Найти тему
Мир глазами историка

Интересные книги: "60-е. Мир советского человека"

Обложка книги Пётра Вайля и Александра Гениса "60-е. Мир советского человека"
Обложка книги Пётра Вайля и Александра Гениса "60-е. Мир советского человека"

Эта книга — своеобразное исследование феномена так называемых шестидесятников. Ссылку на эту книгу можно встретить в библиографических описаниях многих кандидатских и даже докторских диссертаций на исторические темы, хотя она никак не относится к научным монографиям. Это скорее очень добротная публицистика, авторы которой Пётр Вайль и Александр Генис благодаря своему журналистскому опыту внесли в неё изрядную долю остроумия и динамики. Вообще, даже из русской классики XIX века легче читаются произведения тех авторов, что имели опыт газетно-журнальной публицистики: Лев Толстой, Фёдор Достоевский и другие.

Александр Генис и Пётр Вайль на презентации книги "Русская кухня в изгнании" в 2007 году. Фото с сайта издания "Взгляд"
Александр Генис и Пётр Вайль на презентации книги "Русская кухня в изгнании" в 2007 году. Фото с сайта издания "Взгляд"

Итак, вниманию читателей канала представлена довольно интересная, хотя и не бесспорная, книга "60-е. Мир советского человека", которую по нынешнему можно обозначить таким англообразным термином как нон-фикшн. То есть, без вымышленных героев и сочинённого сюжета. Авторы бесспорно изучали достаточно большой массив материала об эпохе 1960-х в СССР из открытых источников. Но на содержание книги оказали безусловное влияние и личные впечатления авторов, вошедших в 1960-е уже во вполне взрослом сознательном возрасте. Всё-таки стоит кое-что рассказать и об авторах книги, без хотя бы поверхностного ознакомления с их биографией, наверное, сложно правильно понять и ход их авторской мысли. Пётр Львович Вайль родился в 1949 году в г. Риге.

... отец мой — московский еврей, мать — из русских молокан, живших в Туркмении.
(из интервью интернет-изданию "Вестник Online" в апреле 2001 года)

Журналист, закончил Московский полиграфический институт, с 1977 года в эмиграции в США, потом в Чехии, сотрудничал с газетой "Новое русское слово" (Нью-Йорк), с 1988 года работал в русской службе "Радио "Свобода"; умер в 2009 году. Александр Александрович Генис родился в феврале 1953 года в г. Рязани, журналист, окончил филфак Латвийского университета. С 1977 года в эмиграции в США, с 1983 года работает в русской службе "Радио "Свобода". Его сын Дэниэл Генис, американский литератор и журналист отсидел в американской же тюрьме 10 лет за серию ограблений. Вместе Вайль П. и Генис А. написали и издали ещё 5 книг: "Современная русская проза", "Потерянный рай", "Американа", "Русская кухня в изгнании", "Родная речь". В общем, вполне себе такие западники весьма левых взглядов, упоминание вкратце их биографий наверняка встретит всплеск неуправляемых эмоций у некоторой части публики. Но разумные люди понимают, что познания истины пользоваться необходимо разными источниками, а не только теми, где собраны столь любимые заблуждения.

Книга получилась весьма и весьма интересная, потому что довольно профессионально и со знанием дела в ней сделана небезуспешная попытка понять и донести читателю дух эпохи советских 1960-х во всей динамике изменений и во всей палитре направлений общественной мысли и жизни. Первое издание вышло в свет в самый разгар Перестройки в 1988 году.

Когда в 1984-м мы начали работать над этой книгой, 60-е годы казались замкнутым, завершенным историческим этапом. Советская жизнь тогда застыла в неподвижности, по сравнению с которой бурная реальность оттепельных лет предстала соблазнительной для исследователя.
Перестройка смешала все карты, но она же по-новому высветила предмет наших занятий. Горбачевские реформы оказались тесно связанными с проблематикой 60-х. Более того, в 60-х мы до сих пор находим источники почти всех
перестроечных новаций.
 (Авторское предисловие)

Эпоху 60-х Вайль П. Л. и Генис А. А. хронологически поместили между 1961 и 1968 годами, то есть от XXII съезда КПСС и публикации для обсуждения проекта Программы КПСС до чехословацких событий 1968 года (так называемая "пражская весна"). Характеристика содержания Программы Коммунистической партии как художественного текста весьма интересна. А вот с оценкой событий в Чехословакии, вызвавших введение в республику сил Варшавского договора, согласиться нельзя в силу их чрезмерной романтизации. А между этими рубежами много и остроумно рассказано о роли поэзии и поэтов в те годы, об отношении к Кубе и моде на Хэмингуэя, о школе и научной фантастике, о религиозных исканиях и стилистических экспериментах Солженицына, о диссидентах и богеме, о месте спорта и освоении Сибири, о евреях и смеховой культуре. В общем, авторами очень качественно составлен портрет эпохи, который наверняка будет интересен тем, кому любопытна история послевоенного Советского Союза.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.