Действительно для советского фильма "За облаками - небо", который являлся первым из дилогии (второй "Там, за горизонтом" (1975 г.)), для показа первых советских реактивных истребителей, а именно, МиГ-9, его воссоздали из более современного чешского L-29 "Дельфин". Чего так? А не осталось МиГ-9, как всегда у нас в стране, их все "профукали".
Друзья, аффтор - полный профан, диванный историк, жертва ЕГЭ, почитатель "Википедии" и проч. ждет Ваших высокоинтеллектуальных комментариев. Но хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Самолеты МиГ-9 выпускались в 1946-1948 гг., всего было построено 602 экземпляра. Самолеты оказались не очень удачными по сравнению с МиГ-15, поэтому МиГ-9 в начале 1950-х годов стали списывать и передавать в Китай (передано 372 самолета, остальные утилизированы). К началу 1960-х годов ни одного самолета МиГ-9 в СССР не осталось. Кстати, для съемок другого фильма "Им покоряется небо" (1963 г.), где рассказывалось о проектировании и испытаниях МиГ-9 один такой самолет под номером № 114010 восстановили (!). Причем, восстанавливали его на КБ Микояна, при этом настоящий МиГ-9 мог запускать двигатели, делать разбежку на взлетной полосе и даже лететь, но только над взлетной полосой. После съемок МиГ-9 № 114010 стал экспонатом музея в Монино.
А вот для фильма "За облаками - небо" решили по каким-то причинам этот настоящий МиГ-9 не использовать. Могу предположить, что за 10 лет стоянки под открытым небом все узлы и механизмы пришли в негодность. И сделали "буфаторию" из чешского учебно-тренировочного L-29 "Дельфин". Начало эксплуатации "Дельфинов" - 1963 г., производился до 1973 г., а используется до сих пор в разных странах. Самолеты МиГ-9 и "Дельфин" абсолютно не похожие, поэтому киношникам пришлось постараться - были заделаны характерные воздухозаборники в крыльях, вместо которых был сделан центральных воздухозаборник в носу, как у МиГ-9, хвостовое оперение опущено к фюзеляжу, двухместный фонарь кабины переделан под одноместный.
Понятно, что не понятно, как такие переделки могли повлиять на мощность и нормальную работу двигателя М-701С 500, а также на прочность планера, поэтому "бутафорский" МиГ-9 в фильме опять же не летал, а только мог бегать по взлетной полосе. Получился, кстати, бутафорский самолет намного изящнее МиГ-9, который был как бочка, один главный герой назвал его "бревном с дыркой" (от воздухозаборника).
А что показывали в воздухе? Самое интересное, что когда сделали по фильму "несколько" МиГ-9 (в фильме вообще не говорится название самолета), то стали показывать на летном поле МиГ-15УТИ, а в воздухе вместо МиГ-9 летали МиГ-17. Они же поймали и посадили на свой аэродром вражеский разведчик, которым снялся наш родной советский бомбардировщик Ил-28. По сюжету, он отстреливался и один советский-истребитель летчик был ранен.
Сам фильм, естественно, не про разработку и испытание самолета МиГ-9, а о человеческих отношениях. Собственно, история про МиГ-9 в этом 75 минутном фильме заканчивается уже к 50 минуте. Сюжет крутится вокруг трех друзей - Викторе, Евгении и Алексее, которые возвратились с войны на Дальнем Востоке (с Сахалина), двое из них летчики, один авиационных техник. На аэродроме они случайно увидели испытания нового реактивного самолета - прототипа МиГ-9 и познакомились с Главным конструктором этой разработки - Георгием Васильевичем.
Остановимся на этом персонаже. Главным конструктором самолета МиГ-9 был Артем Иванович Микоян (с 1941 г.), в начале 1946 г. он стал генерал-майором инженерно-авиационной службы. Героем Социалистического труда он стал дважды, только в 1956 г. и в 1957 г. Киношный же Главный конструктор (играет Николай Волков) вообще не похож на Микояна, тоже имеет звание генерал-майора, но к 1946 г. уже имеет одну звезду Героя Соцтруда. Может оно и к лучшему, что киношный Главный конструктор не похож на Микояна, потому что он показан грубым, вспыльчивым (об этом ниже) и обидчивым. Интересно, что в фильме Главный конструктор в генеральской форме только на официальных приемах, на испытаниях он в гражданской одежде. Кстати, генеральский мундир он не привык носить, вообще выправки нет, постоянно сутулится. Действительно, это "не настоящий" генерал, как и все наши советские Главные конструктора.
Итак, троица знакомится с Главным конструктором. Он спрашивает летчиков, как летают японцы? "Ничего, подходяще". Тогда Главный спрашивает: "Как вам моя машина?". В ответ: "Спасибо, жив!". В результате двое устраиваются на авиационный завод, а третий становится летчиком-испытателем на прототипе МиГ-9.
Опишу еще несколько сцен. Кстати, жена одного героя-техника "гарцует" в интересной кофточке "с драконами и змеями" (прямо по Высоцкому), очевидно, трофей от японцев. По сюжету на заводе на сборке прототипа МиГ-9 (опытные экземпляры именовались И-300) контрольным мастером по управлению самолета является старый сотрудник Константин Игнатович, который на свадьбе хвастался, что он еще для российского бомбардировщика "Ильи Муромца" лонжероны двуручной пилой пилил. И вот этот дядя Костя на свое усмотрение переделал схему тумблера триммера - получилось наоборот "вкл/выкл". Причем, о своей переделке этот старый опытный мастер никому не сказал, т. к. подумал, что это ошибка. В результате, летчик-испытатель во время полета чуть не разбился.
За это Главный конструктор грубо наорал на него, а дядя Костя блеял в свое оправдание что-то невразумительное, вроде "хотел как лучше". Потом "главный" извинился, но старый дурак затаил злобу, хотя следовало бы ему, откровенно говоря, за вредительство гаечный ключ поменять на кайло. Кстати, этот случай был при реальных испытаниях И-300 - техник перепутал проводку управления триммером.
По сюжету один прототип все-таки разбился 7 сентября 1946 г., летчик Демин погиб. В реальной жизни И-300 действительно разбился 11 июля 1946 г. и летчик А. Н. Гринчик погиб, примерно в тот же период, который показан в фильме.
Далее по сюжету состоялось очень интересное совещание в кабинете директора завода трех генерал-майоров. Опытный образец самолета МиГ-9 должен быть готов к октябрю 1946 г., чтобы успеть к показу новой авиационной техники. Но генерал-майор Жилин, в подразделении которого будут показываться новые самолеты - "перестраховщик" и боится, что второй экземпляр тоже потерпит катастрофу. Поэтому он всячески "зарубает машину". Директор завода Тимофей Шакирович тоже генерал-майор, говорит в том смысле, что если прототип не покажут, то финансирование "обрежут" и не будет средств на доработку машины. Главный конструктор третий генерал-майор говорит по этому поводу: "Прогарцевала лошадь - ей мешок овса, не готова к манежу - на бойню". И тут партийный руководитель Петр Иванович (в гражданской одежде) разоблачает трусость Жилина и грозит "разобрать" его на партийном собрании как коммуниста. В конце фильма, кстати, карьериста и труса Жилина понизили в должности.
Еще есть очень эффектная сцена, когда самолет Ли-2 с ценным оборудованием из-за неисправности шасси посадили на озеро. По сюжеты посадили именно на озеро, чтобы оборудование не побилось, а так его можно поднять из воды. Самолет сажали, естественно, настоящие летчики. Некоторые лопасти обрубились.
Еще в фильме показывается множество самолетов, среди которых Ил-14, Ту-104Б, Ту-134 и Як-18.
В фильме еще много интересных сцен, но предлагаю разобрать военную форму в фильме. Тут тоже есть кое-что любопытное. В первой сцене, где трое друзей Виктор, Евгений и Алексей натыкаются на аэродроме на опытный МиГ-9, они в гимнастерках с разными погонами. У Виктора Корецкого (играет Игорь Ясулович) 6-ти угольные повседневные (они же парадные) погоны лейтенанта, а у Алексея Седых (играет Геннадий Сайфулин) 5-угольные полевые погоны капитана. Дело в том, что в 1946 г. для офицеров были введены 6-ти угольные погоны взамен 5-ти угольные (которые своими острыми углами дырявили воротник). По сюжету, предположительно, начало-середина 1946 г. Кстати, у старшины Евгения (играет Сергей Никоненко) 5-угольные погоны, но солдатские и сержантские погоны не менялись. Потом Седых уже носит повседневные погоны капитана, также 5-угольные. С ношением полевых погон довольно странно, но не страшно.
Позже по фильму все офицеры переоделись в открытые двубортные кители обр. 1949 г. (иногда называют "тужуркой") с нашивными погонами под рубашку с галстуком. На петлицах еще оставались пуговицы (до 1955 г.), но появились и эмблемы рода войск. Для экономии такие изящные кители внедрили только в авиации и танковых войсках советской армии. В нем показан и Алексей Седых уже в звании майора и позже подполковника.
Еще в фильме показаны белые кителя (летние). С 1952 г. их носили офицеры ВВС. К нему полагалось носить фуражку с белым чехлом.
А вот необычная шапка-ушанка офицера авиации, причем кроме кокарды, у нее еще и эмблема ВВС от фуражки. Такую вроде на шапках-ушанках не носили. Самовольство?
Что действительно удивило к концу фильма, так это то, что Главный конструктор, который конструировал "гипотетический" МиГ-9 крутится на серийном заводе среди самолетов Ту-134. По идее, это должен быть Туполев. Хотя, это кино и допущение. В цехе Главный конструктор в повседневном открытом кителе обр. 1949 г. с петлицами с эмблемой и пуговицей. Пуговица - генеральская. Так что, все тип-топ. Другие генералы показаны в такой же форме.
Так что это не заурядный фильм, а просто "Клондайк" для любителей самолетов и исторической советской военной формы.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!
Все кадры из фильма сделаны лично автором
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала - Фильм "Им покоряется небо" (1963 г.), для которого восстановили МиГ-9
Авиаторам фильм "Нежность к ревущему зверю" (СССР, 1982 г.), где герой - Ту-22
Сериал из нашего детства - "Последний рейс "Альбатроса" (1971 г.) про "Мессершмитт" Ме-262
#миг9 #миг17 #l29дельфин #микоянавиаконструктор #актерволков #игорьясулович #геннадийсайфулин #киноссср #авиациявкино #советскиефильмы #фильмыпротехнику #советскаяавиациявкино #кинопросамолеты #киноиздетства #заоблакаминебо1973 #сергейниконенко #китель1949 #советскаяформа #двубортныйкитель1949 #тужурка1949 #белыйкительввс #форма1949