Найти в Дзене
Позвольте поделиться

Секреты поэтической кухни от знатоков

Какие молодцы организаторы встреч Серебряные вечера! Тема одна - связь поколений, но приглашаются люди разных профессий и направлений. И от этого разговор получается всегда новым и интересным. 

Так 3 июня в Центре Долголетия на Красной Пресне прошёл Серебряный вечер, посвященный поэзии.

Есть ли профессия поэт? Журналист, литератор - конечно, а научат ли в Литературном институте правильно писать стихи? Разговор шёл о творчестве, о том, как люди приходят в поэзию, как ощущают необходимость излагать мысли в поэтической форме. 

В числе приглашенных были:  

Галина Данильева старший научный сотрудник, работающая в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве с 1994 года. Работая в таком месте сложно не заразиться поэтической болезнью. И Галина Данильева участвовала в вечере как поэт и прозаик. Её литературное творчество оценено Союзом писателей Москвы, она является одним из членов этого сообщества. 

Автор нескольких поэтических сборников и писатель Дмитрий Воденников. В его послужном списке работа ведущим и автором радиопрограмм, выходивших на радио «Культура» и «Радио России». В качестве эксперта его приглашают на телеканал «Культура» в программы «Книги. Подробно» и «Наблюдатель». Быстрота реакции и образность мышления помогают как журналисту и лектору. 

Самым молодым гостем был поэт Дмитрий Кравченко. Ему далеко до сорока, но он член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ, руководитель литературного объединения «ЛитГост» и других литературных проектов, Член Союза российских писателей.

Одним из первых из уст ведущей вечера Ольги Андрейкиной прозвучал вопрос: Кто, тот человек, с которым вы связаны в поколениях. Дмитрий Воденников, не назвав конкретных лиц, используя сравнение поэзии с растительным миром. Тополиный пух, который нам досаждает, цель его - новая жизнь, вот и у поэтов: несутся в информационном пространстве образы-слова литературных предтеч и, запав в голову, прорастают новыми литературными произведениям. Люди, которых тебе нанесло в жизни, всё может стать желанием продолжения их жизни, при этом продолжая, ты создаёшь своё. 

Дмитрий Кравченко был конкретен. Своим наставником от предшествующего поколения на путь литературного творчества он считает Андрея Дмитриевич Дементьева, с которым судьба свела его в 2015 году в Ростове-на-Дону. 

Галина Данильева в теме о связи поколений не стала приводить конкретных имён, а вспомнила о "первом слове", том, что пришло от Бога. И важно ощущать, что всё человечество - это сообщество, которому оставлено и слово и накопленное за века наследие. Нельзя, говоря о связи поколений, не упомянуть родителей. У человека, по большому счету, лишь две несвободы: не свобода выбирать родителей и место рождения, а дальше всё в его власти. И человек ощущает связь, ту, что связывает его с поколениями до него, и с теми, кто придёт ему на смену. 

Следующей темой, затронутой в беседе, была современная классификация поэтов в сравнении с разделением в начале прошлого века на лириков и гражданских поэтов. Дмитрий Кравченко пояснил, что в современном поэтическом мире поэты делятся на академистов, публикуемых в толстых литературных журналах, и барных поэтов, тех, кто выкладывает свои творения сразу в сеть, а с читателями встречается на клубных встречах. 

Дмитрий Воденников высказал мнение, что настоящая поэзия не классифицируется по жанра. Большой поэт легко переходит от лирики к гражданскому пафосу, и это происходит не от запроса общества, а от внутренней потребности поэта на данный момент. 

О различных уровнях поэтов рассуждала Галина Данильева. Она полагает, что вопрос не в жанре, а в том, что и как может сказать человек, причисляющий себя к поэтам. Лишь только тот может носить это имя с большой буквы, чьи стихи не подвластны времени. Как проверить? Прочесть стихи через столетие, если они звучат актуально - перед вами творение настоящего Поэта.

В обсуждении институций, готовящих литераторов, спикеры сошлись во мнении, что в данный момент это делается неправильно. Неправильно коллективно на семинарах обсуждать и разбирать стихи молодых людей. Слишком часто такое обсуждение превращается в непродуктивную критику, которая наносит много ран друг другу. Тексты должны обсуждаться с позиции выявить потенциал и его развить, а не нанести ущерб. Технике, как правильно вытащить из себя стихотворные строки, звучащие как шум в голове, в институтах, к сожалению, не учат.

В завершение встречи спикеры прочли свои собственные сочинения. Или, как не один раз упоминалось, надиктованное свыше. Звучало глубокомысленно и красиво.