Найти тему
Библиодичь

В.Болотов, серия «Хроники Роркха» (8/10)

Вова Бо, серия «Хроники Роркха» (законченный в 2021 году цикл, 7 книг, источник)

8/10

Порядок чтения без изысков: Хроники Роркха-1-2-3-4-5-6-7

В условиях, когда «невообразимый» заработок авторов книжек привлекает многочисленных подражателей и «литнегров на зарплате», история, построенная на собственном оригинальном сеттинге – уже редкость. А если добавить, что это первый же большой цикл автора, который сразу набрал пачку премий и «зрительских симпатий», возникает логичный вопрос – а почему я до него добрался только сейчас. Видимо, на то воля Роркха, теперь я в курсе.

Итак, перед нами достаточно затейливый сплав LitRPG и темного фэнтези. Да, есть цифры, параметры-статы, есть герои, есть виртуальная игра. Но по каждому пункту пачка «но», делающая цикл действительно самобытным.

В игре нет традиционных alter ego игрока. Участники фактически «вселяются» в своих «хантов» как в аватары и берут их под частичное управление. Хант может одобрять действия игрока, может – не одобрять, отражением этого выступает параметр «синергия», низкие показатели которого делают персонажей неиграбельными для конкретных игроков. Фактически, тут не про «прокачку», а про умение понимать других и разбираться с конфликтами между Я и не-Я. Такие вот психологические этюды.

Далее, ханты развиваются, но не экспой «от набитых монстров», а за счет тренировок, на которые их направляют игроки в свободное от «вселения» время. То есть тут нет вариантов «пришел пионером – в конце цикла стал божеством». Цикл построен на более тонких вариациях вокруг развития природных талантов (при чем и игроков – в реальном мире, и хантов – в Роркхе). Сильный персонаж – это синергия двух сильных типов, поэтому ГГ тоже придется много и тяжело тренироваться, а не только гонять своего персонажа от одной перестрелки к другой.

Ну и, наконец, хэдлайнер цикла - сам Роркх – тоже достаточно новая история в рамках жанра. Нет, конечно, книг про «мрачные города, пожирающие души своих жителей», немало, в том числе и фантастических. Но здесь образ оказывается более полным. Днем это Эльдорадо для любителей отдыха и развлечений, ночью – смертельная ловушка для всего живого, наполненная монстрами, вестниками темных богов и прочими «милыми» созданиями. Ну, фактически «Город твой – двуликий зверь...» и далее по тексту. Узнаваемо. Уместно. Емко.

Роркх – это не только декорации, это самостоятельное действующее лицо, объект культа и даже немного божество. Проявляется это достаточно долгое время только в традициях игрового сообщества, однако по мере развития сюжета становится ясно, что «в каждой шутке – шутки доля», а из гардероба начинает выглядывать жо… жёлтый взгляд кого-то неведомого, естественно.

Долгое описание сеттинга связано не с тем, что история скучная, а с его оригинальностью. История тоже неплоха, прямо скажем, но более традиционна для жанра. Повороты-ружья-арки – все есть и все на месте, однако если и искать, за что покритиковать серию, то сюжет в ней более уязвим.

ГГ – опытный игрок, однако играет на «светлой стороне» Роркха. Стечением обстоятельств он попадает в «ночной» город, заводит ряд знакомств, попадает в гильдию, где раскрывается и растет и как игрок, и как человек. Параллельно выясняется, что ему «чисто случайно» попался не самый обычный хант, что и потянет за собой историю дальше. Вырулит вся эта красота в итоге на спасение Родины от захватчиков из параллельных миров. Неплохо, но вот ни разу не оригинально, да еще и откровенно провисает на долгих описаниях очередной «ночи Роркха». Ну нельзя десятки страниц прописывать «а тут на меня выпрыгнула очередная костяная гончая, и я ее как будто из последних сил…», ну, вы поняли. Хотя по стилистике утрирую, конечно, язык у цикла довольно приличный, пока автор не начинает усердствовать со словом «крайний».

Второй повод для критики – это главный герой. Он не очень умный, не очень умелый и не особо догадливый. При этом справедливый, волевой и по-хорошему упертый. «Хаос и импровизация» - идеальный коктейль для жанра, но опять же достаточно избито для «серийного читателя». Однако вся критика ГГ разбивается образами его спутников – это вторая изюминка серии, которая, наряду с самим Роркхом, в общем-то и делает цикл более чем достойным прочтения.

«Персонажи второго плана» очень удачные, на них построено и большое количество любопытных «фоновых» историй, и чуть ли не весь юмор, время от времени встречающийся в Роркхе. Помните Орбита Хрусталино из «Вальдиры» Д.Михайлова? Ну вот тут таких красавцев чуть ли не целая гильдия. Увлеченные люди на грани, а иногда и слегка за гранью адеквата – это такая хорошая изюминка серии, которая используется автором к месту и ко времени, удачно оттеняя мрачняк самого Роркха.

В общем, 8/10 и, наверное, можно было бы и побольше поставить, если бы за плечами не было такого количества прочитанных «одноклассников» Роркха, сбивающих условную «новизну» сюжетных ходов. Однозначно рекомендую к прочтению, особенно тем, кто только начинает знакомиться с жанром.

PS: Кстати, у «Хроник Роркха» есть еще и спин-офф - «Потрошитель» на 2 книги. Я пока что до него не добрался, а вот у вас - все шансы!