Все мы очень хорошо помним времена пандемии, когда нам было доступно только онлайн образование через интернет-технологии и облачные приложения. Человечество после пандемии сделало следующие выводы, касающиеся рабочих и учебных процессов. Важны:
1. Гибкость рабочего места: пандемия ускорила переход к удаленной работе, показав, что многие задачи могут быть выполнены вне традиционного офиса.
2. Цифровизация образования: образовательные учреждения по всему миру адаптировались к онлайн-формату, что позволило продолжить обучение в условиях карантина.
Сейчас повсеместно требуется снабжение учебных программ онлайн-курсами. Для их создания используются различные платформы, которые предоставляют инструменты для создания видеоуроков, тестов, форумов для обсуждений и других ресурсов, которые делают онлайн обучение интерактивным и эффективным. Выбор платформы зависит от конкретных потребностей и ресурсов образовательного учреждения. Вот несколько самых распространённых: Moodle (самая распространённая в вузах), Google Classroom, Canvas (облачная платформа, которая предоставляет широкие возможности для создания образовательного контента, взаимодействия с учащимися и оценки их работы), Blackboard (удобна при организации виртуальных классов).
Многие школьные учителя до сих пор высылают задания сразу на одну-две недели учащимся через мессенджеры. С 2023 года школы массово переводят на платформу «Сферум». По задумке Минпросвещения, через платформу должно идти дистанционное общение учителей с родителями и учениками по вопросам учебы. В некоторых регионах учителям даже запретили пользоваться другими мессенджерами. Родители, учителя и ученики/студенты уже привыкли получать отметки в электронных дневниках на платформах. На мой взгляд, во всём этом есть как плюсы, так и минусы для образовательного процесса.
Как человек, работающий и в офлайн, и в онлайн образовании, захотела озвучить свои наблюдения. Тем более, что из плюсов сразу же появляются и минусы цифровизации. Буду поэтому их писать рядом.
- Несомненные плюсы - гибкость и доступность: онлайн-курсы позволяют учащимся и студентам учиться в удобное для них время и в любом месте, что особенно важно для тех, кто: болеет, совмещает учёбу с работой или у кого возникают другие личные и семейные обстоятельства. Очень удобно пройти пропущенный материал. Несомненный минус: банальная человеческая лень и привычка "откладывать дела на потом". Не все учащиеся и студенты могут самоорганизоваться и проходить онлайн-курс в одном режиме со своими одноклассниками и одногруппниками. К концу четверти или семестра у таких ребят накапливаются "хвосты" и "хвостики".
- Несомненный плюс - экономия: онлайн образование часто обходится дешевле, так как экономятся средства на проезд, проживание и учебные материалы. Но отсюда вытекает и несомненный минус - это работает только тогда, когда курс простроен методически правильно и снабжён ссылками на все учебные материалы, которые также должны быть в цифровом доступе. Минусами являются также резкий рост стоимости курсов и онлайн образования и то, что образование может осуществляться не только по стандартному Договору о предоставлении образовательных услуг, но и по договору оферты.
- Индивидуальный темп: учащиеся могут изучать материал в своём темпе, пересматривать сложные разделы и пропускать известные им темы. Здесь я минусов не вижу.
- Непрерывность образовательного процесса. Большинство онлайн школ и курсов работают в длинные летние каникулы, что позволяет избежать так называемой "летней амнезии".
НО. Теперь приведу минусы, которые без плюсов:
- Отсутствие личного контакта: недостаток прямого общения с преподавателями и одноклассниками/однокурсниками может снижать мотивацию и ограничивать возможности для сетевинга (установление и обмен контактами, участие в дискуссиях, мозговых штурмах), а значит и ограничивать возможности социализации. Ну не могут пока цифровые и облачные методы заменить офлайн формат в полном объёме. Будем смотреть, как они будут развиваться дальше.
- Самодисциплина: онлайн обучение требует высокого уровня самодисциплины и самоорганизованности, так как легко отвлечься и отложить учёбу. Об этом я писала уже в первом пункте с плюсами.
- Технические проблемы: не у всех учащихся до сих пор есть доступ к надёжному интернету и необходимому оборудованию, что может стать препятствием для онлайн обучения. Тем более, что сейчас ещё и операционные системы и ПО в "подвешенном" состоянии. Основной ОС в образовании остаётся Windows, в то время как самой распространённой российской ОС с наибольшим числом крупных заказчиков уже стала Astra Linux. Очень часто из-за различия ОС возникают другие технические проблемы. Что будет при переводе образовательной системы на новую ОС даже представить страшно, откровенно говоря.)
- Восприятие работодателями: некоторые работодатели по-прежнему предпочитают традиционное образование и могут сомневаться в качестве онлайн программ. Если выпускники школ сдают ЕГЭ и по его результатам выбирают дальнейшее образование, то дипломированным специалистам приходится выдерживать очень острую конкуренцию на рынке труда. Работодатель может сомневаться в онлайн-образовании по нескольким причинам, начиная с вопросов аккредитации и заканчивая вопросами мотивации и самодисциплины.
Написала эту статью сейчас, потому что выпускники определяются с выбором вузов и форматов обучения, родители будущих первоклассников начинают обдумывать, а не пойти ли им в онлайн-школы вместо традиционных. На мой взгляд, нужно использовать все доступные возможности и выбирать для себя лучший формат образования - тот, который соответствует личным и профессиональным потребностям и помогает достичь поставленных целей. Важно тщательно изучить все доступные варианты и выбрать тот, который наилучшим образом соответствует сложившимся обстоятельствам.
И по обычаю картинка от нейросети. Так нейросеть видит онлайн обучение. Много-много мониторов на одного человека.)
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Всего вам доброго и безопасного.