Найти тему
Русская армия. История.

Что сделали с украинцем, который переодеваясь в советскую форму грабил мирных людей

Пленный красноармеец с неправильным самодельным немецким флагом
Пленный красноармеец с неправильным самодельным немецким флагом

В одной из прошлых статей мы рассказывали о банде, которая в освобожденном от фашистов Берлине переодевшись в форму советских военных грабила простых жителей. Банду через некоторое время поймали. Руководил ей бывший эсэсовец Хильт вместе с офицером Голубой дивизии испанцем Барояном-Корнадо. В банде было несколько русских, что в годы войны перешли на сторону врага.

Практически все преступники получили по заслугам. Однако троим ее участникам удалось сбежать прямо из комендатуры. Их личности на тот момент остались неизвестны, а попытки поймать оказались тщетны. Преступники и предатели поняли, что на них идет охота и затаились. Впрочем, одного из них вскоре удалось поймать при весьма необычных обстоятельствах.

В советскую комендатуру обратились представители польской военной миссии. По их словам от американцев им пришло письмо, в котором говорилось о задержанном за кражу подозрительном человеке. Человек уверял, что он поляк, но при этом наотрез отказывался называть свое имя и фамилию. Американцы передали "поляка" настоящим полякам. А те, в свою очередь, выяснили, что гражданин на самом деле родом из Львовской области и, по сути, является советским гражданином.

Красная армия в боях за Львов в 1944 году. Боец с автоматом ППШ
Красная армия в боях за Львов в 1944 году. Боец с автоматом ППШ

Так "поляк" оказался уже в советской военной комендатуре Берлина. Никаких особых подозрений по отношению к этому человеку сперва не было. Его допрашивал военный следователь капитан юстиции В. С. Воинов. Нужно было лишь выяснить не замешан ли он в военных преступлениях. И если нет, то отправить его домой по месту жительства.

Однако задержанный сам своим странным поведением начал выдавать себя. "Поляк" никак не хотел отвечать на вопрос, где он был с мая по июль 1945 года. Ну а на запрос во Львовскую область следователь получил ответ, что людей с такой фамилией там никогда не было.

На допросе Воинов спросил:
— С какой целью вы меня обманули?
— Боялся…
— Чего вы боялись?
— После войны я не явился в советскую комендатуру и не вернулся домой. Мне сказали, что за это судят как за измену Родине… Я ведь был уже совершеннолетний. (Именем закона. Владимир Котляр. Первый прокурор Берлина и прокурор 5-й ударной армии)
Бойцы охраняют вход к коменданту Берлина
Бойцы охраняют вход к коменданту Берлина

Задержанный продолжал врать о своем адресе и называл фальшивые фамилии. Следователь попытался выяснить не является ли задержанный одним из тех, кто бежал из комендатуры в 1945 году. Но солдаты охранявшие бандитов давно уже демобилизовались. Американцы не смогли сообщить ничего нового. Ну а в картотеке немецкой военной полиции не нашлось ничего интересного.

Свет на ситуацию пролила информация от французской военной полиции. Французы сообщили, что из камеры смертников у них бежал польский немец по фамилии Розенкранц. Приговорен он был за убийство полицейского и ранение двух других. Как выяснилось Розенкранц и был этим "поляком". Только вот настоящая фамилия Розенкранца была Толстых.

Немцы угнали Толстых на работу в Германию в первые дни войны. Там он работал в одном из трудовых лагерей в Аугсбурге. В 1943 году умудрился сбежать. Добрался до Берлина и там прятался по подвалам и питался отходами. В Берлине ему удалось связаться с группой воров, которые решили использовать его в своих целях. Толстых решил, что это тоже своеобразная "месть фашистам" и согласился работать на преступников.

Однако советские войска вскоре подошли к Берлину:

В разгар боев в Берлине отсиживался в подвалах, где и познакомился сначала с двумя немцами, которые сказали, что они дезертировали из частей, а потом и с итальянцами, и с остальными. После войны для нас началась роскошная жизнь. Мы переоделись в русскую форму и на грабежи умудрялись даже приглашать понятыми немецких полицейских. Когда советские органы следствия напали на наш след, я решил бежать… (Там же)
Бои за Берлин
Бои за Берлин

Толстых и два его товарища были задержаны советским патрулем. Когда их привели в комендатуру, то они застали там и остальных членов банды. Поняв, что это конец "вольной жизни" он вновь подговорил тех же товарищей бежать из комендатуры. Воспользовавшись тем, что их плохо охраняли, бандиты осуществили задуманное, после чего разошлись в разные стороны.

Толстых вернулся в Аугсбург. Однако там решил не задерживаться. Вскоре он вновь вернулся в Берлин, но оставаться в советской зоне было опасно. Он направился во французскую зону.

Во французской зоне, вооружившись двумя пистолетами, он вернулся к старой «профессии» — угону машин. Дважды ему это удалось, на третий раз его остановила немецкая полиция. Он не подчинился и попытался скрыться. Полиция начала преследование.
— Я их всех убрал… Потом меня окружили французские солдаты. Я сдался…— Значит, вы совершили убийство?
— Я же стрелял в немцев…
— Стрелять в немцев надо было на войне.
(
Именем закона. Владимир Котляр. Первый прокурор Берлина и прокурор 5-й ударной армии
Американские и советские солдаты.
Американские и советские солдаты.

Французы приговорили его к смертной казни. Однако Толстых вновь бежал. Задержали его уже американцы на банальной краже.

Сам Толстых считал себя чуть-ли не героем партизаном и говорил "Я бил немцев, в их собственном доме". Правда когда выяснилось кто такой Толстых, французская полиция стала требовать его выдачи для приведения приговора в исполнение.

Советская военная миссия все же настояла, что раз Толстых гражданин СССР, то и судить его должны советские органы. Учтя все пережитое суд проявил к нему снисхождение и заменил смертную казнь на длительный тюремный срок. Однако то, что парень был обижен на немцев никак не оправдывало его преступления против мирного населения.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.