Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья - несчастлива по своему" (Л. Н. Толстой, "Анна Каренина").
В своей ключевой книге "Византизм и славянство" Константин Леонтьев поставил массу интересных и актуальных вопросов. Среди которых, например вопросы семьи, семейственности, родовитости разных народов мира сравнительно с русским народом. И пришёл к весьма неутешительным выводам. Они, конечно, во многом гипотетические и умозрительные, вне точной статистики и аналитики даже 19 века, не говоря про 20-21 или всей истории России и мира. А все-таки достаточно аргументированно прозвучали.
Речь идёт о том, что русские даже на фоне европейских народов, народ служилый, народ общинный, религиозно-соборный, но не родовитый, не аристократичный, и не семейственный. Леонтьев приводит много параллелей из истории родов английских, немецких, французских, а также других славянских народов, а также турок, греков (у которых, вместе с югославянами, он жил, работал консулом!). Он анализирует не только быт и историю, но и литературу, религию, этику многих этих народов и приходит к неутешительным выводам. Среди христианских народов русские не обнаруживают особенно много семейно-родовых добродетелей. Наш идеал любви ближе к романо-католическому, французскому, итальянскому. Романтическому, чувственному, чем семейно-домовитому, многодетному, религиозно-патриархальному, рациональному. Наша этика семьи не содержит ни таких глубоких идей морального долга, как немецкая, ни таких традиций семейной собственности, кланов, фамилий, как английская (достаточно посмотреть на образцы английских семей у Бронте, Диккенса, или Теккерея; у нас даже у главного патриархала - Толстого - все это выражено гораздо слабее!). Сильнее нашей семейственности и многие исламские страны: турки, арабы, итд..Если не брать многоженство в исламе, то и их идеал родственной связи, преданность тоже выше нашего. У нас, по мнению Константина Леонтьева, даже верующие люди часто сектанты, общинники, социалисты, а не патриархалы. Да, есть какая-то прослойка славянофилов, византофилов, итд, сторонников крепкой и многодетной православной семьи. Но это люди правильной веры, ценностей, культуры, и так далее, согласно Леонтьеву. Часть дворян, часть священства и купечества... Но не особа многочисленные, даже внутри этих сословий. А вот крестьяне, мещане, разночинцы, интеллигенция, вовсе, якобы, не семейны, а общинны или очень индивидуалистичны (если к брать не только форму их общежития, а психологию!). Ну, или мало примеров этого. Даже у других славянских народов многих дети, род, семья, клан, могут быть выше общины, и многое значить. Хотя далеко не у всех. Славяне и, в частности, русские - одни из наименее родовитых и семейственных народов европейского древа, считает Леонтьев.
Сегодня можно спорить с некоторыми или даже со многими предположениями, гипотезами и выводами Леонтьева, видя во что превратилась эта, якобы, семейственно-патриархальная Европа. Да и сам Леонтьев отмечал при том, что Европа 19 века гораздо либеральнее, эгалитарнее, уравнительнее России. При том что её идеалы и многие традиции буржуазно-капиталистической и аристократической семьи могут быть и повыше наших... Однако, быстрый наш переход к общинно-классовому социализму, наша склонность к анархизму, действительно, свидетельствовали, что мы быстрее европейцев расставались с патриархально-родовыми и религиозно-нравственными традициям традиционного общества. И уж точно в своих пиках достигли большего отрицания личности и семьи, чем даже либеральные европейцы. Для нас коллектив все, а личность, род, ничто. И сама наша семья, ячейка общества всегда мыслилась в советское время, как часть коллектива, а не твоя собственность и твоя жизнь.
Конечно, в некотором смысле, в развитом социализме произошёл консервативный переворот от декаданса и сладострастия в семейно-родовой сфере к этике труда и морального долга. Но все равно, стоило только отступить от официоза, как наши "святые семьи" оказывались лишь прикрытием разврата и лишь моментом необходимым для деторождения, а не для развития семьи и общества. Это проявилось уже во время московской Олимпиады, когда наши лучшие барышни разве только голыми по улице не ходили перед иностранцами... А особенно в 90-е, когда все ограничения вновь сняли.
Рассуждая о том, что крепкому прудониническо-социалистическому и вместе с тем монашески-сдержанному типу семьи-скинии, мы предпочитаем сладкие фурьеристские развратные связи и тайные многоженства, "свальный грех", итд, Леонтьев приводит такой пример:
"Еще пример: раз я прочел в какой-то газете, что одна молодая англичанка или американка объявила следующее: «Если женщинам дадут равные права и у меня будет власть, я велю тотчас же закрыть все игорные и кофейные дома – одним словом, все заведения, которые отвлекают мужчин от дома». Русская дама и девица, напротив того, прежде всего подумала бы, как самой пойти туда, в случае приобретения всех равных с мужчинами прав. "
Казалось бы комичный сомнительный эпизод и анекдот. Однако показывающий насколько наши женщины, даже 19 века, могут быть феминистичны, отчасти эгоистичны, и коллективистичны перед своими подругами, в рамках женского коллектива, женской солидарности. Даже на фоне европейского феминизма! Анны Каренины во плоти, а не Татьяны Ларины даже... Да, возможно не все и не всегда. Но и сейчас мы знаем, что отойдя от советского типа женщины-труженицы, женщины-кормилицы, почти все наши боевые подруги устремились в салоны красоты, в фитнес-центры, психологические и бизнес-консультации, о том как их используют в семье, сексе и в патриархальном обществе. Личностный рост, карьера, женские права, "пожить для себя" вот фетиши наших нынешних женщин. Особенно в крупных городах. Тут уже медицина бессильна (а К. Леонтьев был доктором, практикующим хирургом, как известно. При том военным хирургом в Крымскую войну!).
Да, на фоне сексуальной революции на Западе, может казаться, что наши дамы ещё хоть мужчин хотят иногда, как-то детей "для себя" рожают, как-то предков уважают. За мужей и родню на СВО переживают. Но это все чаще всего условности, веяния момента. Глобально наша женщина не особенно по настроению отличается от западной или азиатской сейчас. Как и мужчинам отнюдь не сильно нужны жены, дети, алименты, воспитание.
Вызвано ли это "отруливанием от паттернализма", как говорил наш светоч всенародный Владимир Владимирович, или нет?! Вопрос неоднозначный. Повышением образования и благосостояния? Наверное, да! Но и нет, не только... Ибо не так мы и богаты, на фоне Европы. Все-таки это и общая метафизическая константа русского человека - странника, монаха или монахини. Дерева, оторванного от корней своих предков и современных родственников, а также жены и детей. Ведь мы исторически всегда и не знали глубины своих корней, родов, фамилий... У нас не было ни высокой идеи нравственного служения семье и на-роду, ни уважения к труду и частной собственности! Нас больше всегда интересовали дары Царства Небесного, загробной души. Или, как компенсация, попытка устроить коллективный, социальный рай здесь, на Земле. В отличии от либерального даже и Запада, который и сейчас знает свои корни на тысячелетия, порой... Хотя и спит с кем попало. Да и семьи создаёт, пусть и странного характера.
(Вот здесь я уже писал, что отойдя от платонического, духовно-возвышенного понимания любви, семьи, мы пришли сначала к излишнему, порой, коллективизму, а потом, как отрицание, к либерально-христианскому индивидуализму, чем и утратили возможность демографического потенциала!).
Безусловно, это исходило сверху изначально: сама власть давила всяческую инициативу сословий, семей, родов, личностей. И не только крестьянских, но и аристократических, духовных, интеллигентских, купеческих. У нас всё, любое сословие, класс, род, община человек, всегда превращалось в службу, в пожизненный долг перед абстрактным государством, обществом, где человек и его личное - ничто! А семья и любовь, дети без личности не бывает. Ни в плане индивидуальном, ни в плане государственном. Если нет её любви и уважения к людям сверху, то никаким долгом, никаким кнутом её не выработаешь...изнутри самого себя!
Но и сами мы это отрицание семейственности в себе культировали веками!)
Оттого мы и пришли к тому, что Россия вымирает и воюет. Вымирает и воюет, и все во имя абстрактного долга и государства... Как это уже было тысячу лет! И вот, кажется, уже почти навоевалась и вымерла... Это итог всей нашей истории. Закономерный итог! К сожалению.
Может быть не во всем и не всегда был прав Леонтьев, чрезмерно преувеличивая роль религии, сообразно своему времени (особенно в дальнейшей исторической перспективе!). Но многие его пророчества гениально сбылись и продолжают сбываться. (Хотя бы о закате эгалитарной Европы. Сказано за 50 лет до Ницше и Шпенглера, когда и признака кризиса не было!). Так и с историей семьи. Это был человек удивительного духовного дара. И потрясающей жизненной интуиции. Однако, незамеченный почти ни в левом, ни в правом лагере русской культуры. Это тоже наша традиция, отрицать гениев и возвеличивать посредственностей! Вроде Ивана Ильина. Ну, потому и живём так).