Найти тему
Азат Ярмуллин

БАШКИРСКИЙ САБАНТУЙ В УФЕ

БАШКИРСКИЙ САБАНТУЙ В УФЕ

Старинный башкирский народный праздник сабантуй уходит своими корнями в глубокую древность. Башкиры в старину праздновали Сабантуй перед началом весенних полевых работ. "У башкирцев, джин (йыйын) бывающий весною, перед начатием распашки полей, называется сабантой или сабанный", - отмечает "Энциклопедическом лексикон", изданный в 1839 году в Санкт-Петербурге . Более ранние сведения о башкирском народном празднике относится ко второй половине XVIII века. Немецкий этнограф Георги в ходе Академических экспедиций 1768-1774 гг. посетил Южный Урал, где изучал быт башкир и увидел "пахотный их праздник (сабантуй)".

Статья "Джин (Йыйын)" в "Энциклопедическом лексиконе", СПб., 1839 г.
Статья "Джин (Йыйын)" в "Энциклопедическом лексиконе", СПб., 1839 г.

С образованием Башкирской Советской Республики сабантуй получил статус республиканского праздника и наполнился новым смыслом. Главный сабантуй республики ежегодно проводился в начале июня месяца в Уфе на стадионе “Динамо”. В газете “Красная Башкирия” от 4 июня 1934 г. красочно описывается башкирский народный праздник. “В программе сабантуя солнце занимало особое место. С утра было безоблачно, неудержимо извивался зной, и стадион “Динамо”, собравший огромные толпы зрителей, казался резервуаром, полным солнечной энергии. На самом почетном месте сидели участники съезда, знатные люди колхозных полей.

Солнце сопровождало парад. Похоже, оно отбивало шаг проходящих колонн, в свете его отливались костюмы маршируемых физкультурников”, – писал журналист газеты.

Сабантуй на стадионе "Динамо" в Уфе. 1927 год. Фотография из журнала "Сәсән".
Сабантуй на стадионе "Динамо" в Уфе. 1927 год. Фотография из журнала "Сәсән".

Главный башкирский праздник республики состоял из насыщенной программы показательных выступлений, спортивных и народных состязаний: “Военная часть знакомит зрителей с искусством скачков через барьеры, рубки лоз, джигитовки. Стремительные скачки коней, легко преодолевающих препятствия, вызывают одобрительный гул рукоплесканий и голосов", - отмечала газета "Красная Башкирия".

Военная часть сабантуя на стадионе "Динамо". Фотография из газеты "Красная Башкирия", 1934 г.
Военная часть сабантуя на стадионе "Динамо". Фотография из газеты "Красная Башкирия", 1934 г.

"Начались традиционные сабантуевские соревнования. Бег на 100 метров. В состязании участвуют колхозники. Они не подготовили специальных костюмов, но не беда: это не мешает им оспаривать первенство, брать призы. Громким смехом сопровождается бег в мешках. Нет, не бег – скорее прыжки. Люди прыгают, падают, поднимаются и снова, стремительно напружинившись, устремляются к финишу. На стадионе устанавливают горшки. Колхозники готовятся к новому виду состязания. А пока идет бег с яйцом в ложке. Надо первым придти к финишу и удержать яйцо.

Программа сабантуя не доведена до конца. Главное предстояло впереди. Нетронутыми остались призы: гармонь, самовар, сапоги, масса других ценных предметов. Помешал дождь. Незаметно над стадионом собралась туча. Капли ударили крупные и прохладные.

– Перерыв на обед, – донес откуда-то с вышки.

После перерыва сабантуй продолжить не удалось. Гроза не уложилась в регламент”, - сетует журналист республиканской газеты.

Судя по публикациям в периодической печати главный весенний башкирский праздник республики - Сабантуй в Уфе на стадионе "Динамо" проводили в период со второй половины 20-х годов и до конца 30-х годов прошлого века.

АЗАТ ЯРМУЛЛИН