разворачивается на фоне событий второй половины XV – начала XVI века: мир стремительно меняется, все еще раздробленная Италия порывает со Средневековьем, совершаются великие географические открытия, получают развитие книгопечатание и театральное искусство.

На прошедшей ярмарке Non/fictionвесна мы провели встречу с Лукой Сарци Амаде – итальянским историком, писателем и журналистом, автором книг «Гонзага. История династии» и «Золотой век династии Гонзага. Франческо и Изабелла». С ним говорила руководитель проектов издательства СЛОВО/SLOVO Карина Ерицян при участии переводчика Ирины Зверевой.

Карина Ерицян: Лука, расскажите, пожалуйста, чем интересны герои ваших книг?

Лука Сарци Амаде: Согласно Витторио Спрети, автору итальянской исторической энциклопедии знати, Гонзага были второй династией вслед за Савойским домом. Это одна из самых крупных династий в истории, и не только итальянской. Они очень долго – почти четыре века – были правителями Мантуи – среднего, или даже маленького, по размеру, но ключевого для Италии герцогства. Среди представителей этой династии было много кондотьеров, а также целых десять кардиналов, хотя ни один Гонзага не был папой. Представляете, в династии Медичи были целых три папы, однако кардиналов – всего на одного больше. И в других династиях, в которых были один или два папы, не было десяти кардиналов, как у Гонзага. Кстати, похоже, что двое представителей рода Гонзага сами отказались от возможности избрания папами на конклаве.

Вообще, многие представители рода Гонзага принадлежали к духовенству. Десять епископов герцогства Мантуя были из рода Гонзага. И, по-моему, восемь из них занимали эту должность суммарно в течение целого века. Кроме того, из этой династии вышли несколько архиепископов, патриархов, генеральные приоры разнообразных религиозных орденов, и многие из них были канонизированы. Не будем забывать и о том, что к семье Гонзага принадлежал святой Алоизий, покровитель молодежи и студентов.

Лука Сарци Амаде
Лука Сарци Амаде

Семья Гонзага играла важную роль на европейской арене: многие из них были вице-королями, особенно во время испанского господства в Италии. Испанцы долгое время правили большой частью Европы, особенно Средиземноморской Европы, и представители семьи Гонзага были вице-королями не только в Италии, но и в Испании, что само по себе уже является исключительным фактом.

Две женщины из семьи Гонзага были императрицами Священной Римской Империи, так называемого Первого рейха, – огромной империи, основанной Великим Оттоном, которая просуществовала около восьми веков. Кроме того, одна из Гонзага была королевой Польши, Польского королевства. Представьте, она дважды выходила замуж за польских королей, поэтому и королевой была дважды.

Через брачные союзы династию Гонзага связывали тесные родственные узы с различными королевскими семьями, в том числе и с представителями императорской семьи Габсбургов. Гонзага были связаны родственными узами с королями Испании и королями Франции. Например, Людовик XIV, сам король-Солнце, – мы сейчас говорим о XVII веке, – был двоюродным кузеном последнего герцога Мантуи.

Важно и то, где находится город Мантуя. Он расположен на севере Италии на реке Минчо, притоке реки По. В те времена город контролировал маршруты по этим рекам, то есть маршруты между Империей, Альпийской короной и морем. Эти дороги связывали Европу с Венецией по воде, а через Венецию торговые потоки направлялись дальше в средиземноморские порты, вплоть до Константинополя, на Восток. Поэтому Мантуя занимала ключевое, важнейшее географическое положение. Кроме того, она располагалась на знаменитой Тевтонской дороге, которая – на этот раз не по реке, а по суше, – связывала города Империи и Италию. То есть чтобы попасть в Рим из Нюрнберга или из Вены, или из Праги, надо было проехать через Мантую. А там находилась реликвия Крови Христовой, и путешественники поклонялись ей, а потом через реку По направлялись дальше в Рим. А из Рима можно было уже попасть на Святую землю. И это была единственная дорога туда.

Во время правления Матильды Каносской – это примерно тысячный год, поскольку Матильда умерла в 1115 году, – в Мантуе была найдена реликвия Крови Христовой. Согласно легенде, римский воин Лонгин, который ранил Иисуса Христа в ребро, затем, раскаявшись, собрал его кровь, принял христианство и привез реликвию в Мантую. Здесь она была спрятана, чтобы не попасть в руки язычников или варваров. С этим чудесным обретением связывается процветание города и семьи Гонзага.

панорама г. Мантуя
панорама г. Мантуя

Важность Мантуи росла благодаря тем связям, которые город имел с Империей, поскольку располагался на самом ее краю… Напомню, что тогда Италия была разделена на владения императора и папы, на их сторонников – гибеллинов и гвельфов. Мантуя как государство хранила верность императору, но одновременно была очень тесно связана с Церковью как раз благодаря реликвии Крови Христовой. Таким образом, династия Гонзага, которая правила городом, была важна как для императора, так и для папы. А ее кондотьеры предлагали свои услуги разным правителям и вписали памятные страницы в историю как Средневековья, так и Возрождения.

Род Гонзага сыграл также важную роль в урбанистике, ведь его представители принимали участие в строительстве многих городов на землях Империи. Но два города были созданы ими с нуля, задуманы исключительно и целиком ими. Это итальянский город Саббьонета в долине реки По, основанный в XVI веке, и возведенный в XVII веке французский город Шарлевиль – то есть город Карло I Гонзага.

На русском языке опубликованы две мои книги. Первая из них посвящена событиям, позволившим Гонзага получить власть и консолидировать ее в своих руках, – это «Гонзага. История династии. Искусство и власть», охватывающая временной период от Средневековья до Возрождения. Вторая книга – «Золотой век династии Гонзага. Франческо и Изабелла» – рассказывает о времени на рубеже XV – XVIвеков, когда Франческо II Гонзага и Изабелла Д’Эсте умело провели свое государство через все войны, спровоцированные крупными державами, которые вторгались в Италию. Миланское герцогство и многие другие были ими захвачены, однако Мантуя чудесным образом уцелела.

дилогия о династии Гонзага издательства СЛОВО/SLOVO
дилогия о династии Гонзага издательства СЛОВО/SLOVO

К. Е.: В одной из книг Вы говорите о фреске знаменитого итальянского художника Андреа Мантеньи в комнате «Брачный чертог». Расскажите немного о ней и о том, как эта работа связана с династией Гонзага.

Л. С. А.: Фрески «Брачного чертога» занимают исключительное место в истории искусства. На одной из них – «Придворной сцене» – мы видим первый семейный портрет эпохи Нового времени. Хотя семейные портреты создавались и в классическую эпоху, но они были утеряны. Возможно, они нам просто неизвестны, поскольку раскопки не были проведены в полной мере, как это было сделано потом. Невероятно, что Мантенья с его любовью к классической культуре, в эпоху, которая заново открывала классические тексты, классическую культуру – я имею в виду греко-римскую культуру, золотую эпоху античности, – создал этот прекрасный портрет семьи Людовико Гонзага. Кроме того, потолок этой комнаты украшен фреской, открывающей взгляду небо. И этот небесный фон тоже является важным этапом в истории искусства, поскольку у нас нет сведений о произведениях искусства с подобным эффектом, созданных раньше. Или же у нас нет более ранних свидетельств. Как сам портрет, так и общая роспись «Брачного чертога» оказали большое влияние на историю искусства во всей Европе.

Андреа Мантенья. Двор Гонзага. Росписи Брачного чертога
Андреа Мантенья. Двор Гонзага. Росписи Брачного чертога

К. Е.: Какими вообще были отношения Гонзага с художниками того времени?

Л. С. А.: Они были очень разнообразны, и о них я рассказываю, главным образом, в книге «Золотой век эпохи Гонзага. Франческо и Изабелла», где подробно останавливаюсь на связях Гонзага с другими правящими дворами. Например, некоторых художников «одалживали» для работы при других дворах. Так, Лучано Лаурана, придворный художник семьи Гонзага, был «одолжен» герцогу Урбино и построил там Палаццо Дукале. Это один пример. Другой пример – Андреа Мантенья, который всегда работал при дворе Гонзага, и они очень дорожили им. Многие правители, включая Лоренцо Великолепного, должны были предпринять немало усилий, чтобы заполучить маленькую картину Мантенья. Можно представить себе, сколь важен был этот художник для Гонзага. Только папе удалось «одолжить» его у них. По его просьбе Мантенья полностью расписал одну из капелл Ватикана, которая благодаря этому вошла в историю искусства, а также благодаря тому, что, возможно, эти росписи вдохновили и гений Рафаэля. Однако этой капеллы больше не существует, поскольку позднее один из пап приказал разрушить ее.

Вопрос из зала: Несколько лет назад в Москве проходила выставка картин Рафаэля. В том числе там был представлен портрет Элизабетты Гонзага. Не могли бы Вы немного рассказать об этой женщине?

Л. С. А.: Об Элизабетте Гонзага, герцогине Урбино, я говорю в книге «Золотой век династии Гонзага. Франческо и Изабелла». Это была исключительная женщина. Ее будущий муж был известным кондотьером, но у него было слабое здоровье, и он не мог иметь детей. Ради спокойной жизни он даже готов был отказаться от своей должности правителя Урбино и стать священником, даже готов был публично заявить о своей импотенции. В итоге он женился на Элизабетте Гонзага. За ней многие ухаживали, но она хранила верность мужу и тогда, когда стала вдовой, что произошло достаточно рано. И поскольку у герцога Урбино не было детей, он объявил своим наследником Франческо Мария Делла Ровере, и тот, в свою очередь, тоже женился на одной из Гонзага, которая была племянницей Элизабетты. Таким образом, сразу две женщины из семьи Гонзага были герцогинями Урбино, друг за другом, и это был золотой период герцогства Урбино – период, когда творил великий писатель Бальдассаре Кастильоне.

Рафаэль, портрет Элизабетты Гонзага, ок. 1504
Рафаэль, портрет Элизабетты Гонзага, ок. 1504

Вопрос из зала: В XVI веке музыка была сконцентрирована вокруг папского двора в Риме, затем в Венеции. А что происходило в Мантуе?

Л. С. А.: Я уделил большое внимание этой теме во второй из книг – «Золотой век династии Гонзага. Франческо и Изабелла». Мантуя сыграла ключевую роль в истории музыки. Если мы говорим о светской музыке – импульс к ее развитию дала Изабелла Д’Эсте. Речь идет о той музыке, которая развивалась в период конца XV–XVI века. Церковная же музыка сосредотачивалась вокруг ее мужа, Франческо II Гонзага, который создал свой придворный музыкальный ансамбль. Многих музыкантов он, скажем так, «украл» у других дворов Италии, поскольку везде к музыкантам относились очень ревностно. Затем этих музыкантов переманил к себе папа римский, и они увезли с собой и ноты, которые в те времена записывали от руки. Поэтому можно сказать, что у Гонзага украли не только музыкантов, но и саму музыку. Это один из анекдотов. Не будем забывать и о том, что при дворе Мантуи родилось такое крупное явление, как опера, и начало этой истории положил работавший там великий Клаудио Монтеверди.

Мантуя сыграла важную роль в истории развития не только музыки, но и театра. Вспомним и об отношениях семьи Гонзага с поэтами Боярдо, который был женат на одной из представительниц рода Гонзага, с Ариосто – не все знают, но он был дальним родственником Гонзага, и они оказывали ему протекцию, – а также с Тассо, которому они тоже покровительствовали. Поэтому не только музыка, но также и театр, и поэзия, и сам итальянский язык – их история и их развитие связаны с двором Мантуи.

Вопрос из зала: А что известно о потомках рода Гонзага в наше время?

Л. С. А.: Самые знаменитые ветви этой династии, то есть ветви правителей, прекратили свое существование. Осталась только периферийная ветвь – потомки Гонзага из ветви епископов, которая отделилась от главной ветви как раз во времена Изабеллы Д’Эсте и Франческо II Гонзага. Ответ на этот вопрос тоже есть в книге «Золотой век династии Гонзага. Франческо и Изабелла». Сейчас это обычные люди, принадлежащие к обычному миру: кто-то работает в банке, кто-то – где-то еще. Не осталось того великолепия, сегодня это обычные люди, очень уважаемые и добропорядочные, которые носят пиджак и галстук.

К. Е.: Спасибо большое, Лука! Благодарю нашего переводчика Ирину Звереву и всех слушателей. Спасибо за встречу!

Л. С. А.: Это я благодарю вас всех, спасибо большое!

Посмотреть видео с презентации можно ЗДЕСЬ

Подробней о книгах ЗДЕСЬ