Найти тему
Андрей Костров

Про цифровизацию школьного обучения

Не рубите сук, на котором сидите!

С цифровизацией экономики под нож попала и сфера образования. С какой-то шальной торопливостью все превращают в цифру. Тезисы, с которым реформаторы принялись за дело – железные и неопровержимые.: «Главное – вовремя сделать необходимый шаг в развитии; главное – не отстать от технологического прогресса. Переход на цифровою экономику, цифровое управление, цифровую сферу услуг, внедрение в производство искусственного интеллекта являются главными факторами развития страны, единственными условиями победы в СВО, необходимыми условиями выхода в состав передовых технологических держав. Иначе – отставание, иначе – регресс и риск потерять государственный суверенитет. Опередят. Завоюют. Отберут. Рабами сделают. Государство Российское уничтожат».

В риторике поборников тотальной цифровизации постоянно слышится: государство в опасности, поэтому цифра, государство должно развиваться, поэтому цифра. Государство, государство, государство. Но, как мы увидим позже, именно над государством и занесена «рука цифры». Именно от всеобщей цифровизации, бездумного ее воплощения российской государственности и грозит смертельная опасность, вот в чем тут подвох.

– Образование, – продолжают поборники реформы, выстраивать свою убедительную логику – это важнейшая сфера государства. Цифровой экономике и цифровому обществу нужны советующие люди, люди нового поколения, способные внедрять и развивать новые цифровые технологии, вывести страну на новый технологический уровень. Новому обществу нужен новый человек – современный, прогрессивный, подготовленный. Поэтому сфера образования – прежде всего она – должна быть перестроена под задачи современности, под новые исторические вызовы, под современные форматы жизни, под технологический прогресс человечества. Следовательно, образование должно стать цифровым! – заключают в конце реформаторы.

– Хорошо! «Новое государство». «Новый человек». «Новые форматы». «Прогресс». «Суверенитет» – звучит! Но не нарушим ли мы чего-то главного, системообразующего, существенного, вмешиваясь в эту тонкую область жизни – образование? Не выбросим ли и плод с водами?.. – спрашивают озабоченно у поборников цифры государственные мужи, ответственные за безопасность и развитие страны.

– Нет, что вы! У нас над реформой работают лучшие специалисты, профессионалы, – лукаво наперебой произносят поборники цифры.

– Действуйте! – Мы вам доверяем – утверждают свою резолюцию высокие чиновники. – Только не навредите. Создавая новое, не разрушьте основание. И помните, что дети – наше будущее, наше все!

Получив санкции высших начальников, реформаторы, засучив рукава, принимаются за дело. И рубят с плеча – только щепки летят по сторонам. Машут царской грамотой перед носом людей: вот, мол, президент сказал, печать поставил. А кто встанет против его указа, тот будет наказан!

Но, как говорится, все дело в деталях. Технологией нужно еще уметь распорядиться с чувством, с толком и с расстановкой, чтобы, если поставить человека рядом с умной и совершенной машиной, призванной возвысить его на новый уровень развития, машина эта не оторвала своему творцу по локоть руку или, того хуже, голову.

– Не навредите! – эхом слышится голос руководителей страны. И в этом призыве наша надежда.

Опасность здесь заключается в том, что внедряющие цифру в жизнь человека или просто не имеют достаточных знаний в области, которую принялись препарировать, или являются носителями «сломанной» философии, взятой, как всегда, у «великого» Запада, и уже изначально в своих предпосылках мыслят и действуют ложно; или все понимают и знают, просто целенаправленно, планомерно выполняют заказ заинтересованных в разрушении России лиц, кто за барыш, а кто и по убеждению.

Бизнес – понятно: там прибыль, прибыль, прибыль, голова о другом не думает. Но о чем думают государственники, призванные думать о будущем страны? Идя на сделку с такой «прибыльной перспективой», думая, что извлеченными из создаваемого нового цифрового общества деньгами потом можно и школ хороших настроить, и все дыры залатать, и все исправить, они ошибаются. Думают так, видимо, до конца не представляя, чем это все может закончиться. Некого будет защищать, нечего будет исправлять, потому как государства как феномена, как факта, как способа жизни не будет вообще, а значит, исчезнут и сопутствующие государству явления и производные от него, такие как народ, история, традиция, родина, ценность, семья, церковь, вера, нравственность – все это канет в лету, провалится в бездну вместе с государством.

И главный, узловой момент этого перестроения традиционного общества под лекала цифры заключается в уничтожении нашей родной школы.

Как это делается.

К примеру, разумность есть один из сущностных признаков человеческой личности. Отнимите разум у человека, и перед вами предстанет уже не человек или недочеловек – безумец. Отнимите у человека свободу, достоинство, возможность созидать и любить, отнимите совместность у людей, и вы не увидите признаков того, что в этом обществе живут люди. СОЗНАНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩНОСТЬ есть онтологические основания человеческой природы. Человеческое общество – это общество, в котором живет и развивается, совместно существует и трудится, творчески преображает мир, обретает навык любви, дружбы, гражданской солидарности человеческая личность. И общность, наряду с деятельностью и сознательностью, в этой творческой созидательности есть фундаментальный признак культурного разумного человечества.

Общество, как и индивидуальный организм, развивается посредством качественного изменения – становления главных линий развития. Есть факторы в развитии, служащие растущему организму временной опорой: это составляющие линии развития, помогающие решить проблему данного периода и с переходом в другую фазу отмирающие за ненадобностью. А есть факторы сущностные – образующие – то, что не уходит со сменой периода, что остается и продолжает возрастать, с каждой фазой совершенствоваться, переходя из одного исторического периода в другой, не изменяясь в своих основаниях, а только укрепляясь, углубляясь, развиваясь. Это база. Камень во главе угла. Ценность.

Так что же такое наша школа? Что в ней есть генеральная образующая линия, основание, а что есть сменяющиеся формы – временный инструментарий? Что в феномене школы есть фундамент, каркас и крыша, а что есть инструмент, строящий и ремонтирующий здание, бетономешалка, которая, отработав свое, отправляется в сарай как потерявший актуальное значение предмет? И как бы нам тут что не перепутать, когда занимаемся перестроением дома, внедряя технологические новшества, пристраивая флигель, не позариться на технологическую сложность инструмента, на его пеструю привлекательную форму и не поставить его во главу угла, чтобы потом не очутиться в этой бетономешалке в качестве перемалываемого цемента? Если мы уберем основание, на котором стоит дом, и поменяем на цветастый жужжащий механизм, здание наше рухнет, как карточный домик.

Итак, общность, деятельность, сознание – неразрывные фундаментальные основания человеческого бытия. Не одно из этих оснований нельзя нивелировать, нельзя изменить, вырвать из человеческой жизни. Это надо знать и держать в уме, когда хотим что-то перестроить в обществе, в его фундаментальных основах.

Школа – это живая, развивающаяся (не деградирующая!), созидающая, необходимая для возрастания и развития человека совместность.

Государство Российское составлялось и собиралось людьми, живущими в определенном пространстве с целью совместного хозяйствования вокруг определенного смысла, вокруг культурно-духовной задачи. Но каким бы ни был характер этого человеческого собрания вокруг и по поводу чего-либо, это всегда живое телесно-пространственное взаимодействие, это культивирование эмпирического, реального единства людей.

Совместная молитва в храме, религиозные ритуалы, общественные праздники, семейная совместность, образовательная совместность – все это формы совместного присутствия людей здесь и сейчас, в одном пространстве. Все это созидающие формы совместного бытия народа. Дом, семья – совместное хозяйствование, это совместное рождение и воспитание детей. Богослужение – совместное моление. Школа – совместное обучение. Уберите реальную совместность в этих системообразующих форматах жизни, и вы уничтожите все! Распадутся все основания человеческого бытия, и деятельность, и сознание, и любовь, и творчество, и право, и солидарность, и ответственность.

Семья, как и церковное собрание, не может заменить школу – быть первичным коллективом в государстве. Хотя многие считают именно семью главной ячейкой общества. Думающие, что семья воспитает гражданскую личность, гражданское самосознание человека, глубоко ошибаются. Семьи достаточно было бы в обществе с родоплеменными отношениями. Большое государство объединяет людей на других, не кровных, не семейственных началах и основаниях; только государственные институты могут воспитать и образовать гражданина страны. Семья – это необходимая первичная стадия жизни человека, это лоно любви, семейного тепла, это семейные навыки заботы людей друг о друге. Это первый базовый опыт общественной жизни человека. Сознательного же, свободного от личной, семейной узости, семейного эгоизма, гражданина, создает школа, где личность человека обретает государственное правовое сознание и самосознание. Взаимозависимость и преемственность семейного института и государства – это отдельная тема. Здесь же мы должны понять одно: семья воспитывает индивидуальную, начальную форму общественности, его семейно-кровную основу, а государственная школа создает укрепляющие связи на базе духовно-правового единения людей вокруг общественно-народной государственной задачи. В семье человек мыслит личным благополучием, получает основы личностной культуры. В государстве человек мыслит категориями счастья целой страны. Мыслит себя субъектом не только своей личной жизни, но и субъектом целого народа. Государственная школа – это необходимый конституирующий институт человеческого общества, необходимая ступень возрастания духовной-правовой основы человека.

Сознательность, сознание, самосознание – базовые силы души, образуются и развиваются посредством обучения и развития; деятельность – учебная деятельность, благодаря которой осуществляется становление личности, развитие индивидуальных и коллективных способностей; и общность – развитие природы совместного бытия, необходимое условие осуществление двух первых оснований. Общность не абстрактная и цифровая, общность реальная, живая, со-бытийная.

В доиндустриальный период, во времена родоплеменных отношений, совместностью была трудовая деятельность: охота, земледелие, защита племени; культы: хороводы, народные игрища, поклонение богам природы. В христианский период религиозный культ усложняется содержанием совместности: христианские смыслы христианской религии. Славяне становятся частью всемирной истории, преемниками Византии; главным собранием народа в одно целое, образовательную функцию осуществляет храмовое богослужение. Народ собирается в храме для совместного моления. Это стало предпосылкой и подготовкой перехода к следующей форме общественности – из родоплеменного человека, человек вырастал в гражданина, субъекта совместного государственного хозяйствования.

Религиозное ли, научное ли знание, навык семейных отношений, является содержанием совместности, мы видим одно: живое общение, со-существование людей друг с другом в едином пространстве, в условиях совместной деятельности, результатом которой является развитие в человеке сознания и самосознания – способности его быть субъектом свой личной жизни и быть субъектом истории своего народа. Это есть необходимые условия сохранения и развития в человеке его личностного начала. Вот трехчастная структура общественного государственного образования: семья – школа – государство, единое общество, нераздельная совместность.

Итак, школа – это структурная единица государственной общности, первичный коллектив государственной системы, особая, сущностная форма становления мыслящего себя гражданином, личностью, субъектом истории человека – носителя внутренней предпосылки, на которой зиждется и развивается государство как целое, как общность, как способ человеческого общебытия. Школа – это особая специфическая совместность, в которой личность перерастает из члена семьи в полноправного гражданина страны; где происходит становление самостоянья человека, которое есть залог, как мы знаем, его величия. В школе ребенок учится государственным формам жизни. В школе юный человек учится взаимодействовать с товарищами в различных групповых форматах; в школе формируется характер личности, здесь рождается и крепнет, развивается сознательная и деятельная любовь к Родине. Здесь юное существо учиться мыслить и превращать свою мысль в действие, учится творческой трудовой совместности; учится уважению, субординации, эмпатии, дружбе, способности ставить пред собой достойную цель, и добиваться ее, получает для этого необходимый инструментарий: умение мыслить и действовать. Расширяет кругозор, учится волевому решению, учится рефлексировать, координировать, выражать и защищать свою личностную позицию, добиваться правоты и признавать ошибки. В школе ребенок учится быть человеком, личностью, гражданином своей страны; учится уважать другого, обретает наставников, вдохновляется в лице учителей опытными и сильными людьми. Уничтожьте эти предпосылки, не сформируйте в сознании внутренний план совместной деятельности людей, уничтожьте эту совместность, уничтожьте традиционную школу ­– и вы уничтожите само государство, уничтожите личностное начало в человеке. Расползется все по нитям. Вернемся в родоплеменной строй, а то и хуже, распадемся на отдельные сущности, молекулы, атомы. Превратимся в ничто.

В восторженном воодушевлении рукотворцы цифровизации говорят: «Школы, какой мы ее знаем, скоро не будет, образование станет дистанционным, современным и прогрессивным».

Почему традиционная советская, русская школа не устраивает реформаторов, перекройщиков традиционного мира? Потому что государственная общеобразовательная школа была создана на основаниях, в которых человек, какого бы происхождения он ни был, должен был иметь настоящее качественное образование. Любой родившийся человек считался личностью, имеющей возможность, и право развиваться, и возрастать до любых высот. И только от него самого зависело, в какой степени и на каком уровне ему остановить свое восхождение. Государство было заинтересовано в том, чтобы человеческое имя звучало гордо для всех живущих и трудящихся. Независимо ни от каких этнических и сословных особенностей.

А сейчас хотят снова разделить общество на высших и низших. Нужны люди низкого сорта и люди высшего сорта. И именно это преступное разделение народа на высший сорт и низший противоречит нашему представлению о мире, обществе и человеке. Такая форма жизни русскому человеку чужда. Неприемлема.

Цифровизацией в том виде, в котором ее проводят, рубят голову государству. Цифровизация школы – разрушение традиционного совместного обучения детей, это есть топор, который занесен над головой России безжалостным кровавым палачом.

И в старорусском кафтане, и в по-европейски сшитом двубортном костюме человек проживет, а без головы – нет.

И буквально несколько слов о том, как это делается, какими методами осуществляется программа по разрушению школы.

Методом переложения с больной головы на здоровую. Надо сначала довести организм до больного состояния, потом эту болезнь как приобретенный фактор, патологию преподнести в качестве нормы, в качества исходного материала, а потом сказать: «Вот это уродливо, поэтому подлежит перестройке или вообще полному устранению». Со школой проделывают именно такой фокус.

Школу довели до уродливого состояния. Лучшее, созидательное, конструктивное нивелировали, а негативные факторы гиперболизировали, раздували, подкладывали дрова в огонь. Делали это планомерно по продуманному алгоритму: школьную совместность превратили в стадо, толпу. Созидательное сотрудничество превратили в истерические конфликтные взаимоотношения в коллективе. Из учителей сделали надсмотрщиков и полицаев или грубых, злых, самоутверждающихся за счет детей полуобразованных существ. Безысходность, духота, глупые, бездарные методологические инновации, ложная правовая система отношений между учениками, родителями, с одной стороны, и учителями – с другой. Агрессивная, тоталитарная администрация. Все по лекалам западного маркетинга. Патологическая среда стимулирует нелучшие качества человека, провоцирует и выводит наружу неблагоприятные черты и пороки учителей, некоторые, справедливости ради, недостойны носить звание учителя. Пространство школы превратили в душные муравейники. То есть изуродовали школу до неузнаваемости. Слова «воспитание», «коллектив», «учитель» – изначально созидательные категории, – извратили, заложили в них новые деструктивные смыслы: «толпа», «принуждение», «надзиратель» и т. д.

Осталось объявить, что такая школа обществу не нужна!

«Посмотрите, люди добрые, какое уродливое явление – школа. Давайте создадим новую школу, дистанционную, сетевую, безопасную (от коллектива), созидательную». А родители, и учителя, и сами дети, оглядевшись, в итоге скажут: «И в самом деле, как можно жить в этом сломанном механизме, в этом больном организме, паталогическом, разрушающем личность?» И согласятся в конце концов на предложения реформаторов, из двух зол выбрав меньшее.

Это не означает, что школе не требуется обдуманное реформирование. Требуется. Но только в свете понимания, что есть хорошо, а что есть плохо; что есть главное, а что второстепенное. В свете собственной философии жизни и адекватной нашему способу бытия идеологии. Иначе мы отвергнем камень, который положен в основание угла. Иначе навредим себе, разрушим все, и останемся ни с чем.

С семьей происходит та же история. Семейный институт разрушается по тому же алгоритму.

Под видом того, что вы будто выводите человеческое общество на новый уровень прогресса, ведете государство к новым формам развития, вы осуществляете подлог. Вы создаете не сильное государство, вы создаете новый формат всемирной глобальной общности – тоталитарное сетевое человечество, сетевую империю, то, что должно прийти по вашему замыслу на смену традиционному многонациональному государству.

Цифровизацией традиционной школы вы убиваете государство на корню, вы стираете с лица земли народы, нации, вы убиваете личностное начало в человеке – ту главную ценность, которую призвано охранять государство, создавая условия безопасного развития человека, его благополучное личностное возрастание. Создавая новое общество потерянного в Сети человечества без родства, без дома, без родины, без истории, пола и лица, вы творите античеловека. А сейчас вы хотите подготовить почву, создаете переходные форматы, условия, которые должны подвести жизнь человека к тому, чтобы, однажды проснувшись, этот человек понял, что живет совсем в другом мире, что государство теперь не есть его необходимое традиционное существование; более того, он вдруг спонтанно поймет, потому что вы создадите соответствующее сознание в нем путем нейролингвистического программирования – ваших уловок, что государство с границами и правом, законами жизни, традициями, культурой стесняет его сетевое бытие, его сетевое сознание, его сетевую сущность. Вы создаете условия, чтобы, однажды проснувшись, человек понял, что он – гражданин другого мира, мира большой глобальной Сети. Сеть – его жизненное пространство, сетевые правила – его моральные законы. Сеть – его внутренняя необходимость. Он увидит, что государств нет, их заменили цифровые платформы «Яндекс», «Т-Банк», «Сбер», «ВКонтакте». Это будут сетевые страны-города – концлагеря будущего сетевого человечества.

Вы этого хотите? Нет?

Если нет, если вы хотите сохранить страну и живое человеческое общение – не разрушайте школьную совместность, традиционный формат обучения.

Цифровизируя школу так, как вы это делаете, вы разрушаете Россию, за которую сейчас проливает кровь русский солдат.

Все, что я описал, очевидно для всех мало-мальски думающих людей, для всех, кто находится внутри этих процессов: учителей, родителей, самих детей. Но почему-то это неочевидно для государственных чиновников, которые, как обезумевшие, продолжают, не ведая, творить безумие: разрубать общество и убивать государственность.

Кто вы, реформаторы?

Но ведь, разрушив школу, они возьмутся за цифровизацию Думы. Лиха беда начало! Распустят по домам.

Не рубите сук, на котором сидите.

Лично я – за добро, за человека, за добрые личные отношения, за все хорошее и созидательное, за сознательность, разумность, сердечность и любовь; за настоящее, качественное образование, за приоритет культуры над бытом, духовного над телесным; человеческого достоинства над денежной прибылью – за родную, добрую школу.

Андрей Костров