Найти в Дзене
Не просто о жизни

Тайна старой карты 4

Пока один стрелял, другой приближался, прячась в складках местности. Затем менялись ролями. Хорошо обученные диверсанты из Бранденбург – 800 не знали, что им противостоит не военный, а всего лишь скромный служащий банка. Вскоре у него закончился последний диск. Он достал у убитого немца пистолет ТТ. Вытащил оттуда обойму и выщелкал из неё патроны. Снарядил ими автоматный диск. То же он произвёл и с двумя другими запасными обоймами. Стал ждать, когда немцы подойдут к двери. Видимо, немцы решили, что у него нет больше патронов. Приблизившись, они приоткрыли дверь, и дали внутрь сарая две короткие очереди. Один, с перевязанной рукой, заскочил быстро внутрь, но не увидел лежавшего на сеновале Ивана Трофимовича, и получил в живот длинную очередь. Второй хотя и был ранен, схватил автомат своего коллеги, выскочил наружу и стал стрелять в открытую дверь. Иван Трофимович дал в ответ короткую очередь, но в автомате больше не было патронов. Он отбросил его и достал наган. Оставалось только жд

Пока один стрелял, другой приближался, прячась в складках местности. Затем менялись ролями. Хорошо обученные диверсанты из Бранденбург – 800 не знали, что им противостоит не военный, а всего лишь скромный служащий банка.

Вскоре у него закончился последний диск. Он достал у убитого немца пистолет ТТ. Вытащил оттуда обойму и выщелкал из неё патроны. Снарядил ими автоматный диск. То же он произвёл и с двумя другими запасными обоймами.

Стал ждать, когда немцы подойдут к двери. Видимо, немцы решили, что у него нет больше патронов. Приблизившись, они приоткрыли дверь, и дали внутрь сарая две короткие очереди.

Один, с перевязанной рукой, заскочил быстро внутрь, но не увидел лежавшего на сеновале Ивана Трофимовича, и получил в живот длинную очередь. Второй хотя и был ранен, схватил автомат своего коллеги, выскочил наружу и стал стрелять в открытую дверь.

Иван Трофимович дал в ответ короткую очередь, но в автомате больше не было патронов. Он отбросил его и достал наган. Оставалось только ждать. Немец ранен и долго не продержится - подумал он.

Но тут в сарай влетела граната, и Ивана Трофимовича оглушило от взрыва. Но спасло то, что он был на сеновале и осколки прошли мимо. Мелькнула тень, и он стал стрелять из нагана в открытую дверь пока не кончились патроны.

Затем он снял с себя командирскую сумку и засунул её между кровлей и широкой доской обрешётки. Туда же отправил и револьвер. Достал имеющиеся при нём документы и изорвал на мелкие кусочки всё, кроме партбилета, который у него хранился в металлическом портсигаре, хотя он не курил. Запихнул портсигар глубоко за голенище сапога.

Посмотрел в окно. Машина, на которой приехали немцы, по-прежнему стояла на дороге. Он сунул руку в карман пиджака и нащупал там рубчатый корпус лимонки. Гранату ему сунул в руки лейтенант, когда они расставались. Он осторожно вышел из сарая, пригибаясь побежал к машине, зажав в кулаке подарок лейтенанта.

Осторожно открыл дверь со стороны водителя, и увидел направленный на него ствол автомата. Раненый немец лежал на водительском сиденье и зло смотрел на него. Думал, наверное, что я уже мёртвый - прошипел он.

- Где машина с грузом, говори, если жить хочешь, давай быстро выкладывай.

Ну вот и всё - подумал Иван Тимофеевич, разжимая усики запала и вытаскивая чеку. Сколько хороших людей погибло, чтобы груз немцам не достался. Удерживая ладонью спусковую скобу, он приблизился вплотную к раненому немцу и спросил - а ты что русский?

Да - ответил тот, мой отец был дворянином и генералом. Воевал в армии Деникина. А ты как к немцам попал - осведомился Иван Трофимович.

Немцы обещали вернуть нам наши земли и поместья - ответил диверсант. Иван Трофимович в ответ рассмеялся и ответил - ну и дурак же ты, от ваших поместий давно одни развалины остались.

Диверсант с удивлением смотрел на него и никак не мог понять, почему этот человек перед смертью смеётся над ним.

Где машина с драгоценностями? Заорал он.

Здесь она - спокойно ответил Иван Трофимович - вот смотри. Он поднял руку и разжал ладонь. Спусковая скоба сухо щёлкнула и отлетела в сторону.

Взрывом Ивана Трофимовича отбросило в сторону, а бензобак автомобиля с диверсантом вспыхнул сразу ярким пламенем. Немцы теперь никогда не узнают, где спрятана машина с банковскими ценностями - это последнее, о чём он успел подумать.

Немцы ещё не заняли эту местность, поэтому Советская власть здесь ещё действовала. Председатель сельсовета позвонил в местное отделение НКВД, и вскоре в деревню прибыла оперативная группа из несколько сотрудников. Они долго и дотошно расспрашивали всех кто, что видел, писали протоколы допросов, осматривали местность.

Местные жители рассказали, что здесь были в форме НКВД и одного пехотного старшего лейтенанта убил человек в штатском. Он один долго отстреливался из автомата. Его тщательно обыскали. Никаких документов при нём не нашли, только в сапоге за подкладкой обнаружили портсигар в котором лежал его партбилет.

Убитых в форме НКВД и пехотного старшего лейтенанта положили в кузов автомашины и увезли, а штатского командир опергруппы приказал похоронить на местном кладбище.

Фото автора
Фото автора

Продолжение рассказа об эвакуации ценностей из госбанка г. Смоленск в Москву . Предыдущие части в подборке на канале.

На этот раз я приехал к деду и бабушке отлично экипированный. Купил хороший металлоискатель, и мне изготовили длинный, прочный, двухметровый штырь с поперечной ручкой. Мужчина, который его делал, спросил - на места боёв поедешь, солдат поднимать?

- Смотри, будь осторожным, а то один мой клиент, искатель приключений, на небеса отправился к тем, которых искал. Нельзя лежащих в земле тревожить, они этого не любят.

А самое главное, мне удалось на сайте черных копателей найти ссылку на немецкий сайт, где были опубликованы фотоснимки германской аэроразведки, сделанные как раз перед началом войны. Я потратил много времени, но нашёл фотографию участка местности, где как раз была та деревня, где происходили эти события.

Я понял смысл оставленного в командирской сумке послания, как найти машину. Там было чётко написано, что автомобиль съехал в воду по бревенчатому настилу.

Хотя прошло уже много лет с того времени, я надеялся, что в болотистой почве остатки настила должны были сохраниться. Благодаря фотоснимку аэроразведки я нашёл это место, на котором хорошо был виден настил. Конечно, сейчас рельеф и берега болота видоизменились, но примерно можно было определить это место.

Я распросил дедушку и бабушку, не помнят ли они этот случай со стрельбой в их деревне в начале войны. Бабушка сказала, что она была совсем маленькая, а дед ответил, что был такой случай, но деталей он не помнит. Зато посоветовал обратиться к бабке Параше, которой сейчас под 90 лет и она живёт у дочери через три дома от нас.

Бабушка Параша оказалась довольно живой старушкой, и хорошо помнила этот случай. Она рассказала:

- Когда началась стрельба я спряталась в погреб и ничего не видела. Но люди рассказывали, что возле сарая соседнего дома был настоящий бой.

Вездесущие ребятишки видели, как из сарая по солдатам стреляли из автомата, а потом раздался взрыв, и загорелась стоящая на дороге грузовая автомашина. Говорили, что один человек убил четверых военных, но сам погиб.

Приезжали чекисты и всех допрашивали. Потом председателю сельсовета велели похоронить этого человека на деревенском кладбище.

Где его похоронили - спросил я. Место там приметное - ответила она. Могилка, наверное, уже заросла, но если надо, ты её легко найдёшь.

Справа от входа на кладбище растёт большая берёза, её председатель колхоза специально посадил. Ведь мы не знали ни имени его, ни фамилии. Раньше металлический крест стоял, кузнец наш сделал. Но не знаю, цел ли он сейчас, я уже давно из нашей деревни сюда переехала.

Я поблагодарил бабку Парашу, вынул из своего рюкзака большой пакет с апельсинами, бананами и шоколадными конфетами и отдал ей. Объяснил - это моя благодарность за интересный рассказ.

На следующий день рано утром я уже подъехал к воротам заброшенного деревенского кладбища. Оставив мотоцикл у ворот, я сразу увидел справа большую берёзу.

Продравшись сквозь густую траву и кустарник, я подошёл вплотную. Действительно, время практически сравняло могильный холмик с землёй. Сильно проржавевший металлический крест лежал на боку.

Я достал заранее припасённую сапёрную лопатку. Расчистил от травы место захоронения и установил крест на место. Немного постояв возле могилы, отправился ко второй части моей сегодняшней поездки.

Я решил найти место захоронения последнего водителя госбанка, которого похоронил Иван Трофимович. Он писал, что захоронение было на пригорке и там вкопан кардан от машины. Я специально поехал к лесу, чтобы оттуда следовать маршрутом их последней поездки.

По дороге было несколько пригорков. Возможно, раньше дорога могла проходить несколько иначе.

Достал металлоискатель, настроил его и мне сразу повезло. Как только я взобрался на пригорок, металлоискатель стал показывать наличие металла.

Расчистив верхний слой земли, я увидел конец от кардана полуторки. Дома я на всякий случай заранее в интернете изучил устройство карданной части полуторки. Всё совпало.

Это было то место, где похоронен водитель. Присыпав землёй свою находку от искателей металла, я поехал дальше по дороге к деревне. Стараясь по памяти воссоздать путь по фотографиям, найденным в интернете.

Надо отдать должное немецким картографам. На каждой фотографии был чётко указан масштаб, поэтому я заранее вычертил контур дороги от кромки болота того времени.

Но мне никак не удавалось обнаружить деревянный настил. Может дорога стала проходить в другом месте или кромка болота сместилась. Решил заехать в сарай, перекусить отдохнуть и немного подумать. Я сегодня уже сделал довольно много хороших находок.

Удобно расположившись на сеновале, я прилёг на постеленный мной брезент и даже не заметил как задремал, а когда проснулся, то решил возвращаться назад и не тратить время на поиск настила.

Надо будет расспросить дедушку. Ведь когда он жил в этой деревне, наверняка гонял местных коров и лошадей на водопой и хорошо знает, где этот настил.

Вечером за ужином я наконец выяснил у деда местонахождение настила. Оказывается, он сильно зарос кустарником, поскольку длительное время им не пользовались, а в качестве водопоя использовали другое место.

С утра я сразу поехал на старый водопой и с помощью своего штыря быстро обнаружил остатки настила. Берег в этом месте сильно зарос кустарником и мелкими деревцами. Честно сказать, мои руки дрожали, когда я добрался до края настила и стал штырём ощупывать дно. Но ничего не обнаружил.

Пришлось вернуться к сараю и натаскать из него старых досок, из которых соорудил что-то вроде плота. Отплыв метра на два, взял металлоискатель и опустил его в воду, и сразу на индикаторе загорелся сигнал обнаружения большого количества металла. Я чуть не свалился в воду от радости.

Затем осторожно ощупал дно металлическим штырём и быстро определил контуры автомашины. К сожалению вода была грязной, а место сильно заилено, и я не отважился спуститься в воду. Машина видимо стояла на колёсах, так как я нащупал контуры кузова, кабины и моторной части.

Продолжение следует.