В Греции очень почитаем святой Иоанн Русский (+ 1730) – воин, оказавшийся в турецком плену и смиренно перенёсший все его тяготы, не изменив своей вере и проводивший особенную, праведную жизнь. Он прославился бесчисленными чудесами. Можно сказать, что святой Иоанн в 1880 году поступил в русскую Пантелеймонову обитель, при жизни ни разу не ступив на святогорскую землю. Дело в том, что никому не удавалось по особому чудесному попущению взять даже малейшую частицу от его святых мощей, и только один раз святой сделал исключение – для Русского Пантелеймонова монастыря. Часть его десницы и поныне находится в храме вмч. Димитрия Солунского в монастыре. Интересно, что через Пантелеймонов монастырь святой дал знать о своём особом покровительстве русскому воинству, в рядах которого ему довелось служить во время своей земной жизни. Вот что сообщил об этом удивительном чуде о. Митрофан, бывший настоятелем афонского подворья в Константинополе. Когда разразилась Первая мировая война, к нему явился грек–торговец, уроженец Малой Азии, Каппадокийской области, Кесарийской митрополии. Из города Прокопиона, где тогда пребывали мощи святого Иоанна, к нему прибыл его ближайший родственник и поведал о чуде, случившемся с мощами святого Иоанна русского – «пленника», как его называли греки. В самом начале войны мощи внезапно исчезли из нового храма, построенного специально для русского святого. Вся вина за это внезапное исчезновение пала на одного служителя храма. Он был арестован и взят под стражу. Обвиняемый был в полном недоумении и скорбел об исчезновении мощей. В следующую ночь святой Иоанн явился во сне одной 60-летней старице и повелел ей сказать властям, чтобы выпустили ни в чём неповинного служителя. «Я отлучился на 2-3 дня в Россию благословить русское оружие на брань с врагами. Затем добавил: скоро русские воины будут и здесь… Но вы не бойтесь, русские и турки вам ничего не сделают. Не причинят никакого зла». И действительно, по прошествии трёх дней мощи обрелись на своём месте в храме. Это было сказано о. Митрофану в самом начале войны, ещё за два месяца до начала войны с Турцией. Первую часть видения настоятель подворья сообщил письмом, вторую часть уже устно, когда прибыл в родную обитель вместе с остальными русскими монахами, высланными из Константинополя. Пути Господни неисповедимы, и мы не можем сказать, почему вторая часть предсказания не исполнилась; видимо, как покаяние Ниневии спасло её от Божия гнева во времена пророка Ионы, так богопротивная деятельность некоторых наших соотечественников не позволила совершиться великому делу освобождения Константинополя.
В 2005 году мне и моим друзьям довелось побывать на празднике святого праведного Иоанна Русского. Случилось это случайно, просто мы решили приложиться к мощам и промыслительно забыли, что Греция подчинилась самовольному переходу Константинопольского патриарха Метаксакиса на так называемый новоюлианский календарь. Приехали в маленький населённый пункт на о. Евбея и увидели, что он переполнен представителями разных народов: тут оказались не только греки, но и цыгане и даже негры. Праздник представлял нечто грандиозное: тысячи людей, в конце службы Крестный ход в котором участвовали не только как-то особенно вышагивающие учащиеся то ли студенты, то ли гимназисты , но и подразделение вооруженных сил с автоматическим оружием. Отойдя от храма, крестный ход остановился у какой-то эстрады с мощнейшими усилителями, в которые владыки и духовенство кричали так, что, наверное, было слышно в Афинах или даже в Салониках. Храм окружила гигантская ярмарка, православные цыгане плясали и пели. Причем плясали иногда совсем уже необычно.6 ложились на капот машины и та начинала медленно ехать, а они, двигаясь, ногами выплясывали на земле. Какие-то кающиеся грешницы проходили путь хода на четвереньках. В общем, было всеобщее веселие и чрезвычайное разнообразие. У нас такие празднества проходят сдержаннее