Найти тему
Дневник кинозрителя

Выпуск 75. «Таксист» Мартина Скорсезе и мои предпочтения в американском кино.

Сегодня хочу высказаться о фильме «Таксист» 1976 года. Попутно оценю творчество Скорсезе в целом, сравнив его кино с фильмами очень значимого для меня американского режиссёра.

Бывший морпех Трэвис Бикл (Р. Де Ниро) возвращается в Нью-Йорк из Вьетнама. Он переживает посттравматический синдром и совершенно не может спать ночами. Парень устраивается работать ночным таксистом и начинает колесить по злачным районам мегаполиса. Каждую ночь он видит отталкивающую реальность, которая вызывает рвотный рефлекс. Для выживания в таком мире нужно иметь в душе хоть что-то светлое…

Трэвис увидел девушку, которая работала в предвыборном штабе кандидата в президенты. Бетси (С. Шепард) очень красива. В глазах Трэвиса она выглядит настоящим ангелом, который поможет ему выбраться из депрессии. «Она не такая, как все».

-2

На мой взгляд, события первой части этого почти двухчасового фильма даже важнее, чем события второй. У зрителей возникает резонный вопрос: почему Трэвис повёл Бетси на порнофильм на втором свидании? Я думаю, что это проверка такая была. Действительно ли девушка-мечта не такая, как все, правда ли она ангел? Сначала герой ведёт потенциальную возлюбленную в простую, очень демократичную кафешку, и столик, который они занимают, стоит почти у входа. Герой мог бы повести девушку в роскошный ресторан, но не делает этого, хотя деньги есть. Он не жадный, просто не хочет обманывать Бетси, хочет, чтобы она приняла его таким, как есть, без притворства. Порнофильм – вторая, очень специфическая ступень этой проверки. Бетси оказалась не ангелом. Она оскорбилась до глубины души, ушла и поставила барьер отчуждения между собой и Трэвисом. Понятное, в общем-то, поведение. Бетси не только не ангел, но даже не героиня романа «Над пропастью во ржи».

-3

После драматичных событий в личной жизни ветеран Вьетнамской войны решает, что весь мир пропитан фальшью, замазан грязью и дышит обманом. Особенно это ощущается в Нью-Йорке. Успешного кандидата в президенты герой видит олицетворением всеобщего обмана. У Трэвиса возникает одна идея, но осуществить её не удаётся. Тогда таксист решает спасти падшего ангела. Это малолетка, девчонка, которая однажды случайно села к нему в машину. Она умело косит под взрослую и уже получила немалый негативный опыт.

-4

У картины «Таксист» неожиданно благополучный финал. Герой Роберта Де Ниро однозначно не сукин сын и не монстр. Задача Скорсезе была не в том, чтобы показать, как трудно справляться с посттравматическим синдромом. Он обращается, прежде всего, к зрителям. С призывом: «Смотрите на наших парней, которые по воле властей прошли через ад, с пониманием и чуткостью. Не бойтесь их, помогите им встроиться в общество». Очень актуальный посыл для США 1976 года. Этот гуманистический посыл оценили и в Каннах, наградив «Таксиста» Золотой пальмовой ветвью. О чём может париться режиссёр, получив такую награду? Да ни о чём абсолютно, он уже сделал вклад в мировой кинематограф. И всё же я бы не отнесла Скорсезе к числу лучших американских режиссёров. Почему? Попробую объяснить, сравнив творчество Скорсезе с режиссёрскими работами Клинта Иствуда. Прямо по пунктам.

1. Реализм. «Таксист» – реалистичная картина, конечно. Скорсезе безусловный реалист. Но в его реализме явно присутствует некая киношность, нарочитость, чувствуется желание режиссёра сильнее воздействовать на зрителя. В фильмах Иствуда я такого не ощущала никогда. Он не боится показать свою страну такой, какой видит её сам: абсолютно не голливудской, совсем не киношной, очень живой и естественной.

-5

2. Эмоции. Главная задача кино, на мой взгляд, - эмоционально воздействовать на зрителя. Фильмы Скорсезе я всегда рассудочно смотрю, то есть не могу до конца забыть, что передо мной на экране актёры. Режиссёр просто не дотягивает до моего эмоционального уровня восприятия. И, наверное, поэтому я всегда ощущаю затянутость фильмов Скорсезе. В «Таксисте» в меньшей степени, в других работах – значительно сильнее. Когда смотрю фильмы Иствуда, я не замечаю, что летит время, и эмоциональное восприятие включается сразу. Я была просто потрясена «Непрощённым», когда впервые увидела этот фильм. Эмоции не помещались внутри, я неделю ходила под впечатлением. А «Малышка на миллион»? Помните, как герой Моргана Фримена сказал подростку, умывшемуся своими соплями и кровью: «Ты настоящий боксёр. Один поединок боксёр проиграть может. Позволь, я возьму твою перчатку». В этот момент я почувствовала сильнейший эмоциональный всплеск, почувствовав себя перчаткой на руке старого боксёра. Вот как надо на зрителя воздействовать.

-6

3. Неожиданность. В фильмах Скорсезе я, какими ожидаю увидеть Де Ниро или Ди Каприо, я их такими и вижу, они ничем не удивляют меня. В «Подмене» у Иствуда я просто не узнала Анджелину Джоли. Не думала даже, что она может быть такой. Актриса создала безмерно притягательный образ женщины интеллигентной, тонкой и вместе с тем очень сильной. Она с первых секунд вызывала симпатию и сочувствие. Клинт Иствуд признался, что, когда снимал «Подмену», думал о своей матери.

-7

4. Значимость. Какие фильмы Скорсезе я видела? «Таксист», «Отступники», «Банды Нью-Йорка», «Волк с Уолл-стрит», «Мыс страха», «Хранитель времени». Они практически все не удержались у меня в памяти, кроме, пожалуй, «Таксиста». Если бы я их и не увидела, ничего бы в моей жизни не изменилось. А вот если бы я не посмотрела «Мосты округа Мэдисон», жизнь точно была бы беднее.

-8

Конечно, Оскар получают и проходные фильмы, создатели которых тонко чувствуют конъюнктуру момента. Мартин Скорсезе не конъюнктурщик, он всегда снимал то, что хотел. Как зритель, я считаю, что этот режиссёр достаточно восчествован в соответствии со своим талантом. У него есть Золотая пальмовая ветвь, есть Оскар, три Золотых глобуса и именная звезда на Аллее Славы в Голливуде. Он что, должен Оскаров столько, сколько Клинт Иствуд, иметь или приближаться к нему? Нет. Я не согласна

-9

А вот теперь я хочу сказать, кого из американских режиссёров я вижу в списке лучших.

1. Клинт Иствуд.

2. Роберт Земекис.

3. Братья Коэн.

Конечно, такая тройка у каждого может быть своя. И вообще, этот пост представляет из себя лишь частное мнение рядового зрителя.