«Кто в молодости не был радикалом (вариант: либералом) - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума». Этими словами Уинстона Черчилля можно описать судьбу Александра Сергеевича Пушкина. Почему? Судите сами.
"Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу."
Эти строки из оды "Вольность" (1817 г.) посвящены Александру I.
А вот что пишет поэт в стихотворении "Друзьям" 11 лет спустя уже о другом императоре Николае I:
"Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами."
Весьма противоречиво, не правда ли? Тем более, что в школе нас учили, что Пушкин и царизм вообще несовместимы. И Александра Сергеевича за неприязненное отношение к власти частенько отправляли в ссылки. Хотя, с другой стороны, разница в стихотворениях - более чем десятилетие, а за это время и в России, и в Европе могли произойти изменения, сильно повлиявшие на мировоззрение Пушкина. Об этом рассказал главный редактор проекта "Россия - моя история" историк Александр Мясников, считающий, что именно с 1817 года, когда Пушкин окончил лицей, начинается перекос в нашем отечественном литературоведении.
Как все выпускники лицея, люди хорошо образованные, Пушкин пошел работать в МИД (министерство иностранных дел).
А МИД того времени - это, ни много, ни мало, - внешняя разведка (о, как!). Его друг и коллега барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт - потомственный военный, дипломат, выдающийся российский изобретатель и универсальный ученый.
В 1828 году Шиллинг избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук в области литературы и древностей Востока и получил чин действительного статского советника. Шиллинг, про которого, кстати говоря, даже в советской энциклопедии ничего не писали, был едва ли не самым главным человеком в МИДе и занимался Цифирной канцелярией (криптографической или шифровальной) - главного криптографического управления Российской империи.
Когда Пушкину разрешили воспользоваться закрытой библиотекой Вольтера (французского философа, историка, писателя, публициста), приобретённой когда-то Екатериной II, "ненавистник царей" (так нас учили в школе и институте) Александр Сергеевич попросил выдать ему... как вы думаете, что? Нет, вовсе не запрещённые стихи вольнодумцев или что-то в этом роде, а - книги, связанные с Каббалой! Впрочем, зная, где и с кем именно бок о бок трудился поэт, этот выбор уже не слишком удивляет. А его коллегой был Павел Шиллинг, весьма известная в определенных кругах личность.
Ещё до своего назначения его начальником Цифирной канцелярии МИД в 1828 году, Шиллинг разработал биграммный шифр - шифр простой замены из 992 знаков с «пустышками». Его словарь состоял из двузначных буквенных сочетаний (биграмм), а кодовыми обозначениями были двух-, трех- или четырехзначные числа. Биграммы составлялись с помощью специальной таблицы - транспаранта. Биграммный шифр Шиллинга до конца XIX века считался главным дипломатическим шифром Российской империи, и им пользовались дипломаты и военные. Один из сослуживцев Павла Львовича по МИД Ф.Фонтон писал: «Шиллинг сочинил для министерства такой тайный алфавит, то есть так называемый шифр, что даже австрийский искусный кабинет и через полвека не успеет прочесть». Интересно, что систему шифрования, придуманную Шиллингом и (возможно!) Пушкиным, действительно не могли "сломать" на протяжении 50 лет!
В 1820 году Пушкина отправили в южную ссылку. В начале мая он выехал в Екатеринославль (нынешний Днепропетровск). Там поэту было скучно, местное общество его не прельщало. Он искупался в холодном Днепре и заболел. Таким Пушкина нашёл приятель, младший сын генерала Раевского, героя войны 1812 года. Семью военного сопровождал доктор - он и вылечил «солнце русской поэзии»: уже через неделю Александр Сергеевич выздоровел и отправился с Раевскими на лечебные воды Кавказа. Пушкин прокатился с приятелем по всем интересным местам от Пятигорска до Крыма. Но пора было возвращаться к работе. Прослужив два года, Пушкин был приписан к канцелярии начальника Бессарабской области.
Однако все общеизвестные факты опровергает историк Мясников, утверждающий, что никакой "южной ссылки" в жизни Пушкина не было! Допустим, 6 мая поэт выехал, а 16 уже был в Екатеринославле - т.е передвигался он со скоростью 100 км. в сутки?! Да этого просто быть не могло: в те годы нельзя было путешествовать, не имея при себе "путевого листа", в котором должно было быть написано, что Его Императорское Величество Государь Император Александр Павлович направляет сотрудника такого-то туда-то. Так что не было никакой Южной ссылки. И Пушкин путешествовал с Раевским вовсе не по "курортным", а по недавно присоединённым местам. Впереди была русско-турецкая война. Они ехали в сопровождении 60-ти казаков с пушкой! Всё остальное - мифология, придуманная вокруг Пушкина (пусть даже он действительно гениальный поэт!), которая была нужна, чтобы скрыть его подлинный род деятельности. А уж в советское время биография Александра Сергеевича обросла новыми пикантными подробностями в угоду правящей власти.
А теперь вернёмся к началу публикации - строчкам из оды "Вольность", посвящённой Александру I.
"Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты Богу на земле."
Эти стихи при жизни поэта никто не публиковал - они существовали только в рукописном варианте, их никто не знал. Просто Пушкин был по-настоящему государственным человеком, которому был необходим соответствующий образ.
Окончив лицей, он подписал соответствующую бумагу. Его зарплата составляла в среднем 700 рублей в год. А когда на трон взошёл Николай I и Пушкин вернулся в МИД, его зарплата составляла уже 5000 рублей - это зарплата министра, а вовсе не "опального поэта"!
Пушкин занимался чем-то таким, что сегодня можно назвать борьбой с русофобией.
В своих черновиках он рисовал только тех людей, с которыми дружил и работал бок о бок - например, Шиллинга (кстати говоря, исследовали долго не могли определить, кого именно изобразил поэт).
По мнению исследователей, именно Шиллингу Пушкин посвятил известные строки:
"О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..."
Про "обломки самовластья" было написано в юношеском порыве (а с кем не бывает?) - пером на бумаге. А потом всё это достали и использовали так, как было кому-то нужно. Дружил ли Пушкин с декабристами? Конечно. нет. Существует запись беседы Александра Сергеевича с Николаем I, которая подтверждает это.
Криптография, шифровальное дело было естеством Пушкина. И эту совершенно незнакомую нам сторону жизни любимого поэта в его время использовали правильно, поскольку он был активным, общительным и мобильным человеком. В XIX веке перемещались довольно медленно - на запряжённых лошадьми каретах с тяжёлыми сундуками. А у Пушкина был один чемодан, с которым он разъезжал куда угодно. Только представьте: за свою жизнь наш он проехал 45000 км. - об этом свидетельствуют найденные путевые бумаги, подписанные Александром Сергеевичем!
В сентябре 1826 года в Чудовом монастыре Московского Кремля состоялась первая встреча Пушкина с Николаем I. Будущий Император считал эту встречу очень важной и незадолго до своей коронации приказал привезти Пушкина в Москву. После коронации состоялся непростой разговор, после которого Николай I сказал поэту: "Что же до тебя, Пушкин, ты свободен. Где бы ты ни поселился, - ибо выбор зависит от тебя, - помни, что я сказал, и как с тобой поступил, служи родине мыслью, словом и пером. Пиши для современников и для потомства, пиши со всей полнотой вдохновения и совершенной свободой, ибо цензором твоим - буду я".
В дальнейшем отношения Пушкина и Императора складывались замечательно. Александр Сергеевич попросил вернуть его в МИД (а сделать это напрямую мог только человек, занимающий достаточно высокое положение в обществе, а не какой-то "опальный поэт"), и через день Николай I подписал соответствующий документ. Пушкин продолжил заниматься криптографией.
Слишком много штампов засело в наших головах не только в отношении Пушкина, но и многих других деятелей, говорит Александр Мясников, но история так устроена, что нужно лет 200, чтобы всё встало на свои места.
Например, Фаддей Булгарин, которого якобы не любил Пушкин, был первым разведчиком-нелегалом, служившим в наполеоновской армии, и всё, что рассказывают о нём и Пушкине - неправда.
Вспомним еще одну цитату Пушкина о демократии в Америке из статьи под названием «Джон Теннер», опубликованной в 1836 году в журнале «Современник». Опус писателя Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке», рассказавшего в нём о своей поездке в Америку и о нравах американцев потряс Пушкина царившим в США по сути рабовладельческим строем. Не имея личного опыта, он изучил кучу материалов на эту тему и написал следующее: «С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую - подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами.»
Досталось от разгневанного поэта и Европе. После начала польского восстания 1830 года Европа, которая недавно клялась России в вечной дружбе, изменила клятвам и стала помогать полякам. «Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной бешеной клеветою. Конституционные правительства мира хотят мира, а молодое поколение, волнуемые журналами, требует войны», - написал Пушкин и экспромтом сочинил стихотворение, быстро ставшее популярным не только в России, но и за её рубежами, к тому же - пророческое.
КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? Волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос!
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Стихотворение действительно пророческое, поскольку проводит параллель между прошлыми и сегодняшними событиями. "Всё на свете повторяется, и ничто не возвращается" - это вечная истина, считает Александр Мясников. Англичане снабжали через Польшу южное общество декабристов. Здесь нет никакой выдумки, это указано в протоколах допросов.
Война 1830-1831 гг. - страшная вещь, о которой в эпоху императорской России не рассказывали, поскольку во всём был виноват брат Александра I и Николая I Константин, а в советское время - потому что поляки были нашими "друзьями". Суть - простая. Константин женился на полячке и отрёкся от престола. А в 1830 году декабристские идеи вызвали в Польшу смуту, аналогичную декабристскому восстанию в Петербурге.
Константин же повёл себя так, как никто не ожидал. Польша тогда входила в в состав Российской Империи, и польская армия присягала российскому императору. Будучи цесаревичем, Константин снял с военных присягу, и началась война. Российско-польская война 1830-- 1831гг. унесла больше жизней, чем война 1812 года. Но "не было бы счастья, да несчастье помогло": спасло ситуацию то, что Константин заболел холерой и умер.
Источник: "Сегодня утром" на канале "Звезда".
Понравилась публикация? Поставьте, пожалуйста, лайк. Подписывайтесь на мой канал!