Существует мнение, что в Индии к кошкам относятся предвзято и недолюбливают их. Однако кошки упоминаются в нескольких индийских писаниях, таких как Веды и Пураны. Давайте посмотрим, что говорят самые древние тексты и другие источники о кошках.
Исторический контекст
Кошки занимают важное место в мифологиях различных культур. Мумифицированная кошка в Древнем Египте является самым ранним свидетельством одомашнивания кошек, датируемым 1600 годом до нашей эры. В Индии кошек одомашнили в период хараппской цивилизации. На стоянке Калибанган были найдены отпечатки лап кошки и собаки на кирпиче, что доказывает существование кошек в Индии.
Для обозначения кошек в индийских текстах используются различные слова: оту, чатта, бидала, марджара, акхубхук, чатурашрамин, диптакша. Например, в Ригведе упоминается слово "Марджара", описывающее скрытный и проворный характер кошек. Это слово происходит от корня "mṛj", что означает очищение, вероятно из-за привычки кошек постоянно мыться.
Пураны и кошки
В некоторых пуранических историях кошки символически связаны с определенными божествами. Например, кошка связана с богиней Шашти, которая сегодня считается защитницей детей и беременных женщин. В древние времена Шашти и её кошки олицетворяли зло.
Тантрические практики
В некоторых эзотерических традициях, таких как Тантра, кошки почитаются за связь с женской энергией и считаются символами грации и независимости. Индуистская секта Тенкалаи верит в доктрину марджара-ньяйи, где проводится аналогия с котенком, который безоговорочно подчиняется своей матери. Это символизирует преданность Богу, который помогает преодолевать препятствия.
Суеверия и кошки
В некоторых регионах Индии кошки считаются благоприятными и приносят удачу, в других – связаны с плохими предзнаменованиями. Эти убеждения отражают разнообразные культурные взгляды на кошек.
Положительное отношение
Кошка иногда упоминается как полезное и необходимое животное. В тексте Парашара Смрити говорится:
"В доме следует держать следующие вещи: дрова для разжигания жертвенного огня, черную кошку, сандал, драгоценный камень, топленое масло, семя кунжута, шкуру черной антилопы и козла."
В Агни Пуране есть стих, в котором говорится, что когда кошка перебегает дорогу справа налево, это хорошее предзнаменование:
"Хорошие предзнаменования: белые цветы, полные сосуды, мясо, отдаленные звуки, коза, корова, лошадь, слон, огонь, золото, серебро, меч, зонтик, фрукты, масло или творог, сахарный тростник, звук грома, молния, мертвое тело без плача, рев осла; переход буйволов слева направо; лошади, кошки, ослы справа налево."
Тантрахья также называет кошку полезным животным, поскольку она убивает мышей.
Нежелательное животное
В большинстве случаев кошка отнесена к нежелательным животным. Например, Сканда-пурана говорит, что содержание некоторых животных, таких как собаки и кошки, не рекомендуется, и люди, которые их содержат, попадают в ад.
Вишну Пурана осуждает приручение кошек, петухов и лошадей, считая их дикими животными. В древних индийских текстах кошка имеет острые зубы и яд, поедает плоть. Считается, что у кошек есть яд, наподобие змеиного.
Качества, приписываемые кошкам в Индии:
- Скорость: кошка может бегать с такой же скоростью, как и ветер (Матья Пурана).
- Кошачья драка: две кошки всегда дерутся друг с другом.
- Плохое поведение: у кошки плохое поведение.
- Мудрость: в некоторых историях кошка предстает как ученый, мудрый и знающий религиозные обряды (Тантрахьяйика).
- Воровство: кошка ассоциируется с воровством, поскольку ворует еду.
- Чистота: кошка причисляется к животным, которые всегда чисты (Вишну Пурана).
- Запрет на убийство: кошек нельзя убивать. Дхарма-сутры предписывают особое искупление за убийство кошки.
В целом, предрассудки насчет кошек в Индии постепенно уходят в прошлое. В городах люди заводят кошек у себя в квартире, однако в деревенской местности суеверное отношение к кошкам сохраняется.
В некоторых храмах Индии кормят местных кошек, подчеркивая их важность и уважение к ним.
Таким образом, древние тексты и современные практики показывают, что кошки занимают разнообразное место в индийской культуре – от священных и благоприятных до нежелательных и демонических.