В прошлой статье я писал про экзистенциальный вакуум и про то как его проявления влияют на нашу жизнь. А теперь, представьте, что вы получили карту и компас, которые помогут вам выйти из этого состояния и найти свое истинное направление в жизни.
Сегодня мы поговорим о том, как осознание своих ценностей станет вашим внутренним навигатором, который выведет вас к счастливой и осмысленной деятельности и позволит вернуться к состоянию внутренней гармонии с самим собой.
В этой статье мы разберемся с тем, что из себя представляет такая структура личности как “ценности”. Мы узнаем как ценности связаны с убеждениями и нашим поведением, а также с такими явлениями как тревога и прокрастинация.
В конце я дам сильное упражнение, которое позволит инвентаризировать свои ценности и выявить ядро самых главных приоритетов вашей жизни.
Скачать шаблон для выполнения упражнения можно здесь
Что за зверь?
Ценности — это фундаментальные принципы и идеалы поведения, которые важны для конкретного человека. Это как путеводные личностные маяки, которые подсвечивают дорогу и указывают на правильные (с точки зрения конкретного человека) решения. Они определяют, что человек считает и будет считать важным и значимым в своей жизни.
Например, если человек по настоящему ценит честность, это будет означать, что он будет старается быть честным в любой ситуации, даже если это очень трудно, вынуждает от чего-то отказываться или вовсе усложняет жизнь.
Влияние ценностей на жизнь человека можно сравнить с физическими законами природы. Физический закон придумать невозможно, его можно только открыть. Но при этом, даже если мы его не открыли и не сформулировали - он все равно работает и задает правило работы мироздания. По той же аналогии работают и ценности в человеческой жизни. Мы всегда сверяемся со своими ценностями, осознавая это или нет. А они, в свою очередь, определяют то, какие идеи рождаются у нас в мыслях и как на их основе мы выстраиваем своё поведения. С какими людьми мы находим общий язык, а с какими не совпадаем.
Я предлагаю вам открыть эти персональные законы вашей личности и увидеть как их влияние на все ключевые события вашей жизни. Это позволит сверится с курсом и откалибровать свои действия в реальности с главными ориентирами в жизни.
Ценность - убеждения - поведение
Ценности - это фундамент нашего мировоззрения. На ценностях базируется мировоззрение, как дом опирается на фундамент.
Развивая метафору дома, где ценности являются фундаментом, можно сказать, что роль стен и крыши будут выполнять “убеждения”, а внутренняя мебель и убранства образно отражают модели поведения, автоматизмы и привычки.
Пример 1: Ценность честности и убеждение о правде
Ценность: Честность. Это значит, что человек считает честность важным принципом в своей жизни.
Убеждение: "Всегда нужно говорить правду, даже если это сложно." Это конкретное убеждение, которое основывается на ценности честности.
Пример 2: Ценность здоровья и убеждение о питании
Ценность: Здоровье. Человек придает большое значение своему физическому благополучию.
Убеждение: "Здоровое питание и регулярные упражнения важны для поддержания хорошего здоровья." Это убеждение, которое проистекает из ценности здоровья.
Такое сравнение отражает не только иерархическую связь между категориями “ценности” “убеждения” и “модели поведения”, но также указывает на их устойчивость и стабильность. Привычки и автоматизмы менять относительно легко, как и переставить мебель в доме. Переместить стены и переделать крышу намного сложнее, но все же можно. А вот ценности изменениям практически не поддаются. Снести дом вместе с фундаментом - это фактически построить другой дом.
В нашей программе “Цельный человек” мы начинаем работу над мировоззрением именно с инвентаризации ценностей, поскольку проявление этого слоя нашей личности затрагивает все остальные. Начиная работу с этого уровня - все приходит в движение и появляется возможность для трансформации в цельное мировоззрение. Когда человек начинает понимать свою базу, все остальное постепенно выстраивается по полочкам.
Именно поэтому нет смысла внедрять положительные привычки или работать с отдельно взятыми убеждениями без оглядки на свои ценности. Поскольку если там есть противоречия, то кроме истощенного волевого ресурса и самоистязания человек не добьется желаемое результата. Важно идти последовательно, от причины к следствию, а не наоборот.
3 функции
- Направляют поведение: Ценности подсказывают нам как действовать в той или иной ситуации.
- Устанавливают приоритеты: Они помогают нам интуитивно расставлять приоритеты и решать, что для нас важно, а чем мы готовы жертвовать.
- Указывают на возможности: Они подсвечивают нам возможности, реализация которых, позволяет реализовать то, что для нас является важным.
Ценности человека - это самые стабильные структуры, которые меняются очень редко. А если и меняются, то исключительно под влиянием переломов судьбы. Именно поэтому на этом стабильном материале необходимо выстраивать мировоззрение. А далее, сверяясь с ценностным ядром делать сверку, когда принимаем решение зайти в проект, команду, запустить проект и т.д. Это самый верный быстрый способ определить мое/не мое.
Прокрастинация - это сигнал
Прокрастинация появляется там, где мы начинаем идти в разрез со своими ценностями. Если ценности тянут в одну сторону, а ты, за счет навязанных убеждений, удобного воспитания, ложных убеждений идешь в другую сторону, то возникает разотождествление. Если тебе нужно идти на Север, а ты идешь на Юг, то прокрастинация это сигнал твоей интуиции о том, что идешь не туда.
Это можно сравнить со звуковым сигналом на вашем навигаторе, который начинает сигнализировать о том, что вы отклонились от маршрута. При появлении такого сигнала, вам нужно остановиться, откалибровать маршрут и только после этого продолжить движение. Чем больше это расхождение со своим ценностным ядром, тем сильнее будет чувство прокрастинации и соответственно сильнее сигнал.
Как рождаются ценности
1. Семья и воспитание
Семья играет ключевую роль в формировании начальных ценностей человека. Например, если в семье ценится честность, ребёнок скорее всего усвоит эту ценность как одну из базовых и выстроит вокруг неё уже собственную систему убеждений. А может быть и другая ситуация, когда с родителями отношения не заладились и ребенок старался делать все наперекор. Так, например, если ребенка перегружали ответственностью и чувством долга, то вполне могла укрепиться такая ценность как свобода.
2. Образование
Учителя и учебная среда предоставляют информацию и знания, которые расширяют кругозор человека. Например, в школе могут подчеркнуть важность работы в команде и уважения к другим культурам. И если в процессе образования делается акцент на ценности, которые не вступают в противоречие с ранее сформированными семейными, то они также принимаются как базовые и дополняют ядро.
3. Социальная среда и культура
Культура и общество определяют нормы и ожидания, которые воздействуют на формирование ценностей. Например, в разных культурах по-разному оцениваются индивидуализм и коллективизм. В процессе созревания нашей личности мы впитываем в себя культурные ценности. Те что приживаются с ядром - остаются и дополняют, те что нет - остаются фоновыми.
4. Личный опыт
Например, человек, переживший трудные времена, может больше ценить стойкость и выносливость. Поскольку эти качества были выработаны в процессе выживания и именно они дали возможность пройти трудные участки жизни.
Выводы
1. Когда человек не осознает свои ценности, то решения могут приниматься не в пользу своих ценностей и возможностей для их реализации, а в пользу чужих интересов, мимолетных увлечений и ложных убеждений.
2. Когда мы отходим от своих ценностей, наш организм включают защитную функцию, которую мы ощущаем как прокрастинация. Если человек продолжает бороться с прокрастинацией и расходовать волевой ресурс, то возникает тревога. Если человек и эти сигналы игнорирует, то тревога формирует хронический стресс, а он в свою очередь приводит к депрессии.
3. Крайне важно выявить и осмыслить своё ценностное ядро, чтобы каждое ключевое решение в вашей жизни исходило самой сути вашей личности.