Я родилась в деревне и детство моё прошло там. Было это так давно, почти сразу после войны, когда мой отец вернулся с фронта и женился на моей маме. Уже даже и сосчитать прошедшие годы с моего рождения трудно, но свою деревню помню я хорошо.
Я не уверена и не знаю, смогла бы я получить столько от города, сколько получила от своей деревни. Спасибо ей!
И до сих пор я помню каждый уголок, каждый деревенский дом и даже многих жителей. Не забылись их имена, вернее, прозвища, которыми каждый был обильно наделён. Память сохранила всё, хотя я с семьёй деревню покинула ещё в детские годы.
Долгие годы в родной деревне я не была, а когда поехала туда, не хотелось воспринимать её, как свою деревню, где родилась, где жила и где всё знала. Грустно, но реальность такова, что обратно ничего прошлого не вернуть.
Это была уже совсем другая деревня. Серая, убогая действительность. Поросшие прошлогодней травой дворы, разросшийся бурьян почти у каждого дома, покосившиеся заборы. И грязь, и пыть…
Грязь на улицах и пыль были, конечно, и в моё время. Единственная центральная улица была покрыта брусчаткой, остальные просто утрамбованы и во время дождей представляли жалкое зрелище. Зато дома, вернее, хаты и дворы отличались порядком и чистотой. Весной, в канун пасхи, хаты непременно белили мелом или известью и они всё лето стояли белые и имели свежий вид.
Нет сейчас этого. Дома, всё больше, обложены кирпичом, но это не сделало их более привлекательными.
" Всё течёт - всё меняется" и становится грустно, когда изменения не в лучшую сторону. .
Деревня уже не та.
В моё время жители нашей деревни не могли и представить свою жизнь без домашнего скота. Не было подворья, где бы не держали корову. Только в одной нашей части деревни было большое стадо домашних коров, а в других частях коров было не меньше. Пастух пригонял их с пастбища и помню я, как чинно шествовали они домой по мосту через речку. Сейчас на всю деревню коров не более десяти голов. На подворьях не видно и птицы, Гусей и уток нет совсем, а кое где пока ещё кудахчут куры.
С пониманием можно относиться к нежеланию деревенских жителей держать скот и домашнюю живность Понятно, что такое хозяйство это огромный труд. Огороды ещё сажают, но далеко не все жители. Можно увидеть совершенно пустые, поросшие бурьяном участки. Выращивают пока ещё картофель, а такие культуры, как капуста и редис встречаются крайне редко.
Колхоз сменили фермерские хозяйства, а они занимаются лишь тем, что приносит прибыль. Бывшие коровники стоят с разбитыми окнами, а в некоторых местах они и вовсе в руинах, как после бомбёжки.
Не только деревня не та, но и деревенские жители уже не те. Не смотря на запущенные участки и невзрачные дома, на каждом из них красуется спутниковая антенна. В каждом доме интернет и огромный телевизор на половину стены.
Все деревенские жители не ходят пешком, они ездят на машинах, причём, в основном, на иномарках. В каждом доме газовое отопление.
А магазинов сколько! И даже супермаркет есть. И из этого супермаркета жители тележки с продуктами вывозят, в том числе и с овощами и фруктами.
В центре деревни, рядом с клубом и библиотекой был парк. Он есть и сейчас, но в нём исчезли вековые деревья, видимо, они отжили своё время, а им на смену высадили хилые модные деревца, которым не по душе пришёлся местный климат. Деревца зачахли и парк представляет сейчас убогое жалкое зрелище, где под палящим солнцем расположились клумбы с хилыми цветочками.
Другое время.
Другие люди.
Как будто у жителей всё хорошо. И телевизоры и антенны, и машины, и магазины полные товаров. Но... Всё не то.
Вот такое двоякое впечатление от деревни, да и не деревня это уже. А что? Как назвать можно это поселение? Убогий недопосёлок? Может, так?