Было бы большим упущением с моей стороны ничего не рассказать о выставке "Николай Ульянов. Искусство без манифеста" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, на которой я побывала еще в середине мая.
Она посвящена, как понятно из названия, творчеству художника Николая Ульянова. Я вот впервые узнала о нем совсем недавно. Это очень грустно и радостно одновременно. Грустно, что незаслуженно искусство Ульянова долгие годы обходили как-то все стороной. А радостно, что наконец-то оно выходит из тени. Очень надеюсь, что свое место в "храме всех богов” мировой и отечественной живописи Николай Ульянов все-таки займет.
А пока я предлагаю хоть немного этому помочь и познакомиться с биографией и творчеством художника, заглянув вместе со мной на выставку, которая, кстати, продлится до 21 июля.
Учеба и учителя.
Николай Павлович Ульянов, сын бывшего крепостного, родился 1 мая 1875 года. Семья Ульяновых жила в Ельце, где сразу после освобождения поселился отец Николая, став городским фельдшером. Уже в 13 лет мальчик знал кем он хочет быть. Конечно, художником! Первый опыт ученичества случился у Николая в иконописной мастерской в Москве, куда он переехал специально из родного города для обучения. В 1889 году Ульянов выдержал экзамен и был принят в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Как и во всех других сферах здесь на сломе эпох все бурлило и менялось. Преподаватели, вчерашние новаторы-передвижники, сегодня маститые “столпы” уже не могли дать ответы новому поколению на волновавшие их вопросы жизни, смерти, творчества и тд. В поисках истины Ульянов с друзьями бывал у Л.Н. Толстого. С его помощью молодые люди пытались настроить стрелки своих нравственных и моральных ориентиров. Кто-то попадал под обаяние великого старца, кто-то уходил равнодушным или разочарованным. Николая Ульянова скорее можно причислить ко вторым. Большее влияние на него оказал художник Николай Ге, которого еще неспроста называли “еретиком” передвижничества. Вот он куда более увлекательнее и понятнее, чем преподаватели в Училище, мог объяснить молодежи важнейшие проблемы современного искусства.
Во время обучения Николай Ульянов увлекся портретной живописью. Бесспорным авторитетом на первое время в этом направлении для него стал И.Е. Репин. Молодой художник верно следовал его принципу: важно не только передать внешнее сходство, но и уловить характер рисуемого. Чуть позже Ульянов попадает под влияние Валентина Серова, который с 1897 года начинает преподавать в Училище. В 1900 году в преподавательскому составу присоединяется Константин Коровин. Кумир молодежи! В такой звездной компании прошло творческое становление Николая Ульянова.
В апреле 1900 года за пейзаж “Чистые пруды” Ульянов был удостоен большой серебряной медали и звания неклассного художника. В этой работе легко считывается влияние Коровина, его импрессионистические искания.
Начало самостоятельного творческого пути. Первые искания.
В 1902 году художник вместе Анной Семеновной Голубкиной, первой женщиной-скульптором в России, открыли в специально снятой для этого студии классы живописи и скульптуры для начинающих. Студия стала местом сбора культурной молодежи всех мастей и направлений – декаденты, поэты, чудаки и тд. Котел творческой энергии закипел вокруг. Ульянов пробует нащупать свой путь и для этого начинает осознанно в себе "преодолевать Серова”. Ориентиром для художника теперь становится французский живописец Эжен Каррьер. Если вы когда-либо видели его работы, то наверняка не прошли мимо. Хотя бы потому, что его современники практически все писали колоритом. И это было мейнстримом. А вот Эжен Каррьер был чуть ли не единственным художником в тот момент, кто не боялся черного цвета.
Ульянов, переработав под себя метод Каррера, тут же заслуживает славу “дальтониста и художника, лишенного красок”.
В 1904 года Ульянов нарисовал О.Л. Книппер-Чехову в глубоком трауре после смерти мужа. Но, к сожалению, этот портрет мне не удалось найти. Знающие люди говорят, что тот портрет примечателен не только моделью и мастерством исполнения, но еще и тем, что он становится последним, так называемым чернофонным” изображением в творчестве художника. Период исканий, связанных с черным цветом, закончился. Второй портрет актрисы в роли Раневской из спектакля “Вишневый сад”, выполненный в конце 1904 года, уже иллюстрирует новый этап исканий. Это еще монохромный вариант, но с заметным расширением диапазона цветов.
С 1905 года Ульянов начинает сотрудничать с театром-студией при МХТ над оформлением спектаклей. Сам К.С. Станиславский предложил ему эту работу. В конце статьи к великому режиссеру мы еще обязательно вернемся. А сейчас посмотрим на перемены, произошедшие в творческом подходе Ульянова, всего за год. Это заметно, если вернуться чуть выше к портрету О. Л. Книппер-Чеховой, а потом внимательно посмотреть на картину “Принцесса” (1905). Моделью для него стала актриса Е.Ф. Сафонова.
В первом портрете заметно разделение личности актрисы и ее персонажа. Во втором очевидно, что реальная личность уже не имеет значения.
Что интересно, картина “Принцесса” настолько никуда “не вписывалась”, что взяла на себя много критики от современников. Ульянова неожиданно назвали “московским декадентом”, а портрет этот заклеймили снятым с ярмарочного балагана. Вот так вот, пробуй, разрабатывай новую эстетику, причем же абсолютно мирную в сравнении с будущими исканиями авангардистов, а тебе все равно прилетит. Но это лирическое отступление.
Идем дальше.
Возвращение к цвету и метафоры
Последующие несколько лет Ульянов с супругой, художницей Глаголевой, путешествуют по России и Европе. Правда, одну из поездок пришлось срочно прервать. В Москве прошли обыски в мастерской художника. Удивительно, но причиной стало подозрение в родственных связях с другим не менее известным Ульяновым, который Владимир Ильич. Кстати, пребывание в Париже через несколько лет пришлось прервать опять же по причине этой же досадной путанице. В любом случае, находясь в городах Италии и Франции, таких значимых в мировой истории искусства и культуры, Ульянов всегда интересуется не растиражированными достопримечательностями, а колоритом настоящей местной жизни. По пути он делает зарисовки и наброски, которые потом превращает в законченные акварели и рисунки.
Наверное, стоит на одну секунду здесь остановиться и упомянуть про символизм, который шел рука об руку с началом XX века. Именно он подарил искусству Ульянова метафоричность, которая будет с ним уже до конца творческого пути. В таком ракурсе интересны его иллюстрации для символисткого журнала “Золотое руно”. Их я показать, к сожалению не могу, но в пример приведу графический лист “Зеркало, мороз и розы” (1908). В ней художник обращается к теме отражений, которую позже продолжит развивать.
По возвращению в Москву, в 1909-1910 годах, Ульянову с супругой покровительствует их хорошая знакомая Елена Ивановна Ребенек, танцовщица и художница. Николай Ульянов работает директором и декоратором в ее школе пластики и продолжает заниматься развитием своего творческого пути, предпочитая все еще портретный жанр.
На даче Ребенек в Щелкове Ульянов придумывает композицию картины “Качели”. Мне кажется, что лучше как-будто и невозможно через метафору “качелей, несущихся ввысь” изобразить удаль русского человека в минуты радости. Это, действительно, выглядит так, что за пределами качелей нет ничего – ни страха, ни бедности, ни тревог, ни боли. Минута радости перекрывает длину жизни, полную лишений.
Дальнейший творческий путь художника идет сквозь все -исты и -измы, так скоро образующиеся вокруг. Футуристы зовут его к себе, супрематизм приковывает взгляд, но все-таки способом отражения новой, быстро меняющейся действительности, особенно присущей большим городам, художник выбирает примитивизм. Его лексика позволяет подчеркнуть элемент агрессивности большого города к человеку.
Авторпортрет с парикмахером и купальщицы
Лето 1913 года Ульянов проводит в Тарусе, где появляется замысел “Автопортрета с парикмахером”, надо которым художник работает в дальнейшем почти 10 лет, пытаясь решить проблему изображения двух лиц, умножаемых зеркалами. Последующие годы войн и революций, конечно, изменили первоначальный замысел художника и с точки зрения композиции, и в смысловом наполнении картины.
На выставке можно увидеть огромное количество вариантов набросков к "Автопортрету с парикмахером" и проследить его эволюцию от замысла до финальной версии.
Следующее лето 1914 года Ульянов живет в имении Петровском. Здесь “рождаются” его прекрасные купальщицы и античная серия работ.
Середина 20-х годов - это переломный период в творчестве художника. Сам он говорил так:
Раньше я жил от искусства к жизни. Теперь пора начать жить иначе: от жизни к искусству.
Менялась страна, мифология новой жизни, нового общества одновременно и создавалась, и творилась прямо на глазах. Общий подъем и царящее вокруг воодушевление не могли оставить художника равнодушным. На смену экспериментам в искусстве приходит реализм, в фокусе стремительно меняющаяся реальная жизнь.
Ульянов наблюдает и запечатлевает жизнь простых людей в колхозах и деревнях под Москвой.
Пушкиниана
С 1935 года Николай Ульянов активно работает над осуществлением своих давнишних “пушкинских замыслов”. С поэтом Ульянов всегда чувствовал свою тесную связь. Еще в 1916 году он создает карандашный вариант картины “А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце”. Над финальным вариантом полотна он трудился с 1935 по 1937 года. С головой окунуться в Пушкинскую тему художника подтолкнули и другие причины. Воцарившийся социалистический реализм не оставлял особого творческого маневра художникам. А уход в историческую тему позволял Ульянову сохранить творческую индивидуальность. И еще, в то время, как раз шли приготовления к годовщине гибели поэта. Ульянов задумал масштабный проект - графическую “Пушкиниану”, для которого он выбирал эпизоды жизни поэта, показывающие его как личность свободолюбивую и сохраняющую близость к народу на протяжении всей своей жизни.
В 1938 году происходит важное и долгожданное событие. К.С. Станиславский согласился позировать Ульянову. Уже тяжело больной режиссер в это время был погружен в свои записи, рукописи, воспоминания, от былой бодрости и жизнерадостности того “прежнего” Станиславского, с которым они вместе когда-то работали в театре, практически ничего не осталось. Художник приходил домой к Станиславскому, делал наброски пока тот работал на балконе или в комнате, в поисках нужного “ракурса”, в котором раскроются вся мощь и величие режиссера. В августе этого же года Станиславский скончался. Ульянову пришлось остановиться на варианте, изображающем режиссера за работой на белом диване.
Эвакуация и последние годы жизни.
Годы Великой Отечественной Войны Ульянов с супругой провели в эвакуации. Сначала на Кавказе, в Нальчике, потом в Средней Азии, в Самарканде. Здесь на площади Регистан расположились эвакуированные из Москвы художественные институты. Ульянов возглавил портретную мастерскую МГХИ, в которой своим ученикам прививал принципы работы с моделью, ее индивидуальностью и антуражем, переданным ему еще сами учителем Серовым. Художник много рисовал Самарканд, сначала такой чужой, “туземный”. Особую красоту он находил в городе, окутанным южными сумерками.
20 декабря 1943 года Ульянов вернулся домой, в Москву. Но к большому своему горю уже без супруги. Анна Семеновна скончалась 3 октября.
Здесь, в Москве, его ждал неприятный сюрприз. Жильцы, подселенные в квартиру Ульянова на время войны, не сильно церемонились с имуществом хозяев. Часть картин и ценные книги из библиотеки исчезли, что-то было безвозвратно испорчено или сильно повреждено. Жильцы, например, застилали холстом картины “Модель и конь Селены” корзину для хранения картошки. Закончив несколько своих долгоиграющих проектов и, наконец, портрет Станиславского, Ульянов все больше стал обращаться в своем творчестве к натюрморту.
5 мая 1949 года художника Николая Ульянова не стало. В 1951 году и через 10 лет, в 1961 году, были организованы выставки работ художника, но в достаточно урезанном виде. При этом многие картины выставлялись впервые. Публика была под впечатлением. Но, к сожалению, это не помешало творчеству Ульянова на долгие годы оставаться незаметным широкому зрителю.
И в заключение добавлю от себя, Николай Ульянов был замечательным художником, умным и талантливым. И, как мы уже сейчас понимаем, не склонным к манифестам. Возможно, именно этот, последний факт, сделал его искусство для нас скрытым на долгие годы. Хотелось бы, чтобы эта явная несправедливость была исправлена. Поэтому, если у вас есть возможность до 21 июля попасть в Третьяковскую Галерею, обязательно загляните в Инженерный корпус познакомиться с Николаем Ульяновым.
Как вам работы художника? Знали? Видели раньше?
А вот еще куда можно и нужно успеть до 30 июня:
А на канале вас уже очень ждут другие публикации.
Пишу о книгах и их авторах, о кино, искусстве и немного про свою жизнь.
Здесь тоже есть, что почитать, но чаще посмотреть.