Найти в Дзене
Лучший трек

Влияние французской и франкоязычной музыки

Оглавление

От инди-фолка до электронного танца, Франция становится мощным источником музыкального экспорта на сегодняшней мировой сцене.

Физические товары часто находятся в центре внимания, но культурный экспорт, такой как музыка и искусство, также является важным игроком для стран по всему миру. Просто спросите об этом Мишель Амар, руководителя музыкальной индустрии из Нью-Йорка и основателя исследовательской платформы France Rocks. В 2013 году посольство Франции поручило Амару продвигать французскую музыку на международном уровне, работая в некоммерческом офисе по экспорту французской музыки.

«Я решил создать France Rocks, что было интересным способом продвижения французских артистов в США», — сказал Амар.

Музыка, которую она продвигала, включала в себя множество жанров, не только франкоязычную музыку (т.е. музыку с французскими текстами), но и инструментальные, электронные и англоязычные треки, спродюсированные французскими артистами. Так что, если вы недавно слушали французский диско-поп L'Impératrice или грув под бельгийское эйсид-техно Шарлотты де Витте на Coachella, вы можете похвалить Амар за ее роль в этом составе.

По словам Амара, жанровое разнообразие Франции связано не только со звуками, но и с тем, откуда они происходят. Платформа France Rock опирается на широкую карту, охватывая европейские франкоязычные места, такие как Бельгия, Люксембург и Швейцария, а затем выделяя Северную Африку звуками из Марокко и Туниса. Основное влияние также оказывают Мали, Конго, Бенин, Кот-д'Ивуар и, наконец, из-за океана на французские острова Карибского бассейна, такие как Гаити и Гваделупа.

Несмотря на то, что Франция никогда не начинала полномасштабное «британское вторжение», как это делали британские лейблы в свое время, влияние французской музыки пронизывало американскую музыкальную сцену на протяжении многих лет. Сочетая электронные биты, яркую поп-музыку и душевные шансоны (лирические песни кабаре), французские и франкоязычные артисты заняли уникальную нишу.

Современный ландшафт французской и франкоязычной музыки

Современная французская и франкоязычная музыкальная сцена охватывает весь мир, включая как инди-артистов, так и суперзвезд мейнстрима.

Музыкальная смесь Канады, от народных традиций до инди-вибраций

Всего в 500 милях от Нью-Йорка музыкальная сцена Квебека всегда предлагала классические франкоязычные фолк-хиты от живых легенд, таких как Bottine Souriante и Le Vent du Nord. В настоящее время он также подает серьезную инди-свежесть, по словам Морина Оксемери (Maurin Auxéméry), директора по бронированию Spectra Festivals (создателей культового Международного джазового фестиваля в Монреале и франкоязычного фестиваля Francos de Montreal).

Auxéméry говорит, что среди популярных исполнителей - монреальская инди-группа Corridor и Юбер Ленуар, сольный исполнитель родом из Квебека. Статистика согласуется: за последний год Corridor пережил значительный всплеск популярности Spotify, а ежемесячная аудитория составила около 68 000 человек. Всплеск, по-видимому, связан с увеличением присутствия группы в плейлистах, которое выросло с чуть более 3000 до почти 4200 включений — заметное увеличение примерно на 40%.

Аналогичным образом, присутствие Юбера Ленуара на Spotify за последние шесть лет пережило заметный рост, отчасти благодаря популярности артиста в плейлистах. С января 2018 года по январь 2024 года количество плейлистов Ленуара достигло почти 9 000, а его общий охват часто колебался в районе или превышал 1 миллион слушателей.

-2

Говоря о Канаде, невозможно не заметить характерный напев Лизы Леблан, певицы, автора песен и банджоистки из Нью-Брансуика, наиболее известной своим стилем, который она и поклонники любовно окрестили «трэш-фолком». В ее выступлениях смешались жанры фолк, рок и диско. Она поет как на английском, так и на французском языках, стилизованном под ее родной диалект патуа, известный как chiac. Auxéméry описывает LeBlanc как «музыкальное сокровище». Она представлена в более чем 3 000 плейлистов Spotify,представляющих жанры от шансона до кантри. Она привлекает поклонников и слушателей, как сумасшедшая, превращая разовых подписчиков в ежемесячных слушателей со скоростью 55,9%. Не говоря уже о том, что ее канал на YouTube имеет более 17 миллионов просмотров в месяц.

-3

Электронная танцевальная музыка заходит в чат

Электронный хаус и танцевальная музыка могут быть описаны как современная заявка Франции на славу, особенно на уровне мировой музыкальной сцены. Жанр ответственен за создание некоторых крупных французских звезд, таких как диджей Дэвид Гетта и бывший электронный дуэт Daft Punk. Оба классифицируются как «суперзвезды» по версии Chartmetric, с совокупной аудиторией в несколько миллионов.

«Электронная музыка довольно популярна в США, а французские диджеи имеют другое звучание, которое действительно завоевывает популярность», — сказал Амар.

Из 69 миллионов зрителей Guetta самая большая аудитория находится на YouTube, за ней следует Spotify. Его аудитория разносторонняя: Париж является ведущим городом после Лондона и Сан-Паулу.

Для сравнения, по-прежнему лояльная аудитория Daft Punk составляет чуть более 18 миллионов человек, а Spotify является ведущей платформой. В отличие от Гетты, который наиболее популярен на родине, самая большая концентрация ежемесячных слушателей Daft Punk находится в Мехико. (Париж занимает второе место с 357 000 слушателей в месяц.)

-4
-5

Сразу за этими двумя электронными иконами находится тропический дуэт Polo & Pan. Группа состоит из музыкантов Поля Арман-Делиля по прозвищу «Полокорп» или «Поло» и Александра Гриншпана, также известного как «Питер Пэн» или «Пан».

С совокупной аудиторией в 1,2 миллиона человек, эти музыканты попали в мейнстрим и завоевали популярность в городах Франции, Европы и Северной Америки. Их треки можно найти в более чем 48 000 плейлистов. Сингл «Ani Kuni» возглавляет их чарты потокового вещания с 44 миллионами прослушиваний на Spotify и 28 миллионами просмотров на YouTube.

Французский язык встречается с мировыми влияниями

Как отметил Амар, музыкальное сообщество Франции не ограничивается Европой. Она указывает на таких артистов, как тунисско-американская певица и автор песен Эмель Матлути (более известная как Эмель), которая смешивает традиционные инструменты и ритмы с современными влияниями, и которую NPR однажды назвала «катализатором перемен 21-го века».

«Она поет на арабском языке, но это рок-звучание, и это очень интересно», — сказал Амар.

Ежемесячная аудитория Эмеля на Spotify демонстрирует устойчивый рост примерно на 1550% в течение последних шести лет. Ее всплеск слушателей совпадает с частотой включения ее плейлистов, которая постоянно растет с той же скоростью. Как и у других артистов в этом списке, успех Эмеля подчеркивает, как продуманные стратегии плейлиста могут со временем увеличить присутствие артиста, привлекая внимание как кураторов, так и слушателей.

-6

Между тем, в Западной Африке бенино-французская певица и автор песен Анжелик Киджо также пробивается в мейнстрим. Музыкант, получивший премию «Грэмми», выступил на 1000-м концерте NPR Tiny Desk Concert и пел с такими музыкантами, как Алиша Киз, Филип Гласс и Питер Гэбриел. Киджо на сцене с начала 1990-х годов и до сих пор занимает 14-е место в рейтинге Chartmetric.

-7

Coachella: Ежегодная волна французских талантов в туре

И, конечно же, Coachella каждый год обновляет ситуацию на фронте франкоязычных талантов. Как описано в этом сабреддите Coachella: «Если и есть что-то, с чем Coachella была последовательна все эти годы, так это приглашение французских артистов, которые каждый год поражают людей».

Начиная с культового выступления Daft Punk в 2006 году, затем незабываемого Жана-Мишеля Жаррав 2018 году, до «судьбоносного» сета Кристин и The Queen в 2019 году или L'Impératrice, превратившего шоу в полномасштабную танцевальную вечеринку в 2022 году, Coachella, кажется, никогда не забывает Францию там, в пустыне.

Линейка Coachella 2024 года также была наполнена танцевальными франкоязычными звуками. На фестивале вернулись L'Impératrice, а также зажгли на сцене франко-алжирский продюсер DJ Snake (чье ежемесячное количество слушателей на Spotify только что выросло на колоссальные 391 000), бельгийский франкоязычный диджей Шарлотта де Витте (которая только что набрала 1000 новых подписчиков в Instagram), Gesaffelstein и Folamour.

Кроме того, палестинско-франко-алжирско-сербский рэпер Марван Абдельхамид (более известный как Saint Levant) посвятил свое выступление на Coachella палестинцам в Газе. Абдельхамид родился в Иерусалиме, сейчас живет в Лос-Анджелесе и имеет всемирную аудиторию и 1 миллион подписчиков в Instagram.

«Дело не только в языке, — говорит Амар. «Разный способ написания и разные мелодии — это то, что привлекает американских слушателей к французской музыке».

Без сомнения, это специфическое сочетание уникальной чувствительности, межкультурного общения и свежего подхода к написанию песен привлекает феноменальную толпу.