3,8K подписчиков

“Человек, который познал бесконечность” (2015, The Man Who Knew Infinity): Сила аутсайдера

Биографическая драма Мэтта Брауна (Matt Brown) “Человек, который познал бесконечность” приоткрывает часть истории развития математики, о человеке, который внёс свой вклад в математическое сообщество – она рассказывает о математике индийского происхождения Сринивасе Рамануджане (Srinivasa Ramanujan), кто сумел пройти путь от нищего самоучки из Мадраса до члена Королевского общества в Кембридже. Он стал известен своим уникальным математическим талантом, который он в значительной степени развил сам.

Вариант постера к фильму “Человек, который познал бесконечность”
Вариант постера к фильму “Человек, который познал бесконечность”

Индийский математик Сриниваса Рамануджан внёс вклад в теорию чисел, в том числе в открытие свойств статистической суммы. Его статьи были опубликованы в английских и европейских журналах, а в 1918 году он был избран членом Лондонского королевского общества.

Он умер в 1920 году в возрасте 32 лет. На тот момент он был неизвестен миру, но его признало математическое сообщество как феноменального гения,которому небыло равных совремён математиков Леонарда Эйлера (18 век) и Карла Якоби (19 век).

В 1976 году была обнаружена тетрадь с исследованиями Рамануджана, которые он сделал в последний год жизни. Их важность сравнима с открытием десятой симфонии Бетховена. Годы спустя, учёные стали использовать эти формулы для изучения чёрных дыр.

Сценарий драмы написал сам Мэтт Браун по книге Роберта Канигела “Человек, который познал бесконечность: Жизнь гения”, опубликованной в 1991 году (Robert Kanigel – The Man Who Knew Infinity: A Life of the Genius).

Обложка книги Роберта Канигела “Человек, который познал бесконечность: Жизнь гения”
Обложка книги Роберта Канигела “Человек, который познал бесконечность: Жизнь гения”

Кстати, в 2014 году вышел биографический фильм “Рамануджан” (Ramanujan) индийского производства, режиссёра Гнаны Раджасекрана (Gnana Rajasekaran).

Сюжет

В 1913 году молодой житель Мадраса Сриниваса Рамануджан (Дев Патель), сотрудник бухгалтерии, написал письмо профессору математики Тринити-колледжа Годфри Гарольду Харди (Джереми Айронс), в которое вложил свои расчёты рядов бесконечности. Профессор Харди получал много писем, но это выделялось из многих, выдавая работу гения. Потому Харди организовал приезд Сринивасы Рамануджана в Кембридж. В 1914 году молодой индиец отправился в чуждую для себя страну.

Рамануджан отправляется из Мадраса в Кембридж
Рамануджан отправляется из Мадраса в Кембридж

Рамануджан был "Принцем интуиции", а профессор Харди – "Апостолом доказательств". Они постоянно спорили из-за этого. Как и о своей вере в Бога.

В качестве исторического фона идёт Первая мировая война.

Мысли и впечатления после просмотра

Как часто бывает в биографических художественных фильмах, в них факты о личности изменяются в угоду хронометражу – сокращаются или выбрасываются. Например, в фильме не указано, как именно Сриниваса познакомился с математикой. Здесь сразу начинается с того, что молодой (лет 25-26) одарённый человек испытывал трудности с получением работы из-за того, что у него не было высшего образования, и при этом никого из работодателей не впечатляли феноменальные исследования, которые он показывал.

А знакомство с математикой у него произошло в возрасте 15 лет, когда он получил двухтомник "Краткий обзор элементарных результатов по прикладной математике" Джорджа Шубриджа Карра, содержащий тысячи теорем, которые Рамануджан проверил и на их основе развил свои собственные теоремы и идеи.

В 1903 году (то есть в 16 лет) он получил стипендию в университете Мадраса, но на следующий год потерял её из-за того, что забросил все остальные занятия, сконцентрировавшись лишь на математике. Так что высшее образование он всё же мог получить, но его подводила исключительная увлечённость одним делом, он беспечно полагал, что этого хватит в жизни. Так, он вёл свои научные исследования, проживая в нищете и без постоянного места работы.

В фильме не указан момент, что первая публикация у Рамануджана состоялась ещё в Индии. В 1911 году он опубликовал первую из своих статей в журнале Индийского математического общества. Информация о его способностях распространялась всё шире, и он начал переписку с профессором из Кембриджа Годфри Харди в 1913 году. Итогом переписки стало получение специальной стипендии от Мадрасского университета и гранта от Тринити-колледжа в Кембридже.

В фильме переписка сразу приводит к тому, что Харди понимает, что с автором письма непременно нужно познакомиться, и он вызывает Рамануджана в Кембридж для совместной работы.

Отсутствие некоторых деталей не мешает при просмотре. В фильме здорово показано переключение жизни для индийского молодого человека, который попал в чуждую для него обстановку. Она отличалась не только климатом, одеждой и едой, но и общей враждебностью, направленной на него. Особенно она стояла на зависти – как может человек без высшего образования превосходить умственными способностями именитых членов королевского математического сообщества. Рамануджана начали “переделывать” – по большей части он должен был измениться, чем они были готовы сделать для него то же самое.

Профессор Джон Литтлвуд показывает Рамануджану на дерево во дворе колледжа, под которым Исааку Ньютону пришла идея, как доказать силу притяжения
Профессор Джон Литтлвуд показывает Рамануджану на дерево во дворе колледжа, под которым Исааку Ньютону пришла идея, как доказать силу притяжения

Это выражается в сцене, когда профессор Харди сообщил, что Рамануджан должен начать ходить на лекции, так как им необходимо выработать общий язык: “Вы же не ждёте от нас знания тамильского”. На это молодой человек ответил: “Нет. Но вы ждёте от меня знания английского”.

Биографическая драма Мэтта Брауна (Matt Brown) “Человек, который познал бесконечность” приоткрывает часть истории развития математики, о человеке, который внёс свой вклад в математическое сообщество –-5

Харди, видя склонность Рамануджана сразу выдавать решение задач, обходя длинный путь строгих доказательств, не хотел принимать эту его особенность. Он настаивал, что Рамануджан должен пройти курс лекций, чтобы научиться прописывать доказательства. Рамануджан в свою очередь настаивал на том, что интуиция очень важна. Потому они и были "Принцем интуиции" и "Апостолом доказательств".

Интересный факт. Он почти ничегоне знал о современных достижениях в математике, но его мастерство работы с непрерывными дробями не уступало ниодному высокообразованному математику. Он посчитал ряд Римана, эллиптические интегралы, гипергеометрические ряды, функциональные уравнения дзета-функции. Он создал свою собственную теорию расходящихся рядов, в которой нашёл значение суммы таких рядов, используя изобретённую им технику, которая получила название суммирования Рамануджана (Ramanujan summation).

Сриниваса Рамануджан был не просто тем редким человеком, кого признали “гением”. Он был “сверхгением". Как все гении, он имел необычное объяснение тому, как ему удавалось рождать блестящие идеи. Его теоремы напоминали сверхъестественные явления, лучшие умы Кембриджа прикладывали невероятные интеллектуальные усилия для их расшифровки, они повергали их в недоумение, что кто-то вообще может их разгадать.

Он заявлял, что обязан своими математическими открытиями божеству Намагири Тайар (или Намаккаль). Об этом в фильме упоминается. Харди и Рамануджан не сходятся и в теме веры – один атеист, второй верующий. Спустя 8 лет Мэтт Браун сделает ещё один фильм, в котором две реальные личности будут спорить о существовании Бога, доказывая свою точку зрения – это будет драма “По Фрейду” (2023).

В целом, это очень голливудское кино. Оно вдохновляющее, так как рассказывает историю простого парня без гроша за душой, кто получает “золотой билет” и протекцию важного человека для того, чтобы пройти с низшей ступени на самую высокую. Но и сам этот человек – Сриниваса Рамануджан – хороший пример веры в своё дело, которое он не бросил в угоду того, чтобы работать только ради денег (=выживания). Этот герой очень располагает к себе – несмотря на то, что он гений, он уязвим по-человечески. Его несложно понять и хочется поддержать, когда он остаётся наедине с собой в чужой стране, ненавидимый всеми и разлучённый с семьёй. Всё, что у него есть, это способность рождать формулы, и всё, что ему нужно – защищать себя, отстаивать свою точку зрения. Не эта ли напасть преследует большинство людей. Потому его переживания становятся понятными, делая образ близким.

А усиливает привлекательность этого фильма удачный актёрский дуэт. Дев Патель и Джереми Айронс отлично исполнили роли увлечённого математика-самоучки, более эмпатичного, чем его социально неуклюжий наставник. Тем не менее они научились друг у друга чему-то новому, нашли правильный баланс между интуицией и доказательствами.