Найти тему
Кино|вино и домино

Сверхчеловек Ф. Ницше - стремление к идеалу или падение на дно?

Немецкого философа Ф. Ницше можно любить или не любить, но, равнодушно к нему уж точно нельзя относиться. Фридрих Ницше создал свою знаменитую теорию о Сверхчеловеке почти сто лет назад, но его идеи смогла глубоко затронуть умы людей и остаются актуальными и сейчас, и еще долго будут интересовать всех.

Ницше стал тяжелобольным человеком в самом расцвете сил, уже после тридцати его здоровье резко покосилось, он почти ослеп, но не сдавался до самого конца. Именно на закате жизни он создал свои самые известные произведения, которые стали его «визитной карточкой»: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и другие.

Если рассуждать о его идее Сверхчеловека, то можно с уверенностью отметить, что сам Ницше, боровшийся с недугом почти половину своей жизни, сам стал воплощением сверхчеловека благодаря воле, упорству и силе мысли.

Кто-то считает Ницше основоположником фашизма с его идеей о Сверхчеловеке, которой умело воспользовался Гитлер, но с тем же успехом эта идея мыслителя стала основой для популярных комиксов о Супермене и прочих супергероях, а также одним из первых в литературе ее использовал американский писатель Р. Говард, создавая своего героя Конана-варвара, олицетворения грубой силы и железной воли. Для современного общества слово «сверхчеловек» тесно связано с понятием из культуры комиксов, кино и мультиков про супергероев – отважных людей, обладающих сверхчеловеческой силой и выносливостью.

Идея о Сверхчеловеке Ницше оказала серьезное влияние на развитие философии, культуры, искусства, а также нельзя не заметить тот факт, что в основе многих последующих религиозных сект или политических партий также лежит эта идея.

Ницше полагает, что каждый человек рождается свободным и всю жизнь стремится обрести власть. Но общество построено таким образом, что уже с детства человеку ограничивают свободу. В качестве рамок выступают законы морали, нравственности, поведения. То есть, все традиционные ценности современной цивилизации на самом деле не только облегчают нам жизнь и служат основой общества, но и выступают в роли цепи, на которой сидят люди.

Другое дело – Сверхчеловек – он не принимает правила общества, он стремится получить как можно власти и для достижения своих целей для него нет преград – ни моральных, ни физических, все должно подчиняться его воле.

Для Ницше Сверхчеловек является не столько идеалом человека, но больше неким абсолютом, к которому можно и нужно стремиться всем людям. Не стоит видеть в идеологии философа стремление признать всех людей за некий биоматериал, который напрочь скован всеми условностями, законами и порядками нашего мира. Скорее Ницше предлагает всем людям понять, какими бы они могли стать, если бы не были охвачены сетью ограничений, наложенными цивилизацией, построенной на принципах морали, добра и других добродетелях. Он не призывает всем становится Сверхлюдьми, по сути, но хочет, чтобы люди могли мыслить шире своего сознания, шире тех рамок, которые им дал мир цивилизации.

Если бы Ницше высказал свое мнение о Раскольникове, то он с полным правом бы назвал его человеком, который решил ступить на путь, ведущий к статусу Сверхчеловека. Ведь герой романа Достоевского пошел наперекор морали, закону, нравственности. Он совершил преступление, которое для него виделось просто способом улучшить свою жизнь. Для него не стало преградой то, что ради этого пришлось убить человека. Однако, дальнейшие события показали, что Раскольников психологически не был совсем принять такое положение дел. Он осознал, что совершил преступление против человека.